Животные в цирке

Слоны и тигры, медведи и пантеры, лавы н лошади, козы и бегемоты, кошки и голуби — несовместимость, несовместимость.

Да какая же, право, несовместимость (ошибся Брем, недопонял чего-то!), если львы здесь преспокойно гарцуют на лошадях, нервные пантеры соседствуют с тиграми, волки пасутся вместе с меланхоличными козами, а сосредоточенные цирковые кошки безразлично взирают иа пернатых собратьев по арене.

Этот парадокс, давно ставший правилом дрессировки, никого в цирке (как всякое правило] не удивляет. Впрочем, он остается парадоксом только для зрителей, которые, веря все-таки Альфреду Брому, с опаской взирают на странное соседство хищников и травоядных, ждут чего-то.

А что можно ждать от такого соседства! Что лев. к примеру, слопает лошадку, облизнется, рыкнет довольно! В принципе сие возможно, но вероятность невелика. Вряд ли больше процента. Уймитесь, кровожадные!

Значит, будем ждать иного. Трюка, например. Головокружительного трюка, прекрасно демонстрирующего колоссальные возможности тела животного. Пусть пантера покажет нам невероятные прыжки, воспетые Киплингом в неумирающем Маугли. Пусть обезьяна продемонстрирует чудеса сообразительности, вполне доказывающие, что ее племя достойно называться предшественником племени человеческого. Пусть неуклюжие медвежата успешно конкурируют с гибкими и пластичными акробатами. Пусть будет так. Мы ждем. Мы готовы аплодировать. Мы уже улыбаемся в предвкушении веселого и радостного зрелища: звери в цирке!

А почему, собственно, мы улыбаемся! Разве у нас вызывает смех медведь, парящий над ареной, медведь-гнмнаст, медведь-вольтижер, зажавший в ласты зубник! И смешон ли слон-зквилибрист. напряженно и тяжело балансирующий на шаре! Или грустный лев-канатоходец! Тут, простите. не до смеха. Тут впору восхититься талантом и трудолюбием дрессировщика, сумевшего пойти наперекор природе животного, восхититься, ахнуть восторженно, но —честно говоря! —посочувствовать зверю.

Да простится мне мое наивное отношение к цирку, но я бы разделил номера с животными на два типа: где звери работают, и где звери живут. Впрочем, подчеркиваю: такое деление существует лишь в зрительском, дилетантском восприятии, ибо для любого дрессировщика эти понятия однозначны, а разница между ними — лишь в идее номера или в его сюжете. Но ведь перед вами — заметки зрителя, который не знает, как работает дрессировщик, не разбирается а профессиональных тайнах его ремесла. Да это ему, зрителю, и ие нужно. В конце концов, не требуем же мы от писателя, например, подробностей творческого процесса. Мы просто берем его роман, повесть или рассказ и читаем.

Это очень впечатляющее зрелище: когда звери работают. Корниловский слон, балансирующий иа огромном шаре. Лев Ирины Бугримовой, взбирающийся на высокую тумбу по двум параллельным канатам. Медведь Луиджи Безано, делающий «курбет» иа узкой перекладине. Дрессировщики здесь не пытаются скрыть, что трюк труден. Да это и не нужно скрывать: соль трюка—в сложности. Чем труднее, тем лучше. Тем выше мастерство дрессировщика. Тем больше внимание публики. Тем громче ее восторг.

Да, мастерство дрессировщика, его терпение, его изобретательность измеряются как раз сложностью трюков, которые выполняют — и как выполняют! — звери в аттракционе. Но только пи ею! Пожалуй, я бы сказал иначе: не только ею.

В старой детской песенке о кошке, у которой, естественно, «четыре ноги и длинный хвост4. утверждалась, между прочим, дуровская идея дрессировки: нельзя кошку обижать за ее за малый рост. Идея эта, не всегда до конца приемлемая, взята на вооружение всеми советскими дрессировщиками как в работе, а дрессуре. так и в демонстрации трюков. Доброе отношение к животным, так сказатъ. политика алряника», не исключает, конечно, в некоторой доли политики кнута. Одно дело—работать с безобидными собачками (болонками или терьерами], другое — с тиграми или медведями, за которыми нужен не только «глаз да глаз», но и крепкая рука. Хищники — существа коварные, злые и не всегда благодарные. Но представьте себе артиста, который во время представления не только нс выпускает палку-выручалочку из «крепких рук», но то и дело пускает ее в ход. Как это может понравиться зрителям! Думаю, никак.

Вот вы заметили, как ходят в цирк дети! Они с нетерпением ждут встречи со слонами, с тиграми, с собаками. Они рады уже одному появлению зверей на арене. Они с готовностью хохочут над любой (даже самой непритязательной) репризой в зверином аттракционе. И взрослые, умные взрослые, обремененные семьями, должностями, годами, наконец, ничем в тот миг от детей не отличаются. Цирк нивелирует возраст. Цирк юн, и юны его зрители, вне зависимости от того, сколько кому лет. И нельзя перед ними орудовать палкой: они не простят грубого обращения с животными, потому что жалостная песня про кошку постоянно жива в них.

Это долгое отступление о методах дрессировки не случайно. Оно говорит об
отношении зрителей к цирку зверей. Не только к поведению дрессировщика (иа манеже или за его пределами) со своими четвероногими артистами, но и к работе самих этих артистов. К их поведению на арене. К их физическому и психологическому состоянию, наконец.

Я ни в коей мерс не выступаю против сложных для животного трюков в аттракционе. без них нет дрессуры. Да, такие трюки восхищают, ошеломляют, поражают, заставляют замирать от страха или от напряжения — все, что угодно, выбирайте любую реакцию! Любую, кроме ощущения легкости, радости, раскованности. Ощущения, столь важного для юного (а мы уговорились: в цирке нет возрастов] зрителя, пришедшего «на тигров» или ина обезьян».

Плох тот дрессировщик, который ие может научить зверя работать иа пределе возможностей (разумном пределе, конечно). Но как же плох дрессировщик, который не думает, не хочет думать о комическом в своей дрессуре. Причем, термин «комическое» здесь весьма условен, потому что смех в зале вызывает все: от цельной сюжетной сценки до смешно переваливающегося на задних лапах медведя, одиноко идущего по манежу. А смеющаяся публика более благодарна, чем публика, напряженно ждущая смертельного трюка.

Ирина Бугримова, демонстрирующая аттракцион сложный и грандиозный, прекрасно понимает это и то и дело добавляет долю юмора в свою работу. Достаточно вспомнить хота бы грозного царя зверей, которого она весело
(но не без труда) таскает по манежу за хвост.

Хитрый, хота и простодушный герой Степана Исаакяна — отнюдь не мастер дрессировки. Он все время попадает в неловкие ситуации то с крокодилом, то с бегемотом. Звери у него именно живут на манеже, и, кажется, никто (а уж дрессировщик — тем 6олее. ) не принуждает их показывать почтеннейшей публике всякие сверхъестественные трюки. Возможно, профессионал мог бы сказать, что у Исаакяна нет каких-то особо головоломных трюков. Может быть, с позиции профессионала это так и есть. Но ведь зрители, к счастью, дилетанты, а артист работает для них. И легкость этой работы, веселость ее немудрого сюжета, простоватый комизм ситуаций на арене — главное в выступлении Исааияиа.

Я не случайно заговорил именно о его аттракционе, потому что в нем почти нет и смешных» зверей. В самом деле, чем. например, смешон крокодил! Помилуйте: кошмарный сои». Но артист сумел и сюжетом, и собственной игрой, и дрессурой (все-таки дрессурой! осмешиитъ своих животных, создав иронический спектакль о Храбром Назаре.

Рустаму Касееву было легче: кто лучше актеров-медведей подходит для веселого представления (Разве что обезьяны, но о них попозже. И опять, возможно, с позиции цирковых профессионалов у Касеева тоже ист головокружительных трюков, которые в цирке любят называть рекордными. Но разве зритель вспоминает о них, когда один за другим на барьер выплывают мишки в модных туалетах, ничем не походя иа длинноногих и гордых манекенщиц! В этой роли медведи трогательно нелепы, смешны, а остроумный текст, комментирующий этот курьезный показ мод, превращает представление в веселую пародию.

И обезьяны, лукавые шимпанзе, сосредоточенные сморщенные «человечки» Вайды и Валентина Ивановых, пестрые и шумные джазисты с саксофоном, гитарой, ударным комбайном тоже, казалось бы. ничего сверхтрудного не делают. Нс выжимают стойку иа одной лапе, не крутят тройного сальто, а просто «заводятся» бешеным ритмом музыки, вполне профессионально имитируя «человеческую» бит-группу вроде абнтлсов» или «скальдов». Исстари человек смеялся над тем комичным искусством, с каким обязьяна подражает ему самому—венцу творения. Ивановы прекрасно использовали это «обезьянье искусство», показав не только хороший вкус, точное понимание смешного, но и сильную дрессуру.

Читайте:  Как кормить вест хайленд уайт терьер

Кстати, об обезьянах. Ученые сегодня дотошно изучают степень интеллекта представителей многочисленного отряда приматов, а мы с огромным интересом узнаем о результатах подобных исследовании, ждем подтверждения: да, есть интеллект. Вот почему все-таки приятнее увидеть ч на арене цирка, как мартышка играет на гитаре, сосредоточенно возится с мотоциклом, строит пирамиду из кубиков. Вот почему слон, ни за что не желающий спать без подушки (был такой трюк у чехословацкого дрессировщика Циргака), пожалуй, любопытнее, чем тот же слои, но ловко стоящий на одной ноге, — физические возможности животного (пусть даже непривычные для зрителя) зрелищно менее интересны, чем проявление его «умственных» способностей.

Вероятно, меня сейчас кто-то обвинит я явной передержке: при чем здесь «умственные» способности животного, если налицо— условный рефлекс, выработанный часами репетиций! Обвинит меня и формально окажется правым. Но только формально. Мы, зрители, лишь догадываемся об этих тяжелых часах, отдаем дань таланту дрессировщика, но это — потом, после представления. А в минуты спектакля нам верится, что все на арене — всерьез: и капризы слона и музыкальный экстаз шимпанзе. Так — только сегодня, а завтра будет иначе. Эта придуманная нами условность позволяет забыть о закулисной «кухне» цирка, о пресловутой политике «кнута и пряника». И если театральные актеры убеждают нас своим талантом, что на сцене — жизнь, то у четвероногих артистов задача примерно та же. С учетом вышеупомянутой условности. А уж степень нашего доверия зависит от работы животных, а значит — от дрессировщика, от его многочасовых репетиций.

Конечно же. в таком зверином спектакле очень много значит изначальный замысел авторов, сюжет, остроумный и веселый текст. Как, впрочем, и кто этот текст произносит. Мне довелось посмотреть номер Рустама Касеева с комментариями Юрия Никулина. Думается, этот актер в рекомендациях не нуждается. И поверьте мне иа слово: добрая доля успеха мишек-манекеищиц — его заслуга. Но ведь в Москве Касеев работал с Никулиным. А кто будет в другом цирке! В другом, увы. будет другой коверный. И совсем не обязательно талантливый. Тем более. что такие — наперечет. Проиграл бы от этого номер! Несомненно. И вот Рустам Касеев сам вэял микрофон, сам заговорил, и комментарий его вряд ли хуже никулинского. Значит вот она — нехитрая истина: дрессировщик-демонстратор должен быть актером. Он должен уметь говорить иа манеже, уметь перевоплощаться. как того требует сюжет его номера. И это относится ко всем дрессировщикам: и к тем, у кого аттракцион связан единым сюжетом, и даже к тем, кто просто демонстрирует набор трюков.

Я не буду приводить много примеров в подтверждение этой несложной мысли. О Касееве уже сказано. Но и у Степана Денисова — типичный сборный аттракцион с очень сильной дрессурой. Казалось бы, по традиции и не стоит связывать воедино все трюки: трудно и по смыслу ис
обязательно. Но Денисов прежде всего — актер. И ролью своей — ролью сильного и спокойного, уверенного в себе и в животных человека—он вольно или невольно соединяет отдельные трюки в яркое и захватывающее зрелище. А партнеры Денисова— под стать его роли: они—тигры. Вы скажете: тоже мне роль! Ведь укротитель и должен быть сильным, смелым, уверенным. Бесспорно — так, но одно дело— быть смелым, другое — сыграть смелость. В одном случае — жизнь, без которой укротитель не укротитель, в другом — театр. А театр не у всех получается.»

Но не стоит подменять театром (особенно. плохим. ) саму дрессуру, серьезную и профессиональную работу с животными. В конце концов, для того, чтобы зритель только посмотрел иа зверей, цирк ие нужен: хватит зоопарка. А в цирк люди все-таки приходят увидеть, что звери умеют делать. И, честное слово, недостаточно надеть на собачек, и примеру, пестрые костюмы-корсеты, посадить их в расписные повозки, подвесить звонкие колокольчики. выпустить на манеж — каково! А бедные звери в этих корсетах и шевельнуться не могут. До работы ли им!

Вот тут-то к месту будет упомянуть о номере Антонины Польди. Она тоже работает с собаками, но не пытается подменять дрессуру костюмной пестротой. «Голые» собачки у нее работают весело, в темпе, да что там работают — носятся по манежу, делают все положенные им трюки с такой радостью, что. кажется, и нет для них никакого цирка и никаких зрителей, а есть двор и любимая хозяйка. с которой так весело играть!

Заметьте: играть, а не работать. Вот вам еще один образ, сыгранный дрессировщицей, которая сумела темпераментом, актерским взглядом выделить свой номер из длинного ряда ему подобных.

Сейчас уходят в прошлое так называемые «смертельные» трюки, а. честно говоря, патологические — вроде тех, когда укротитель сует голову в пасть льву, передает хищнику мясо изо рта в рот. терпеливо ждет, пока слон перешагнет через него. Игра в риск бессмысленна и фальшива, и ио она сегодня определяет зрительский интерес. Зрителя нынче не обманешь ни красивой позой, ни ярким реквизитом, ни даже высоким титулом. Зрителю нужно зрелище—интересное, веселое и, по возможности, талантливое. А талант актера-дрессировщика как раз складывается из таланта актера и таланта дрессировщика, и для истинного успеха необходимы оба компонента.

Ни в одном из перечисленных в заметках примеров я те противоречу этой (будем называть ее так!) аксиоме дрессуры. И за кажущейся простотой аттракциона Степана Исаакяиа, и за кажущейся легкостью игры Антонины Польди, и за смешными выходками медведей Рустама Касеева стоит прежде всего работа. Те самые долгие часы репетиций, о которых те знает зритель и где вырабатываются сложные отношения укротителя и его подопечных.

Можно вспомнить сотни цитат об отношениях человека и животного. Мы уже назвали одну и совсем не классическую: про бедную хвостатую кошку. Анатолий Леонидович Дуров в свое время писал: «Когда желают оскорбить человека, говорят: «Эх ты, животное!». Я. со своей стороны, считал бы для себя за честь быть похожим во многих отношениях на некоторых животных».

Мне кажется, что детская песенка «про кошку» ничуть не противоречит высказыванию знаменитого артиста. Не потому ли я всегда вспоминаю ее, когда та арену выходит элегантный и вальяжный инспектор манежа и объявляет раскатисто: «Аттракцион— дрессированные тигры!»!

Или не тигры. Медведи, слоны, собаки, обезьяны, наконец ие важно — кто. Важно — как с ними работает артист. И это сложное и прекрасное «как» должно быть одинаково для всех. Как! Талантливо.

Источник: http://www.ruscircus.ru/zhivotnye_v_cirke_752

Это ненормально. Использовать диких животных для развлечения

В конце июня на странице в инстаграме глэмпинга «Дикая собака Динго» появился пост о том, что к ним едет тигр и с ним можно будет сфотографироваться (теперь пост удален).

Ростислав Гаврылив, дрессировщик хищников, привез зимой в Казань Big Сat Show, гастроли затянулись из-за пандемии. Теперь он дважды в неделю приезжает с тигрятами в глэмпинг. Отдыхающие или любой желающий, кто записался на фотопрогулку, могут наблюдать за животными, погладить их и сфотографироваться.

Пост быстро собрал множество откликов, по большей части — гневных. Кто-то недоумевал, как это возможно в XXI веке — предлагать такое очевидно негуманное развлечение, кто-то отписывался, предлагая заменить лозунг лагеря «Оставайся диким» на «Оставайся дикарем», кто-то призывал одуматься, ведь «Дикая собака Динго» позиционирует себя как экоотдых. Каждую среду они проводят субботники на территории поселка Старое Победилово, убирают берег Волги, лес, а тут такое.

Следующий пост владелица лагеря Альбина Фахрутдинова посвятила тигренку Лакки — оказалось, что он болеет, у него предполагали эпилепсию, и прогулки с Лакки и его трехмесячной сестрой Кэнди помогают собрать деньги на лечение. Но и на этот пост отклики были негативными — люди предлагали даже организовать сбор средств на лечение тигренка, но не допускать эксплуатацию животных.

«Инде» разбирается в ситуации вместе с ее участниками и экспертами — дрессировщиком Ростиславом Гаврыливым, руководителем ретро-кемпинга «Дикая собака Динго» Альбиной Фахрутдиновой и директором Казанского зоопарка Фанисом Нурмухаметовым.

Кэнди и трем ее братьям 11 июля исполнилось четыре месяца. Все они, кроме Лакки, сейчас живут в вольере в Казанском цирке, а Лакки — с нами в квартире. Повадки у Кэнди более резкие, чем у ее брата, ее можно трогать и гладить, но нужно обращаться с осторожностью: лицом к лицу лучше не подходить, гладить без резких движений, но смело. Сфотографироваться можно в процессе прогулки, например, когда она находилась и села, можно присесть рядом и сделать фотографию. А Лакки более контактный, к нему можно даже детям подходить.

Читайте:  Отзывы владельцев о породе собак; Сиба-ину: характер питомца и как относится к детям

Расскажите, как возникла идея фотопрогулки с тиграми в «Динго»?

Гулять с тиграми где угодно невозможно, все-таки это хищники, с ними на набережную не выйдешь. Мы приехали отдыхать в глэмпинг и обсудили с Альбиной вопрос прогулок на территории лагеря, она согласилась, сказала, что это интересно.

Как вы считаете, почему люди реагируют негативно?

Потому что сейчас очень модно заниматься зоозащитой. Я считаю претензии в нашу сторону необоснованными. Да, в каждом стаде есть паршивая овца, и именно из-за таких всех клеймят под одно. Но когда человек хорошо к животному относится, с любовью, старается, а ему палки в колеса вставляют, я не понимаю, зачем это. Я вообще не приемлю радикальные взгляды, а зоозащитные организации — радикалы. Так себя вести нельзя. Если вы говорите, что что-то делать плохо, предлагайте какие-то альтернативы! Альтернатив нет. Выпустить всех? А как это сделать?

Для чего организованы фотопрогулки? Ради прокорма?

Безусловно, это помогает. У каждого человека бюджет не резиновый, и сейчас, спустя почти полгода без работы, становится тяжело. Тем более что нужно проводить лечение Лакки (у него недостаток витамина B) — это полторы тысячи рублей в день. Прогулки — это еще и возможность социализировать тигренка, показать, что ему ничего не угрожает. Если он сейчас не привыкнет к людям, то когда он вырастет в 200 кило, это будет намного сложнее.

Что за заболевание у Лакки, врожденное?

Ставили разные диагнозы: родовая травма, внутриутробное заражение гельминтами. Когда первый раз случился приступ, мы испугались и обратились в ветеринарную клинику. У тигренка взяли кровь на анализ, прокапали витамины, некоторое время он находился в стационаре. Сейчас состояние стабилизировалось.

В комментариях к посту о Лакки люди советовали вместо фотопрогулок организовать сбор денег на лечение тигренка. Как вы относитесь к такому предложению?

Я не хочу писать слезные посты, что у меня тигры, их нужно кормить, лечить Лакки, а денег нет. Животных кормят организаторы шоу — сейчас это Казанский цирк. Выделяют средства на 11 взрослых животных, а тигрят мы кормим сами. И очень ждем, когда массовые мероприятия вновь можно будет проводить, чтобы была возможность выступать.

А тигрята переживают, когда много людей и все их трогают? (Этот вопрос задала посетительница глэмпинга.)

Нет. Они родились с людьми. В цирке довольно большой коллектив, и мы не запрещаем общаться. Лакки живет с нами в квартире, с моим ребенком, и он нуждается в общении. Например, ребенок уроки делает или листает книгу на кровати — тигренку нужно именно на книгу лезть, чтобы его заметили, ему нужно внимание.

Как организовано место отдыха тигрят в кемпинге? Им есть куда спрятаться от людей, если устали?

Они заходят в палатку и спят там, прямо на кровати. Лакки привык спать на мягком, на полу спать не станет.

Почему вы разводите тигров?

Меня радует, что есть возможность восполнить популяцию, когда в природе она сокращается. Мне бы хотелось, чтобы они остались с нами и стали артистами. Но если нет, то моя задача — найти для них какое-то суперкрутое место, пристроить к хорошему дрессировщику, куда я смогу приехать и убедиться, что с ними все в порядке. Такая практика помогает избежать инбридинга (близкородственное скрещивание. — Прим. «Инде»).

Как вы их дрессируете?

Подход основан на психологическом контакте. Начиная с восьми месяцев животных можно приучать к манежу: они ходят, смотрят реквизит, привыкают к месту. Каждый тигр — индивидуальность, как и человек, поэтому к каждому нужен свой подход. Трюки разучиваются с детства на поощрении. Если тигр не слушается, нужно сделать паузу, не заставлять. Бывает, не идет он на говядину, я пробую дать курицу. Можно заинтересовать игрой, во время игры придумать новые трюки. Задача дрессировщика — анализировать поведение животного, его состояние, предугадывать каждое движение, обезопасить и его, и людей.

Вы используете в дрессуре физические наказания?

Нет. Я не понимаю, что от этого можно получить. Если бить животное, оно будет относиться к дрессировщику с агрессией, бояться. Как я его буду целовать на выступлениях, если оно будет бояться? Насилием этого не добиться.

Бывает, что приходится быть строгим, хищники очень хорошо чувствуют тембр голоса, как и домашние животные. Они даже на строгий взгляд реагируют.

На одном из выступлений на вас напал лев. Почему это произошло?

Это все произошло в игре, у него не было сильной агрессии, он попробовал, показал мне: не расслабляйся.

Где содержатся хищники?

В вольерах. Для транспортировки используем клетки, их можно соединять, чтобы у животных было больше места для движения. В клетках есть бревна для стачивания когтей. Для игры буквально вчера я закинул тиграм кегли — это подарок Казанского зоопарка. Но вот, например, львам мы не кладем игрушки, потому что они не умеют играть, они начинают конфликтовать, драть друг друга.

До какого возраста хищники выступают на арене и что случается с ними после того, как их карьера артиста закончена?

Это зависит от состояния здоровья тигра. Если ему что-то не нравится и он не хочет уже выполнять трюки, его можно просто не брать на представление.

Каким вы видите будущее своих тигров, своего цирка?

Я очень хочу организовать сафари-парк, где я мог бы разводить тигров. Идея состоит в том, чтобы после дрессировки тигры спокойно относились к посторонним людям, тогда можно будет устроить прогулку со взрослым тигром на территории парка. Или это может быть формат завтрака с тигром. Сафари-парк — отличное решение для животных, они смогут бегать по просторам. Но пока это мечта.

Как будет развиваться российский цирк, по вашему мнению, будет ли следовать общемировым тенденциям отказа от участия животных в шоу?

Я не призываю людей посещать цирк, не собираюсь кого-то в чем-то убеждать. Мне кажется, в первую очередь нужно не обманывать самого себя и делать все, что от тебя требуется. Главная угроза не цирк. Люди разрушают экологию, уменьшается численность тигров. В цирке каждый дрессировщик относится к своим животным как к детям. Все трясутся над ними, не каждый человек возьмет на себя такую ответственность — посвятить свою жизнь животным. Зачем нас убеждать, что мы делаем что-то плохое? Мы же, наоборот, — за любовь, за добро, из хищника мы воспитываем любящее животное, которое можно поцеловать.

Что транслирует зрителю шоу, в котором хищник подчиняется человеку?

Каждый рассуждает в меру своей испорченности. Кто-то видит, как человек достиг гармонии с природой, видит дружбу тигра и человека — как это круто, какая связь у тигра и дрессировщика. Кто-то видит, что тигра ущемляют. О какой власти речь вообще? Это невозможно. Тигры, сколько я работаю с ними, делают только то, что они мне позволяют, потому что если что-то тигр не захочет… ну, он тигр!

В 50 странах, в том числе европейских и некоторых штатах США, полностью или частично действует запрет на цирковые представления с участием диких животных. Как вы думаете, почему?

Вы просто прочитали и верите в это. Но вот 4 июля в Германии стартовала программа цирка с хищниками. Зоозащитники в России апеллируют к тому, что цивилизованные страны отказались от цирка с животными, никто не выступает, и нам надо так же. Но это не так — цирк Кроне тот же работает. Мартин Лейси — лучший дрессировщик мира — там выступает, это его цирк.

Источник: http://inde.io/article/29722-eto-nenormalno-ispolzovat-dikih-zhivotnyh-dlya-razvlecheniya

Животные в цирке

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных

Цирки с животными все еще остаются популярными в некоторых странах, в том числе на постсоветском пространстве. Между тем, все больше людей отказывается от подобного развлечения, а в некоторых странах (Бельгия, Австрия, Греция, Ирландия, Кипр, Латвия, Нидерланды и другие) цирки с использованием диких животных уже под запретом. В чем обвиняют цирковых дрессировщиков и стоит ли поддерживать цирки с животными?

Читайте:  Почему дрожит йоркширский терьер: обзор основных причин и способы устранения

На фото: слон в цирке. Фото: flickr.com

Цирковые животные выходят на свободу

В Интернете все чаще можно видеть трогательные ролики о том, как бывших цирковых животных отпускают на свободу. И движение за освобождение диких животных, которые «работают» циркачами, набирает все большую силу.

В России и Беларуси также проходят акции протеста против цирков с использованием животных. Зоозащитники раздают и расклеивают листовки, призывая публику отказаться от подобного развлечения.

На фото: листовка за цирки без животных. Фото: google.by

Действительно ли цирки с использованием животных настолько негуманны? Давайте разберемся.

Счастливы ли животные в цирке?

Существует международная концепция оценки благополучия животных (в том числе диких), оказавшихся волей случая на попечении человека. К цирковым животным это тоже относится. Это концепция пяти свобод, где четко прописаны условия, в которых должны содержаться живые существа. Соблюдаются ли пять свобод в цирке?

  1. Свобода от голода и жажды. Публика не может видеть, насколько хорошо кормят животных и есть ли у них постоянный доступ к воде. Однако зоозащитники, которые проводят расследования, утверждают, что часто «артистов» морят голодом, чтобы «замотивировать» на работу, и подкрепляют эти утверждения доказательствами. То есть эта свобода НЕ удовлетворяется.
  2. Свобода от дискомфорта. Животные в цирке содержатся в тесных клетках, постоянно страдают от шума, не имеют возможности полноценно отдыхать, используется негуманная амуниция. Свобода НЕ удовлетворяется.
  3. Свобода для осуществления видотипичного поведения: животное должно иметь возможность жить в максимально приближенных к естественным условиям и вести себя в соответствии с видовой принадлежностью. С тем, что эта свобода НЕ удовлетворяется, не будет спорить даже самый ярый защитник цирков.
  4. Свобода от травм и болезней. Выступления в цирке – занятие травмоопасное, с этим не поспоришь. Предоставляют ли животным качественное лечение? По свидетельствам зоозащитников, нет.
  5. Свобода от горя и страданий. Цирковая дрессура – штука жестокая, свидетельство чему – множество съемок с помощью скрытой камеры (зоозащитники не дремлют). Так что эта свобода совершенно однозначно НЕ удовлетворяется.

То есть не нужно быть гением, чтобы понять, что животным в цирке живется, мягко говоря, не сладко.

Бывает ли гуманной цирковая дрессура?

Иногда цирковые дрессировщики утверждают, что работают «гуманно», однако возможно ли это, если речь идет о диких животных?

Во-первых, гуманная дрессура возможна только в том случае, если животным в целом обеспечивают качественное содержание и хотя бы минимальный комфорт. Цирковые животные этим похвастаться не могут.

Во-вторых, дикие животные, в отличие от тех же собак, не отбирались тысячелетиями по признаку лояльности к человеку и стремлению сотрудничать с ним. Они по своей природе боятся людей, стремятся избежать контакта и уж точно не рады выполнять человеческие прихоти, да еще среди оглушительного шума и под ярким светом на цирковой арене.

Чтобы животные «работали», их к этому принуждают. Какими методами? На сайтах зоозащитных организаций все описано и показано в деталях, здесь приводить подобные описания не стоит, чтобы не шокировать читателей.

На фото: дрессированные тигры в цирке. Фото: google.by

Так что вывод однозначен: цирковая дрессура диких животных гуманной не бывает.

А что вы думаете по поводу цирков с использованием животных?

Источник: http://wikipet.ru/3654-zhivotnye-v-cirke.html

Вся правда о цирке с животными (25 фото)

1. Когда основная дрессировка закончена, начинается полноценная тренировка, которая длится по 1-2 часа два раза в день.

2. Слонят обвязывают веревками вокруг ног и привязывают цепью к другому слону. Отныне любое движение, любой инстинкт и любое естественное поведение этого слоненка будет подавляться под четким взором дрессировщика и убедительной силой его кнута.

3. Отняв слонят от матерей, работники цирка привязывают их за все четыре лапы к бетонному полу. Слонятам не разрешают играть на свежем воздухе. Сидеть на привязи для молодого и любознательного слоненка столько времени (до 23 часов в сутки) просто невыносимо и опасно.

4. Зачастую слонята выносят болезненные уроки от попыток сопротивляться туго затянутым у них на лапах веревкам. Иногда их сопротивление может длиться несколько месяцев, после чего они сдаются.

5. Слоненка привязывают к другому взрослому слону и выгуливают их вместе в амбаре.

6. Знаменитый «центр сохранения слонов» на территории цирка «Ringling Bros.», зарегистрирована в оffshore, на самом деле – лагерь, в котором мучают бедных слонят, чтобы научить их выполнять нелепые трюки в цирке.

7. Во время подобных процедур слоненок постоянно кричит и страдает.

8. Сейчас уже многим известно, как на самом деле тренируют животных для выступления в цирке «Ringling Bros.». Но никто ничего так и не предпринял.

9. Управляющий цирком Гэри Джейкобсон держит электрошок в правой руке. Управление цирком заявляло, что они используют электрошоки лишь в качестве средства защиты, однако эти фотографии говорят об обратном.

12. Слонята кричат, когда их заставляют садиться на шпагат, валят на землю и бьют электрошоком.

13. Подобные жестокие «уроки дрессировки» проходят в секрете, о них не знают другие люди, не говоря уже о правительственных органах.

14. На этой фотографии слоненка учат ложиться по команде.

15. Цирк заявлял, что все трюки – всего лишь усовершенствование естественных способностей слонов, и что они используют только голос и поощрения во время дрессировок. На этих фотографиях видно, какие «поощрения» использует цирк.

16. Растить слона в цирке – все равно, что растить ребенка в тюрьме.

17. Гэри Джейкобсон использует крюк, чтобы слоненок научился держать хобот кверху.

18. Эти палки с крюком был сделаны одним из работников цирка, который впоследствии решил рассказать правду о месте, где он раньше работал.

19. На территорию, где проводятся дрессировки, никого не пускают, и она огорожена непрозрачным забором.

20. Слоненка учат стоять на голове.

21. В результате жестоких тренировок слонята учатся сидеть, лежать, стоять на голове, на задних лапах, поднимать хобот, пинать мяч и другие трюки.

22. «Дрессировка – всего лишь метод побуждения», – заявляет цирк «Ringling Bros.».

23. Неужели это похоже на «побуждение»?

24. Цирк так и не признал своих ошибок. Управляющий заявлял, что слоненок «дает им знать, когда он готов перейти на другой, боле высокий уровень социализации».

Понравился материал? – Поделись с друзьями:

Похожие статьи

Старейший цирк Ringling Bros. объявил о.

После 146 лет работы, легендарный американский цирк Ringling Bros., известный на международной арене под названием “Величайшее шоу мира”, объявил о.

Цирк Ringling Bros. провёл финальные.

После 145 лет своего существования известный во всём мире цирк со слонами Ringling Bros. прекращает свою деятельность. В воскресенье, 1 мая 2016.

Цирк Ringling Bros. объявил об отказе.

После 35 лет давления защитников прав животных PETA цирк Ringling Bros. объявил о поэтапном отказе использования слонов в цирковых представлениях! К.

Долгожданный фильм «The game changers» с русским переводом.

Шокирующее расследование на свиноферме «с высоким уровнем благосостояния» в Северной .

Хоакин Феникс получил «Оскар»: лучшая речь в истории награждения.

Франция запретит перемалывание птенцов в мясорубках и кастрацию поросят без анестезии.

Хоакин Феникс отправился на скотобойню сразу после получения награды SAG Awards.

Вадим Зеланд о коровьем молоке.

Животноводческие фермы со спутников Земли: фото.

Спортсмен-веган выиграл чемпионат мира по натуральному бодибилдингу.

Пять ужасных фактов о сыре от доктора Нила Барнарда.

Стакан коровьего молока в день повышает риск развития рака на 50 процентов.

Источник: http://veganstvo.info/90-vsya-pravda-o-cirke-s-zhivotnymi-25-foto.html