Социализация щенка

Важность социализации для щенка

Поскольку вы забираете щенка от матери, то вы становитесь ответственным за обучение его повседневной жизни. В ходе социализации вы постепенно и осторожно знакомите своего друга с разными явлениями в повседневной жизни, с новыми для него вещами, звуками, различными ситуациями и т.п.

Социализация призвана помочь вашей собаке успешно интегрироваться не только в человеческое общество, но и в общество окружающих ее животных.

Проблемы несоциализированных щенков

Собаки, которых в молодости должным образом не социализировали, зачастую вырастают в трусливых, не уверенных в себе собак, которые не знают, как себя вести в самых простых ситуациях. В результате, находясь в постоянном стрессе, собака постепенно становится агрессивной, поскольку это естественная защитная реакция животного на непонятные ему события.

Другие несоциализированные щенки могут вырасти в гиперактивных, беспокойных собак, которые вследствие своей неуравновешенности будут иметь большие поведенческие проблемы. Такие собаки всегда будут представлять потенциальную опасность не только для других животных, но и для хозяев.

Для чего нужна социализация щенка?

В ходе социализации молодая собака постепенно приобретает житейский опыт, учится отличать опасное от безопасного и контролировать свое поведение.

Таким образом, уже взрослая собака будет спокойно, без тревоги, воспринимать новые явления и ситуации. Тщательно продуманная социализация вашего щенка, поможет ему вырасти в послушную, спокойную и уверенную в себе собаку.

С какого возраста нужно начинать социализацию?

Социализация щенка, обычно, начинается сразу же после его рождения, когда мать начинает учить щенков порядку в стае и общению между собаками. Наилучший возраст для начала социализации щенков человеком — от 4 до 12 недель. В этом возрасте они наиболее восприимчивы к обучению.

Если вы купили щенка у профессионального заводчика, то вполне вероятно, что он уже начал социализацию вашего щенка, чтобы подготовить их к переходу к новым владельцам наилучшим образом. Поэтому всегда спрашивайте у заводчика, начал ли он заниматься со щенком и с чем он его уже познакомил. Забрав щенка у заводчика, вы будете продолжать его обучение.

Как правильно заниматься социализацией щенка?

До возраста 12 недель, щенка необходимо познакомить со множеством новых и неизвестных ему еще объектов и предметов, а также показать, как можно больше различных людей и собак. Можно брать его и отправляться с ним в оживленные места, например, на проспект, базар или к магазину, чтобы он мог осмотреть все вокруг, послушать новые звуки, увидеть незнакомых людей, магазинные тележки, продавцов на базаре и т.д. Покажите щенку почтальона или других людей, одетых в униформу, и попросите их разрешить вашему щенку их обнюхать.

Очень полезно постоять с ним около оживленной автострады или у светофора, пусть посмотрит и послушает движение машин. Если щенок сохраняет спокойствие, то его надо похвалить и дать лакомство. Но не хвалите и не кричите на него, если он нервничает, наоборот, поговорите с ним спокойным голосом, чтобы его успокоить. Если у вас есть друзья, у которых есть вакцинированные собаки, то было бы полезным дать вашему щенку поиграть с ними. Сходите с ним в парк, где он увидит множество новых и неизвестных ему собак, или на пляж, чтобы он мог побегать, наслаждаясь песком и волнами.

Старайтесь показать вашему щенку разнообразных людей: высоких, низких, толстых и худых, которые имеют усы или бороду, носят очки, шляпы, шарфы, зонты или трости, ходят с детскими колясками и т.п. Дайте щенку послушать различные звуки, например, сирены спецмашин, автомобильные и телефонные гудки, детские крики, лай других собак, гул самолетов, громкую музыку, фейерверки, визг тормозов, кошачье мяуканье, раскаты грома. Не ограничивайтесь этим списком, существует еще много нового, что ваш щенок должен узнать. Занимайтесь социализацией щенка ежедневно и постепенно, и не ожидайте от него слишком многого в таком юном возрасте.

Занятия должны быть короткими и интересными, иначе щенку станет скучно. Молодые собаки не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

Как социализировать собаку

Было бы полезным наметить план занятий. Пусть ваш щенок каждый день узнает что-то новое, но не более, чем 3-4 новых впечатления в день. Если щенок остается спокойным, то не забывайте хвалить и давать ему лакомство. Через каждую неделю возвращайтесь к пройденным занятиям, чтобы закрепить усвоенное щенком. Но не зацикливайтесь на одном и том же – предлагайте ему всевозможные варианты. Возите его на машине, ходите в гости в другие дома или места, куда пускают с собаками. Постарайтесь, чтобы ваш щенок встречался с разными людьми каждый день.

Что делать, если щенок очень боится? Если ваш щенок пугается или нервничает при виде чего-то безобидного, например, раскрытого зонта, то постарайтесь ласково поговорить с ним, чтобы успокоить его. Если вы будете сами волноваться, то это может лишь укрепить его страх, поскольку вы подтверждаете его подозрения в том, что у него есть причины бояться. Вы — человек и знаете больше, поэтому вы должны показать ему, что нет причин для страха. Не пытайтесь насильно толкать щенка к зонту — будет только хуже. Вместо этого, закройте зонт и положите его на пол. Сядьте рядом с зонтом, но не трогайте его, и даже — не смотрите. Природное любопытство щенка заставит его подойти к нему поближе и обнюхать. Если это произойдет, то похвалите его.

На следующем уроке откройте зонт наполовину и положите внутрь него полотенце, чтобы еще больше распалить любопытство щенка. Потрясите краем полотенца перед носом щенка. Когда щенок начнет забавляться с полотенцем и расслабится, попробуйте осторожно раскрыть зонт до конца, положите его на пол, и наконец, медленно поднимите его над своей головой.

Когда знакомите щенка с чем-то новым и, по его мнению, «ужасным», действуйте очень осторожно, постепенно увеличивая интенсивность изучения предмета или явления, до тех пор, пока щенок не перестанет бояться или нервничать. Не забывайте хвалить и вознаграждать щенка лакомством.

Обучение щенка в собачьей учебной группе является прекрасным дополнением к процессу социализации. Оно позволит вашему питомцу общаться с другими щенками и их владельцами. Ваш заводчик или местный клуб собаководов может порекомендовать вам такую группу собак. Однако, для обучения в группе, ваш щенок должен быть вакцинирован и быть не младше определенного возраста.

Вместе с социализацией щенка, нужно заниматься его обучением хорошим манерам, чтобы он знал, какое поведение является приемлемым, а какое — нет. Также необходимо начать обучать щенка послушанию и учить его основным командам, например, «сидеть», «стоять», «нельзя», «ко мне» и т.д.

Огромное количество собак ежегодно усыпляется из-за поведенческих проблем, которых можно было бы избежать, если бы их владельцы, в свое время, надлежащим образом их социализировали.

БЕЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ ХОРОШИХ СОБАК НЕ БЫВАЕТ!

Перевод Елены Фёдоровой

В продолжение темы начального воспитания и дрессировки щенков предлагаю прочитать ещё одну полезную статью Начало дрессировки щенка

Источник: http://dog-blog.ru/socializaciya-shhenka/

Особенности социализации щенков и взрослых собак

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Для чего это нужно?
  3. Этапы социализации
  4. Как правильно социализировать животное?

Социализация – это важный аспект воспитания собаки, своего рода адаптация к миру людей и возможность разумного взаимодействия с окружающими. Это значит, что животному, попавшему в дом человека, придётся научиться коммуникабельности и умению жить по определённым правилам.

Что это такое?

Социализация щенка – это воспитание у животного адекватного отношения к контактам с окружающими людьми, другими животными и неживыми объектами. А начинать этот процесс нужно сразу, взяв в своё жилище маленького четвероного друга. Собака рождается с врождёнными задатками умственных способностей, но задачей владельца является дать ей возможность развивать свой интеллект, впитывая новую информацию.

Если у животного устойчивая нервная система, оно довольно быстро приспосабливается к новым условиям, и для его адаптации не нужно радикального вмешательства со стороны хозяина. Другое дело – особенности характера и темперамента различных пород, которые заставляют их неадекватно реагировать на одни и те же события и объекты, вплоть до агрессии и панического страха. Это затрудняет содержание и обучение такого питомца, делает его непослушным и непредсказуемым.

Чем моложе щенок, тем быстрее его можно приучить к человеческому быту, умению понимать своё место в семье и среди сородичей, спокойно относиться к посторонним вещам и ситуациям. А для человека он станет выдержанной, уверенной и послушной собакой.

Для чего это нужно?

Собаки, не прошедшие процесс социализации, наживают множество проблем, каждая из которых является и проблемой владельца. Когда животное не может уравновешено относиться к новым, неизвестным ей объектам, она испытывает непрерывный стресс, негативным образом влияющий на её психику и нервную систему. Именно это становится причиной трусости, когда животное срывается с поводка и убегает, забыв о существовании хозяина.

Иной перегиб – раздражительность, беспокойство и агрессивное поведение. К сожалению, это закономерная реакция псовых на непонятные вещи и события. Подобные собаки опасны для окружающих, но также часто становятся виновниками травм хозяина и членов его семьи.

Социализированные животные, в отличие от таких питомцев, имеют бесспорные преимущества:

  • они не лают на прохожих, уличных и домашних животных;
  • не боятся громкого шума;
  • спокойны при виде подходящих к ним в городе людей;
  • послушны как дома, так и на улице;
  • уравновешены при возникновении форс-мажорных ситуаций, и даже могут оказать помощь окружающим;
  • их можно оставлять дома, не боясь, что животное будет лаять или выть.

Воспитанные правильно собаки знают правила общежития с человеком и другими существами, кроме того, они обладают крепкой нервной системой, исключающей любые нецивилизованные, агрессивные действия. Надо признать, что и умственные способности этих питомцев гораздо выше, чем у их полудиких, хотя и проживающих с человеком, собратьев, которых не воспитали должным образом.

Этапы социализации

Начинать воспитание можно сразу после того, как щенки взяты от матери, желательно, не позднее 5 месяцев, когда заканчивается формирование психики животного, включая активное воздействие окружающей среды. Различные, грамотно смоделированные ситуации стимулируют совершенствование нервной системы, ассоциативного мышления и памяти собаки благодаря сочетанию звуков, запахов и зрительных образов. И она считается подготовленной к главным моментам воспитания.

Первый этап социализации предусматривает установление грамотно выстроенных отношений собаки и владельца, и для этого общаться с животным нужно постоянно, а на первых порах – продолжительное время. На этой стадии важно выполнение следующих условий:

  • чтобы щенка ничего не отвлекало, нужно постараться исключить влияние посторонних предметов и внешних раздражителей;
  • для собаки должен существовать только хозяин с его непоколебимой волей и характером, единственный сильный вожак и лидер;
  • основные моменты воспитания происходят во время кормления и игр, непосредственного общения;
  • прогулки с животным лучше совершать в безлюдных, тихих местах, где щенок чувствует себя раскрепощённо;
  • главные маячки для успешного обучения во время дрессировки – игрушки и лакомства;
  • все эмоции щенка во время контакта должны быть положительными, кроме поощрений, необходимо произносить кличку животного, вести ласковую беду, подбадривать при помощи поглаживаний.
Читайте:  Собачьи приметы — о чем предупреждает питомец

На положительный результат таких занятий может указывать поведение питомца при виде хозяина – его радость, желание быть рядом, игнорируя всё, что при этом его окружает. Данный этап при правильном выстраивании контакта может длиться не более 10 дней, после чего можно переходить к дальнейшему обучению.

На втором этапе происходит усложнение задач, ставящихся перед животным. При этом по-прежнему ставится акцент на главной роли воспитателя, но одновременно собаку приучают правильно реагировать на бытовые, в том числе городские объекты:

  • спокойно относиться к автотранспорту, шуму, большому скоплению людей, местам, где пребывают другие животные, к посещению ветеринарного врача;
  • при первых признаках беспокойства щенка надо отвлечь – игрой, поглаживанием, лакомством;
  • если владелец заметил, что питомец испуган, желательно переключить внимание собаки на что-то безопасное и покинуть «зону страха»;
  • но иногда любопытство у лохматого друга перевешивает чувство боязни, и тогда допускается осторожно познакомить пса с заинтересовавшей вещью, приблизившись к ней.

Уводить собаку и снова позволять ей приближаться можно неоднократно, пока фобия не рассеется.

По времени этап не должен занимать больше месяца, что может означать проблемы с психикой собаки. В итоге животное должно спокойно относиться ко всему, что попадается ему на пути, включая людей и животных, а центром его внимания должен оставаться дрессировщик.

Основная цель обучения на третьем этапе – приучение собаки к адекватному поведению, если возникают исключительные, нестандартные ситуации. Для щенков служебных пород одновременно с этим проводятся занятия по специальному курсу дрессировки для выработки навыков при несении определённого вида службы.

Хозяину важно учитывать индивидуальные характеристики поведения животного и исходя из этого, имитировать неординарные события. Животное должно быть приучено к равнодушному отношению к любым раздражителям, однако быстро реагировать на любые команды владельца. Данная стадия наиболее сложна и требует до трех месяцев постоянных тренировок, впрочем, некоторые питомцы могут пройти этап и быстрее – всё зависит от их характера и природных особенностей породы.

Как правильно социализировать животное?

Начинать обучение щенка нужно с составления плана занятий, однако прежде необходимо сделать оценку состояния питомца.

В этом смысле важны такие показатели:

  • как животное реагирует на игрушки, пищу, звуковые раздражители;
  • насколько быстро собака может адаптироваться к обычным повседневным событиям;
  • какова реакция на незнакомые, живые и неживые объекты;
  • возможно, присутствуют некоторые особенности поведения, достоинства и слабости личного свойства.

Такой подход актуален как в отношении щенка, так и взрослой собаки. Хозяин из собственных наблюдений уже может получить представление, как питомец относится к людям, детям, домашним и уличным животным.

Таким образом, в дальнейшем будет легче найти раздражители, которые могут стать мотивационными для стимуляции нужного типа поведения.

Сложно, когда собака безразлично относится к еде или игрушкам, но и в этом случае есть выход из положения – нужно просто повысить ценность этих ресурсов, а следовательно, мотивации.

Период адаптации маленьких щенков к внешним раздражителям можно поделить на три периода:

  • в 3-8 недель происходит начальная внутривидовая социализация, когда детёныш знакомится с другими собаками;
  • с 6 до 12 недель питомца следует научить контактировать с людьми и другими видами животных;
  • с 6 до 16 месяцев процесс адаптации должен расшириться до условий улицы и связанных с ней объектов.

В 4-5 месяцев щенок уже должен различать множество запахов, не бояться различных шумов, игнорировать любые провоцирующие события, акцентируя внимание на одном объекте – своём хозяине.

Для того чтобы все этапы социализации были пройдены успешно, а животное не стало пугливым и неуверенным в себе, собаку регулярно надо выводить «в свет», а не ограничиваться короткими выгулами. Некоторые владельцы предоставляют своим питомцам двор загородного дома, считая, что животное, свободно бегающее по территории, должно чувствовать себя комфортно. Но такие псы, попадая на улицу, уже не испытывают свободной непринуждённости, они напуганы, что логически приводит к такой реакции, как агрессия.

Взрослую собаку научить вести себя спокойно представляет определённую сложность, и для этого созданы специальные классы социализации, где животным под контролем тренера позволяют вести себя естественным образом. Намордник и поводок используется только вначале для оценки состояния животного. Как правило, в конце курса в их применении уже нет необходимости, так как животное находит общий язык со своими сородичами разных возрастов и пород, а также с хозяином, что, пожалуй, является главным.

О том, как социализировать щенка, смотрите в видео ниже.

Источник: http://vplate.ru/sobaki/socializaciya/

Ранняя социализация щенка

Заводя собаку, её владельцы понимают, что её нужно кормить, лечить, ухаживать за ней. В самые первые недели жизни малыша также необходимо позаботиться о его социализации, чтобы в будущем не возникло проблем.

Зачем нужно социализировать собаку

Собаки, которые кидаются на проезжающие машины, гоняющие кошек и лающие без причины – яркие примеры недостаточной социализации. Такое животное не будет слушаться хозяина, его будут вести собственные инстинкты. Социализированный пёс, наоборот, в любых ситуациях останется спокойным, не будет проявлять страх и агрессию. Для городских собак адаптация к жизни в обществе – необходимая мера. Заниматься этим должен хозяин и начать примерно с двухмесячного возраста, когда щенок расстанется с мамой. С этих пор главным учителем для нового члена семьи становитесь вы.

Если не заниматься щенком, предоставив его самому себе, то есть риск получить слишком пугливое или чрезмерно агрессивное животное. Возможно, вы не заметите никаких последствий от невнимания к питомцу, но однажды в нестандартной ситуации оно обернётся против вас. Очень важно научить питомца правильно вести себя на улице, общаться с животными и людьми, правильно реагировать в любой ситуации. Главное условие при этом – самому вести себя правильно, быть не слишком мягким с собакой и не слишком жёстким.

Три этапа ранней социализации

Щенок социализируется с самых первых дней жизни, сначала в собачьей семье, потом с вами. Специалисты выделяют три этапа ранней социализации:

  • Первый этап – до 7 недель, щенок живёт вместе с мамой, сёстрами и братьями, учится взаимодействовать с ними;
  • Второй этап – с 8 до 11 недель, самое важное время. Щенки наиболее восприимчивы к информации, готовы обучаться и познавать мир. Важно, чтобы психика животного в это время не пострадала от страха, потому его нельзя пугать;
  • Третий этап – с 12 до 18 недель, время, когда пёс уже достаточно самостоятелен. Он продолжает изучать мир и анализировать, уже способен держать эмоции под контролем и оценивать степень опасности в разных ситуациях.

Первый этап

На первом этапе ранней социализации щенок привыкает к окружающей среде, звукам и запахам, собратьям и людям. Пёс узнаёт боль от укусов, понимает, как взаимодействовать с игрушками. В этом возрасте щенки быстро устают, но им требуется мало времени на отдых, они постоянно активны. Внешне это смешной лохматый комочек, но сейчас идёт становление собаки как личности. Во многом на это влияют наблюдения за матерью и собратьями. Пёс начинает перенимать их повадки, повторяет движения. В этот период человек для щенка – старший товарищ, которого он отличает от мамы.

Второй этап

Продолжение ранней социализации – превращение малыша в подростка. Продолжается познание окружающего мира, к ним присоединяются познания собственного тела и его возможностей. Щенок развивает свою индивидуальность, начинает соревноваться с братьями и сёстрами.

На втором этапе щенок, как правило, покидает свою семью и отправляется в новый дом. Этот период характеризуется закономерными сложностями – животное попадает в новые условия, знакомится с новыми людьми, привыкает к ним. Если в доме есть животные, не всегда дружелюбные, то процесс адаптации становится ещё сложнее. Задача щенка в данный период – осознание факта, что теперь он будет жить вдали от мамы и всего привычного. Новый хозяин должен ему во всём помогать, не испытывать страх ни перед новыми членами семьи, не бояться ни дома, ни на прогулках. Важно быть добрым к щенку, но не переусердствовать. Нужно хвалить и ласкать собаку за выполнение поручений и правильное поведение.

Ещё одной задачей второго этапа социализации становится научить малыша отличать своих и чужих, избегать повседневных опасностей. Щенок может сбежать из дома по чьему-либо зову, погнаться за кошкой или другой собакой, подобрать что-то с земли и съесть, позволить угостить себя постороннему. Пресекать такое поведение стоит строго, но без насилия. Бить щенка запрещено, не стоит и кричать на него. Верная тактика – прививать правильное поведение во время прогулок с самого раннего детства. Все нежелательные действия строго пресекаются громким и чётким «нельзя».

Третий этап

Последний этап ранней социализации предваряет половую зрелость собаки. Это время характеризуется сменой поведения. Владельцам щенков стоит быть готовым к тому, что питомец был милым, а станет агрессивным. Он может начать цепляться к другим собакам или со злобой реагировать на людей.

Перешагнув полугодовой возраст, собака понимает, кто входит в её «близкий круг» – хозяин, члены его семьи и друзья, постоянно бывающие дома, а кто является посторонним. Поведение питомца будет отличаться в зависимости от породы. Если это собака-компаньон, то она не станет слишком агрессивна, хотя иногда может проявить и такую эмоцию, становится нервозной и не всегда ведёт себя адекватно в отсутствии хозяина. Если это собака бойцовых пород, то степень агрессивности будет значительнее.

Важность социальных контактов

Для успешной социализации щенок должен контактировать с людьми в возрасте 1-12 недель. После контакты с человеком также должны быть постоянными. Если ограничивать их, то у щенка начнёт формироваться нежелательное поведение. Он будет настороженно относиться к людям, проявлять страх, иногда чрезмерную осторожность, повышенную тревожность. Некоторые собаки могут бояться только мужчин или только детей, и это будет страх на уровне фобии.

Читайте:  Чем кормить папильона

Постоянные контакты с людьми разного пола и возраста облегчат социализацию, у животного сформируется правильное отношение к человеку. Полезно будет общаться с другими животными (другие породы, виды). Межвидовая социализация поспособствует снижению уровня агрессии.

Вовремя начав социализировать щенка, его владелец обеспечит ему хорошее будущее. Такая собака станет послушной и управляемой, не доставляя проблем и хлопот.

Интересные темы

  • Как правильно дрессировать собаку самому
  • Рождение щенка, оказание первой помощи, уход
  • Овощи в рационе собаки
  • Чем нельзя кормить собаку
  • Паразитарные болезни собак
  • Календарь прививок у щенков и собак

Что ещё почитать:

  1. Что делать, если щенок привередлив в едеСодержание статьиПочему щенок привередлив?Возможные причиныКак правильно менять марку кормаКорректируем пищевое.
  2. Первая поездка со щенком к ветеринаруСодержание статьиПочему важно не затягивать с первым визитомКак подготовиться к.
  3. Как приучить собаку ходить в туалет на пелёнку?Содержание статьиВпитывающие салфетки – помощь собаководамКак приучить щенков к пелёнке?Как.
  4. Как подготовить щенка к первой выставкеСодержание статьиКогда начинать подготовкуК чему нужно подготовить щенкаПриучаем к прикосновениям.

  • Актуально
  • О породах
  • Удивительное
  • Сделай сам
  • Разное
  • ЖЗВ

  • Сайт ветклиники
  • Карта сайта
© Ветеринарная клиника «Беланта», 2004—2020, Москва

8(495)106-04-95

www.belanta.vet

Наш адрес:
Москва, ул. Братеевская, д.16 к.3
Щербинка, ул. Спортивная, д12а

Ветеринарная клиника работает круглосуточно

Источник: http://www.belanta.vet/vet-blog/socializaciya-shhenka/

Как социализировать щенка

Вы наверняка не раз слышали это слово и наверняка не знаете точно, что именно оно означает. На тему социализации ведутся жаркие споры, в которых можно услышать самые разные мнения на этот счет: от «социализация вообще не нужна» (обычно от спортсменов, у которых несколько собак) до «нужно знакомиться с каждой встреченной собакой и человеком» (обычно от рядовых владельцев собак). Так как же разобраться во всем этом многообразии точек зрения и понять, что же такое эта социализация и нужна ли она вашему щенку?

Если говорить простыми словами, социализация — это усвоение того, что в этом мире является нормальным. Как выглядят нормальные вещи, как они себя ведут, как происходят нормальные взаимодействия. В природе нормальность (обычность, привычность) является синонимом безопасности. Если щенок десять раз встретил майского жука, и тот его не ранил и не убил, значит, майский жук нормален и безопасен — в будущем можно не обращать на него никакого внимания. Если щенок попытался забрать у мамы косточку, она на него зарычала, а потом страшно клацнула зубами, значит, рычание небезопасно и на него нужно обращать внимание. В природе все устроено таким образом, что во время периода социализации родители оберегают щенка от опасностей (или ясно обозначают их опасность), и он имеет возможность познакомиться только с безопасными вещами (которые впредь будет считать нормальными). В этот период действует своеобразная «презумпция безопасности»: все новое безопасно, пока не доказано обратное. А когда период социализации заканчивается и родители плавно перестают оберегать щенка, эта «презумпция безопасности» сменяется на «презумпцию опасности»: все новое опасно, пока не доказано обратное. По-научному она именуется неофобией, боязнью нового. Неофобия — это важный механизм выживания. Если ты впервые в своей жизни встречаешь тигра, то лучше посчитать его по умолчанию опасным и убежать, чем посчитать его по умолчанию безопасным и стать его обедом. С окончанием периода социализации щенок начинает опасаться всего нового, с чем он не познакомился во время периода социализации.

У нас тоже есть период социализации, хотя он имеет более размытые и растянутые границы, нежели у собак. Точно так же мы обучаемся тому, что нормально в этом мире, а что ненормально («странно»). Например, в детстве мы не часто видим, чтобы другие люди шли-шли и вдруг ложились на спину асфальт, поэтому, будучи уже взрослыми, увидев такого человека, мы посчитаем его «странным» и насторожимся. А если бы мы в детстве каждую неделю видели таких людей (и наши родители не называли их «странными», т.е. опасными), то и взрослые мы бы не обращали на таких людей никакого внимания. Ну устал человек, отдохнуть прилег, что такого.

Знанием о возрастной периодизации развития щенков мы обязаны ученым Джону Скотту и Джону Фуллеру, чье масштабное исследование середины прошлого века дало нам ответы на многие важные вопросы. Согласно им, период социализации длится с 20 по 84 день (с 3 недель до 3 месяцев) и подразделяется на два подпериода: первичную внутривидовую социализацию (с 3 до 7 недель) и вторичную межвидовую социализацию (с 5-7 недель до 3-4.5 месяцев).

Под первичной социализацией подразумевается освоение собачьего языка и правил общения с сородичами, которым щенок обучается благодаря матери и однопометникам (а по возможности, и другим взрослым собакам в доме). Именно по этой причине не рекомендуется забирать щенка в новый дом раньше 7-8 недель: он может не успеть освоить все тонкости общения с другими собаками, из-за чего в будущем иметь проблемы с коммуникацией (конфликты).

Вторичная социализация подразумевает знакомство щенка с людьми, другими животными и окружающим миром (видами, звуками, ощущениями).

Здесь важно отметить, что период социализации является т.н. сензитивным периодом, т.е. периодом повышенной восприимчивости. Это означает, что обучение конкретным вещам происходит в этот период быстро и легко, а вне этого периода долго и сложно (и чем дальше, тем дольше и сложнее).

Например, у детей сензитивный период для речи — 1 год: в этом возрасте дети обучаются говорить быстро и легко. Это не значит, что если до 3 лет он не говорил, то его уже не научить; это значит, что в 3 года научить его говорить будет гораздо сложнее. А в 14 лет научить речи будет уже практически невозможно («дети-Маугли»).

Так же и у собак. До 3 месяцев щенки запоминают безопасные вещи быстро и легко, до 4.5 месяцев уже намного сложнее, а после этого возраста все тяжелее и тяжелее. Например, к тому, к чему 3-месячный щенок привыкнет за 2 часа, годовалый щенок привыкнет за 2 недели, а 3-летняя собака — за 2 месяца. Знакомьте щенка с тем, с чем ему придется сталкиваться в дальнейшем, как можно раньше!

Какие ошибки можно совершить в процессе социализации?

Первая ошибка — не социализировать щенка. При этом нужно признать, что есть щенки, которым социализация действительно не нужна. Это щенки с «крепкой» психикой. Проблема в том, что таких щенков очень мало и они являются результатом специального, чаще рабочего, разведения. Тренеры, говорящие о ненужности социализации, скорее всего, являются владельцами именно таких щенков. Вы, скорее всего, владельцем такого щенка не являетесь. Гарантией «крепкой» психики у щенка является наличие «крепкой» психики у обоих родителей, поскольку «слабая» психика является доминантным признаком: если хотя бы один из родителей обладает «слабой» психикой, по крайней мере часть его потомства будет такой же. Такое разведение сопряжено с высокими требованиями и жесткой выбраковкой. В обычном же шоу-разведении, где во главе угла стоит внешность, производителями зачастую становятся собаки с явными проблемами поведения и/или «слабой» психикой. Если Вы не знаете наверняка, что у обоих родителей Вашего щенка «крепкая» психика, считайте, что у него «слабая» психика, и социализируйте его. Если Вы проведете «лишнюю» социализацию у «крепкого» щенка, хуже от этого ему не станет, но если Вы не социализируете «слабого» щенка, это будет катастрофа (возможно развитие страхов и агрессии, вплоть до невозможности комфортно жить с такой собакой).

Также о ненужности социализации говорят люди, которые не осознают, что на самом деле они активно социализируют своих щенков. Например, в их доме часто бывают гости (и взрослые, и дети), они берут с собой щенка на разные мероприятия и в разные места (соревнования, выставки, городские праздники), а в доме могут проживать другие собаки, с которыми щенок регулярно играет. Конечно им не нужна какая-то особенная отдельная социализация! Что они упускают из виду, так это то, что не все хозяева щенков ведут столь же насыщенную жизнь и что они вкладывают в слова «социализация не нужна» иной смысл. Социализация нужна. Независимо от того, как Вы ее называете: социализацией или обычной жизнью.

Вторая ошибка — знакомиться с каждой встреченной собакой и/или человеком. Сюда же относится приводить щенка каждый вечер на общий выгул и забывать о нем на часок, пока он бегает с другими собаками, а Вы общаетесь с другими хозяевами. Не забывайте, что социализация в первую очередь — усвоение правил взаимодействия с окружающим миром. Каким правилам Вы учите своего щенка? Что он будет делать, став уже взрослым? Бежать к каждой увиденной на улице собаке и/или человеку? Забывать о существовании хозяина, играя с другими собаками? Игнорировать его команды в присутствии других собак (у этого, кстати, даже термин есть — «выученное непослушание»)? Задумайтесь, чему Вы учите своего щенка под эгидой социализации!

Третья ошибка — «насильная» социализация. Надо социализировать — значит, надо социализировать, и не важно, что щенок при этом, поджав хвост, прячется за Вас. Или, может, Вы тянете его за поводок к собаке/машине/лестнице, приговаривая «не бойся, все хорошо»? Так вот, это НЕ социализация! Социализация — это запоминание, какие вещи и явления безопасны. Если щенок испытывает негативные эмоции, связанные с предметом, он уже не считает его безопасным и совершенно определенно не хочет к нему приближаться. Если на Вас замахнется ножом незнакомый мужик, Вы испугаетесь и посчитаете его опасным. И уж тем более Вы не захотите к нему приблизиться, даже под уверения друга «да не бойся, он так играет; он тебя не тронет». Вот лично я точно не захочу проверять, тронет он меня или нет. И еще меньше Вы оцените попытки друга подтащить Вас за рукав поближе к этому «доброму и не страшному» мужику, чтобы Вы убедились, какой он добрый и не страшный.

Четвертая ошибка — социализировать и расслабиться. До 4 месяцев Вы знакомите щенка с кучей людей, животных, мест и звуков, после чего с чувством выполненного долга расслабляетесь и продолжаете вести свою обычную жизнь. В английском есть выражение Use it or lose it (Используй или потеряй) — если какой-то навык или знание не используются, мозг их попросту забывает. Зачем хранить ненужную информацию? Точно так же, как Вы забываете выученные в школе стихотворения и математические формулы, если не повторяете их регулярно, собака со временем забывает опыт социализации.

Читайте:  Знакомьтесь - Флоковый Петерболд или сложности разведения

Я сама попала в такую ловушку с Гансом, социализируя его с черепахами. В 6 месяцев черепаха могла ползать по нему, спокойно лежащему на боку. Я поставила мысленно галочку и прекратила доставать черепах. Каково же было мое удивление, когда в 3 года я положила рядом с Гансом черепаху и он вскочил как ошпаренный и шарахнулся в сторону! Двух месяцев социализации с черепахами как ни бывало.

Как правильно социализировать щенка?

Во-первых, нужно помнить, что социализация — это всегда положительный опыт (в крайнем случае нейтральный). Если щенок демонстрирует признаки страха или стресса, ни о какой социализации не может идти речи. Он наоборот учится бояться этих вещей. К счастью, маленькие щенки способны легко преодолевать свой страх (в силу высокого любопытства): им для этого нужно лишь время. Это значит, что не нужно форсировать события: не нужно тянуть его за поводок, подбадривать уговорами или приманивать лакомством. Не давите на него. Позвольте ему двигаться с его собственной скоростью. Тогда его опыт будет гарантированно позитивным (с приятным бонусом в виде умения преодолевать страх).

Лакомства в процессе социализации — это хорошо. Но только если правильно их использовать. Нельзя приманивать лакомством боящегося щенка, но можно (и нужно) награждать его лакомством за смелость. В чем разница? Предположим, щенок боится ступенек. Вы маните его кусочком, который он очень хочет съесть, он поднимается несколько ступеней, съедает кусочек — и обнаруживает себя посреди страшной лестницы. Что делать? Паника, ужас! Это все равно что друг проведет Вас куда-то с завязанными глазами, потом Вы снимете повязку и обнаружите себя на подвесном мосту над ущельем (а Вы боитесь высоты). И что делать? В какую сторону бежать? И бежать ли? При этом доверие к другу у Вас явно поубавится. Конечно, через несколько десятков таких повторений Вы перестанете бояться этого моста и будете смело по нему ходить, но есть куда более быстрый и эффективный способ. В качестве альтернативы Вы можете просто подождать, пока щенок отважится поставить одну лапку на следующую ступень, и наградить его радостной похвалой и лакомством. Потом подождать следующего шага, который снова наградить. Вы и глазом моргнуть не успеете, как щенок начнет лихо бегать по лестнице туда-сюда. Причиной тому то, что Вы награждаете не столько подъем по ступенькам, сколько проявление храбрости. А Вы уже знаете, что подкрепляемое поведение становится чаще, то есть Ваш щенок с каждым кусочком становится все храбрее и увереннее в себе. Плюс сам факт, что именно щенок контролирует ситуацию (он решает, когда ему сделать следующий шаг, а не Вы), повышает его уверенность в себе и в безопасности ситуации.

Если что-то напугало щенка (машина, большая собака, черный пакет), отойдите от этого предмета на такое расстояние, на котором щенок снова будет чувствовать себя спокойно и уверенно, и позвольте ему преодолеть свой страх, приближаясь к «страшному» объекту на комфортной для него скорости. Социализация — это как раз тот случай, когда тише едешь — дальше будешь.

Во-вторых, не забывайте, что социализация — это обучение правилам взаимодействия с окружающим миром. Как щенок ведет себя с Вами, другими людьми и собаками в период социализации, так же он будет вести себя и взрослым. Если сейчас он подходит обнюхаться к каждой встреченной собаке, то и в будущем он будет делать так же (здравствуйте, проблемы «моя собака рвется к другим собакам» и «моя собака бросается на других собак»). Если сейчас он не общается с Вами в присутствии других собак (на выгуле), то и в будущем при других собаках Вы будете переставать для него существовать. Социализация — лучшее время для обучения щенка тому поведению, которое Вы хотите видеть у него в будущем.

Социализация — это положительный опыт, а не близкий физический контакт. Сидеть рядом с хозяином, поглядывать на него и получать вкусняшки, когда мимо проходит другая собака, — это тоже социализация. Так Вы учите щенка хорошим манерам: «когда ты видишь другую собаку, будь со мной и посматривай на меня; это здорово!» Играть со своим щенком в перетяжки или учить новые трюки на выгуле, когда вокруг бегают другие собаки, — это тоже социализация. Так Вы учите его, что в присутствии других собак Вы не перестаете существовать, а наоборот, являетесь главным источником удовольствия. В таком случае между Вами и другими собаками он всегда будет выбирать Вас. А уж какое у него будет послушание, если в качестве награды Вы будете использовать разрешение поиграть с другими собаками! Представьте, что мама оторвала Вас от игры с друзьями только для того, чтобы сказать, что Вы можете поиграть с ними еще часочек (а не идти домой есть суп или делать уроки).

В-третьих, помните, что с завершением периода социализации, процесс социализации не заканчивается. Приобретенный опыт нужно поддерживать в течение всей оставшейся жизни. Да, это нужно будет делать не так часто и не так активно, но делать будет нужно. Встречаться с разнообразными людьми и животными, посещать различные места, слышать различные звуки (хотя бы в аудиозаписи), ходить по разным поверхностям и взаимодействовать с разными объектами.

В каком объеме социализировать?

С каким количеством людей, собак, предметов, звуков и мест должен познакомиться щенок в период социализации? Среди специалистов нет единого мнения на этот счет. В целом можно выделить два подхода к социализации: количественный («чем больше, тем лучше») и качественный («лучше меньше, да лучше»). Эти подходы не являются взаимоисключающими, а лишь сообщают о том, на что в условиях ограниченного времени стоит сделать акцент. Лучше пообщаться с 5 разными детьми по 10 минут или с 10 разными детьми по 5 минут?

Йен Данбар говорит, что до 3 месяцев (пока находится на карантине) щенок должен познакомиться со 100 разными людьми, из которых 25 будут мужчины и 25 дети. Причем эти люди должны совершать со щенком манипуляции (удерживать, трогать лапы, смотреть уши и зубы), награждая его лакомством. После 3 месяцев к такой социализации с людьми добавляется социализация с другими собаками (щенками) в рамках щенячьих социализационных групп, где щенки учатся слышать и предпочитать хозяев в присутствии других собак. Про социализацию со звуками, местами или объектами Данбар ничего не говорит, поскольку его программа социализации создана с позиции ветеринара и служит конкретной цели — вырастить неагрессивную к людям и сородичам собаку, которая охотно позволяет производить над собой гигиенические и медицинские манипуляции.

София Йин предлагает программу «100 людей за 100 дней» (начиная с 8-недельного возраста). При этом она отдельно выделяет приучение к манипуляциям (в том числе осуществляемым незнакомцами) и социализацию с другими собаками, животными, звуками, предметами и явлениями. В результате получается чек-лист из порядка 90 пунктов (из них 20 связаны с людьми и столько же с манипуляциями).

Гриша Стюарт (создательница метода В.А.Т.) разделяет качественный подход. По ее мнению, щенок к 12 неделям должен познакомиться с:

  • 12 разными людьми вне семьи (включая женщин, мужчин, детей и стариков, разных рас и национальностей),
  • 12 поверхностями (песок, трава, снег, галька, металлическая решетка и др.),
  • 12 шумами (аудиозаписи грома, фейерверков, детского плача, выстрелов итд),
  • 12 быстро движущимися объектами (машины, велосипеды, ролики, бегуны итд), получая лакомство за спокойствие,
  • поесть из 12 разных «тарелок» (зонт, туннель, пакет, коробка итд).

Она также акцентирует внимание на том, что щенка не надо при этом закармливать лакомствами, а надо позволить спокойно изучить новый объект на комфортной для него скорости (предоставить ему полный контроль над ситуацией).

Я в последнее время больше склоняюсь к качественному подходу, поскольку не раз имела возможность убедиться в том, какой эффект имеет предоставление собаке контроля над ситуацией. Да и не только собаке. Как многие советсткие и постсоветские дети я боюсь лечить зубы. В моем детстве подход у стоматолога был простой — «больно? терпи». Никакого контроля над ситуацией. И никакая награда в конце не была способна изменить это чувство безысходности при нахождении в кресле. Мой нынешний стоматолог разделяет другой подход — «если захочешь остановить процедуру, просто подними большой палец вверх». У меня полный контроль над ситуацией: я решаю, когда начинается процедура, и могу остановить ее в любой момент. Еще ни разу я не использовала этот жест, поскольку уже это ощущение контроля над ситуацией успокаивает и расслабляет. Знание, что ты можешь «соскочить» в любой момент, придает уверенности сделать еще один шажок вперед.

Важно отметить, что ощущение контроля само по себе является подкреплением, то есть, при таком подходе к социализации Вам не нужны будут лакомства. Вам нужно просто позволить щенку начинать и прекращать взаимодействие с объектом тогда, когда он сам этого захочет. Просто и эффективно.

Период социализации — это несколько недель в жизни щенка, за которые он должен познакомиться со всем, что может встретиться ему в будущем, и научиться правилам взаимодействия с этими вещами. Получаемый при этом опыт обязательно должен быть позитивным: только так щенок выучит, что эти предметы и явления ему не угрожают и их не нужно бояться. Если щенок прижимает уши, поджимает хвост, пытается убежать или спрятаться за Вас, отойдите с ним от пугающего объекта подальше и позвольте щенку приблизиться к нему на комфортной для него скорости. И помните, что с окончанием периода социализации процесс социализации не заканчивается: полученный опыт нужно поддерживать на протяжении всей оставшейся жизни. Активная социализация — залог комфортной жизни с воспитанной собакой.

Источник: http://k9friendly.ru/kak-socializirovat-shhenka/