Северные страшилки эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

Мы хорошо знаем монстров японских – в особенности карманных (привет, Pokemon Go), хотя они и не являются чисто фольклорными созданиями, – но мало что знаем о мифических чудовищах своих родных краев. А тем же северянам есть, чем поразить и ужаснуть: смертью от щекотки, мстящими мертвыми детьми или высасывающими душу существами. И это только небольшая часть монстров, подстерегающих в деревьях, в воде, и даже в человеческих домах.

1. Якутия наполнена злыми духами – Абаасами или Абасами. Обычно они выглядят как одноногое, однорукое, одноглазое чудовище или как человек ростом с лиственницу. Они подбивают людей на преступления, насылают на них болезни и высасывают из них души, питаясь. Если человек умирал до своих 70 лет, это означало, что его душу съели абасы.

2. Родоначальником абасов является Улу тойон (“великий господин”). Изначально он относился к разряду айы, дал людям душу и огонь, был покровителем воронов, могущественных шаманов и ряда якутских родов. Главой злых духов Улу тойон стал считаться с начала 20 века. Своим покровителем его называли черные шаманы, приносящие животных в жертву Улу тойону.

3. В якутском озере Лабынкыр живет “Лабынкырский черт” – темно-серое существо таких больших размеров, что между его глазами поместится плот из десяти бревен. Суша не является спасением от его большой пасти – якутский черт может выходить из воды на берег.

4. Еще одно морское чудовище Якутии – рыба Луо, символ смерти. Чешуя и плавники монстра направлены в обратную сторону, единственный глаз в середине затылка гниет, как и ее зловонный рот.

5. Есть у якутов и своя версия зомби или призраков – Юёр (Үөр). Ходячие мертвецы появляются после преждевременной и неестественной смерти – самоубийства, например. Когда такой человек умирает, возникает существо, выдающее себя за его душу. Неупокоенные предпочитают бродить по местам родины умершего. Обычно они невидимы, но некоторым людям может повезти – или не повезти – и они увидят юёр, если существо захочет показаться. Присутствие юёр можно определить и по звуку – когда мертвец плачет, у людей звенит в ушах.

6. Нанайцы тоже придают особое значение неестественной смерти – в ее результате порой появляются злые духи Бусиэ. Они завидуют живым и охотятся на них, а именно – на их кровь, мозг и глаза, которые злые духи высасывают, нападая на спящих в домах. Этим арсенал приемов бусиэ не ограничивается – они способны вселяться в человека и полностью его истощать. От духа защитит сушеный ерш с открытой пастью, повешенный над входом в дом, а шаман поможет существо изгнать. Людям в борьбе с бусиэ помогает и гроза – гром убивает духов, после чего от бусиэ остаются “громовые камни” около разбитых молнией деревьев, так и не ставших надежным укрытием для злобного создания.

7. Своеобразным способом убивать отличается иннуитский дух Махаха, в чьем имени уже заключен намек на его оружие – щекотку. Синевато-белое существо при встрече с человеком попытается защекотать его до смерти длинными костлявыми пальцами с такими же длинными когтями. Эскимосы считали, что замерзшие с искаженными лицами – жертвы смертельной щекотки Махахи.

8. В голодные годы эскимосам Аляски приходилось совершать страшные поступки – если младенца не могли прокормить, его уносили в тундру и оставляли умирать. Такой ребенок после смерти становился мстительным духом Ангиаком , который, набравшись сил, обретал способность превращаться в животных и в их облике убивал членов бросившей его семьи. Чтобы спастись от мести умершего дитя, эскимосам приходилось менять место стоянки. Был способ избежать создания ангиака – брошенному на смерть ребенку не следовало давать имя, потому что в имени живет душа человека.

9. В фольклоре хантов тоже есть чудовища, бывшие детьми. Выкидыши, мертворожденные, убитые или умершие в первые дни после рождения дети, а также проклятые матерями люди иногда превращались в Почак. Этого не происходило, если ребенка хоронили в общей могиле со взрослыми, на специальном кладбище или в дупле.

10. Коми-зырянский Яг морт (Боровой человек) – лесной великан ростом с сосну, одетый в невыделанную медвежью шкуру. По легенде, он стал воровать скот, женщин и детей из одной чудской деревни, пока народ не выследил Яг морта и не убил его, засыпав пещеру чудовища. С тех пор каждый проходящий мимо этого места должен бросить в него камень или палку, а затем плюнуть.

Тэги

  • духи
  • мифология
  • монстры
  • поверья
  • север
  • чудовища

Источник: http://nazaccent.ru/content/21448-severnye-strashilki.html

ОБЛАЧНЫЕ ЗВЕРИ

Иллюстрации Люси Дурасовой

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’ >, ]”>

Мы продолжаем цикл материалов о мифологии коренных народов Дальнего Востока. Мы уже рассказали про женские образы в местных верованиях, а также о самых злобных и отвратительных персонажах мифов и легенд. Теперь же пришла очередь сказочных зверей, рыб и птиц, в существование которых на Дальнем Востоке верили на протяжении многих веков, и с которыми связывали те или иные явления, успехи или неудачи в делах, а также небесное покровительство или несчастную судьбу.

Читайте:  Цихлазома сальвини (Cichlasoma salvini)

Анкы-Келе

Не стоит путать этот персонаж чукотской мифологии со злыми духами по имени келе, стремящимися как можно больше вреда причинить людям. Конечно, Анкы-келе это тоже дух, но он отвечал за конкретную стихию — морскую. К нему стоило обращаться за помощью в охоте на китов или ловле рыбы. Считалось, что от того, как отнесётся к тебе хозяин морской пучины, зависит будущий улов.

Уровень его могущества был достаточно велик, потому диалог с Анкы-келе лучше всего было вести через шамана. Последний при помощи заклинаний мог «переместиться» на самое дно и лично передать ту или иную просьбу. Выглядел хозяин морской стихии в виде рыбы с огромной волосатой головой, двумя большими глазами и внушительной пастью. По крайней мере, таким нарисовал его чукча по имени Онно, с которым в начале 40-х годов прошлого столетия общался известный исследователь чукотской культуры Игорь Лавров.

Учёный попросил Онно, являвшегося в своих краях знаменитым резчиком по дереву, изобразить на бумаге облик Анкы-келе. Этот рисунок, хранящийся сейчас в государственном музее истории религий, является единственным выражением традиционных чукотских верований относительно морского повелителя. Откуда Онно мог знать, как выглядит живущий на дне и недоступный взору простого человека Анкы-келе, остаётся только догадываться. Сам он уверял, что в детстве готовился стать шаманом и даже проходил соответствующее обучение.

Тем не менее, когда другим чукчам показывали рисунок, не говоря, что на нём изображено, они сразу же узнавали на нём хозяина моря в окружении плавающих китов, а также шамана, готовящегося «нырнуть» на дно, чтобы увидеть Анкы-келе. Некоторые учёные считали, что на рисунке Онно изображён подводный камень, поросший водорослями. Но последующие исследования местного фольклора и мифологии, показали, что всё-таки речь идёт об огромной рыбе, в образе которой предстаёт дух морей. У него, кстати, ещё была собака-помощница, похожая на ящерицу с рыбьим хвостом и ластообразными лапами.

Рыба Луо

Это отвратительное создание у древних якутов было воплощением зла, обитающего в так называемом «среднем мире». По сути, это некий прообраз населённой добрыми и злыми духами нашей земной реальности, тесно связанной, по поверьям северян, с водой. Соответственно, и образы существ, стремящихся поглотить человека и причинить ему как можно больше страданий, тоже имели отношение к водной стихии. И вот одним из них стала рыба Луо, которую считали символом смерти. Мифологические источники рисуют её как очень большую рыбу с вывернутыми в обратную сторону плавниками и чешуей, а также двумя хвостами. Другими отличительными особенностями этой рыбы являлись один загнивший выпученный глаз на затылке и гнилая зловонная пасть.

Где же может обитать рыба Луо? Завесу тайны над этим вопросом попытался открыть в конце позапрошлого века русский этнограф, исследователь Якутии Всеволод Ионов. По итогам одной из своих экспедиций он записал, что между Игидейским и Жулейским наслегами есть мыс, поверх которого расположено глубокое озеро. Однажды закинули туда вершу, и вошла в неё щука с идущими в обратную сторону спинными позвонками и жабрами, также вывернутыми в другую сторону. Странную рыбу сразу же отпустили обратно в воду, посчитав, что она — обитатель «нижнего» мира, то есть преисподней. А легенда об огромной и страшной рыбе, несущей смерть и несчастья, осталась, существуя и по сей день.

В героическом эпосе якутов образ рыбы Луо иногда заменялся образом не менее отвратительного по своим описаниям чёрного быка с таким же именем. Приходя из своего мира на землю, этот демонический пороз с одним рогом, растущим посередине лба, мог покрывать коров, приносивших затем приплод в виде уродливых телят. Стоит отметить, что часто при камлании (ритуальном «перемещении») шамана в «нижний» мир изготавливались деревянные фигурки быка и рыбы. Также в ряде практик использовались специальные палочки в виде рыб с чешуёй, вывернутой в обратную сторону.

Амарок

Дух-хранитель волков в поверьях эскимосов. Очень опасный, надо сказать, персонаж, потому что главной его целью являются одинокие охотники, оказавшиеся ночью на промысле. Нападая в образе гигантского волка, он убивает их. Именно так древние люди объясняли несчастные случаи, происходившие с человеком в дремучих лесах, тайге или тундре. Причём, характерной особенностью Амарока являлось то, что на охоту он выходил всегда в одиночку, в отличие от настоящих волков, нападающих на жертву стаями. Рост у этого мифического персонажа гигантский, а сочетание его физической силы и сверхъестественных способностей практически не оставляло шансов на спасение тому, кто повстречается на его пути. Существуют также легенды, что Амарок не съедал человека в прямом смысле этого слова, хотя ряд сказаний указывают именно на это, а своим дыханием замораживал заплутавших в лесу охотников до смерти.

Читайте:  Черноротый Панхакс

Практически у всех народов Арктики зима и мрак так или иначе связаны с понятием ада, чистилища или какого-то места, где царствует зло и враждебность к роду человеческому. К примеру, у инуитов в их адливуне есть промёрзшая пустыня, через которую должны пройти души умерших перед тем, как обрести покой. Как мы понимаем, подобным поверьям способствовали климатические условия местности, где эти народы проживали. Потому и смертоносное дыхание Амарока, замораживающее его жертв, вполне укладывается в эту картину мира. Интересно, что в наше время именем мифического волка названа одна из моделей автомобиля Volkswagen, а также ряд музыкальных групп из разных стран мира и персонажей популярных компьютерных игр.

Если же говорить о самом образе волка, то это животное играло большую роль в культуре эскимосов, как тех, что проживали на территории Дальнего Востока, так и на территории Северной Америки. При этом, в отличие от европейских сказаний, у эскимосов он был как отрицательным, так и положительным героем, помогавшим человеку в поиске пропитания.

Аптах-бага

Это лягушка с двумя головами, которая может принести удачу тому, кто сумеет её поймать и провести над ней несколько жестоких ритуалов. Существуют ли она на самом деле — науке неизвестно, однако якутские легенды прямо указывают, что ловить Аптах-багу следует в густой траве на восходе солнца. Делать это нужно чрезвычайно аккуратно, потому что подобно всем мифическим существам, она чрезвычайно осторожна и простому смертному в руки не даётся. Если же человеку всё-таки посчастливилось заметить двухголовое земноводное, на него нужно немедленно кинуть кусок бересты, в которую затем и завернуть. Затем требуется найти поблизости муравейник и кинуть её туда. После – сразу седлать коня и ехать прочь от этого места, чтобы не слышать её предсмертных душераздирающих воплей. Считается, что эти вопли могут накликать смерть на любого, до кого донесутся.

Возвращаться к муравейнику нужно через трое суток, когда от Аптах-баги останутся только две косточки: одна в виде крючка, другая — в виде рогатки. Их человек должен сохранить и пришить к внутренней стороне рукавов своей рубахи. Крючкообразную к правому, а ту, что похожа на рогатку, — к левому. Два магических амулета готовы. Теперь если к любому человеку прикоснуться правой рукой, то возможно очень быстро добиться его к себе расположения. А если дотронуться левой рукой — любой докучающий тебе собеседник сразу же отстанет. Последний амулет помогает и при каких-то судебных разбирательствах: дотронувшись левой рукой до соперника, можно спутать его показания и обречь на поражение.

Правда, есть в этом обряде и одно «но». Летом рубаху с пришитыми к рукавам косточками придётся очень далеко прятать, а лучше закапывать. Дело в том, что к ним станут сбегаться все окрестные лягушки, и владельцу амулетов в прямом смысле этого слова прохода не будет, как бы ни пытался он от них отбиваться. Тем, у кого другой рубахи нет, следует отпарывать косточки и тоже прятать, а осенью снова пришивать.

На первый взгляд, такой способ обрести несвойственную простому человеку силу кажется очень простым. В поверьях же получение сверхспособностей через Аптах-бага считалось очень большим грехом и заслуживало всеобщего порицания. Потому если кто-то и решится провести ритуал, то должен держать всё в строгой тайне, никогда никому не рассказывая о содеянном, и не допускать даже малейших подозрений в своей адрес.

Многие исследователи мифологии и фольклора сходятся во мнении, что подобные обряды, направленные на получение особой силы, присутствуют практически во всех языческих верованиях. И везде они связаны с какими-то животными или растениями, не встречающимися в природе. Взять, к примеру, тот же цветок папоротника, распускающийся в ночь на Ивана Купала у славян. Он ведь также дарил своему обладателю магические секреты управления своей жизнью и жизнью других людей.

Ексекю

Мифическая двуглавая, трёхглавая или восьмиглавая птица, встречающаяся в фольклоре якутов. Она была своего рода царём всех птиц на земле и представлялась как гигантский орёл, способный за один раз проглотить сразу трёх тучных коров. В различных сказаниях именно к Ексекю обращались другие птицы, чтобы получить советы или помощь, в том числе в каких-либо схватках. Иногда этот персонаж перевоплощался в человека и тогда выступал в фольклорных произведениях как герой, одетый в тяжёлые доспехи и имеющий мощные крылья за спиной.

Одни источники указывают, что жил Ексекю где-то в «чернью выложенном городе, в своём серебряном жилище». Другие, в основном устные, местом обитания сказочного орла называли гнездо, свитое на ветвях дуба высотою от земли до неба. Если же человеку каким-то образом удавалось попасть в это гнездо и, оставшись незамеченным для птицы, взять оттуда маленький камешек, то ему начинала сопутствовать удача. Существует легенда об одном молодом охотнике, который сумел раздобыть два камешка из заветного гнезда. Через непродолжительное время он стал настолько ловким, что мог за один год добывать несколько десятков лосей. Юноша разбогател, хорошо женился и очень скоро стал главой большого славного рода. Его дети, а затем и внуки ни в чём не нуждались и были такими же удачливыми охотниками на зависть всем остальным людям. И вот пришла ему пора умирать. Один камень он продал другому охотнику, а второй — подарил одному из внуков, строго настрого указав хранить его, никогда не хвастаться, помогать бедным, соблюдая все заветы предков. Однако внук оказался очень глупым и болтливым, что сыграло с ним злую шутку: все представители некогда богатого, здорового и удачливого рода стали болеть и умирать, а дети рождались хилыми и неспособными к охоте. Камень стал причинять зло своему владельцу за то, что он нарушил законы справедливости, а чаша грехов переполнилась.

Читайте:  Эхинодорус Латифолиус (Echinodorus latifolius)

Источник: http://dv.land/spec/oblachnye-zveri

Зубатка Лау-Лао

Зубатка Лау-лао наименование Brachyplatystoma vaillantii, принадлежит семейству Pimelodidae (Пимелодовые или плоскоголовые сомы). Крупная плотоядная рыба. Практически не встречается в любительской аквариумистике в силу больших издержек, связанных с её содержанием.

Среда обитания

Происходит из Южной Америки. Ранее этот вид сомов считался эндемиком речных систем Французской Гвианы. Однако, позже было установлено, что он встречается практически во всех крупных бассейнах рек, включая Амазонку и Ориноко. Населяет основные русла и реже притоки, предпочитая глубоководные участки, где он находится преимущественно в придонном слое.

Краткие сведения:

  • Объём аквариума — от 1500 л.
  • Температура — 22–28°C
  • Значение pH — 6.0–8.0
  • Жёсткость воды — 1–21 dGH
  • Тип субстрата — песчаный, гравийный
  • Освещение — приглушённое
  • Солоноватая вода — нет
  • Движение воды — любое
  • Размер рыбы — около 1 метра
  • Питание — другая рыба
  • Темперамент — условно мирный
  • Содержание поодиночке или в группе

Описание

Взрослые особи достигают в длину около метра. Окраска тёмно-серая сменяющаяся на светлую в нижней части. Хвостовой плавник глубоко раздвоен с узкими лопастями, почти равными по длине. На голове располагаются длинные усы, помогающие находить пищу в тёмных водах.

Питание

В природе охотится на других рыб, не брезгует и падалью. В искусственной среде с лёгкостью приспосабливается к альтернативным продуктам. Это могут быть как специализированные коммерческие корма, так и подготовленные самостоятельно, например, мясо креветок, мидий, кальмаров, белой рыбы и т. п. Кормить раз в неделю достаточно большой порцией.

Содержание и уход, обустройство аквариума

Содержание сома Зубатки Лау-лао возможно только в больших резервуарах от полутора тысяч литров. Поддержание высокого качества воды в таких объёмах является сложной задачей, особенно без автоматизации некоторых процессов. В частности, обязательная процедура по еженедельной замене сотен литров воды на свежую без системы слива/подачи будет крайне трудоёмкой задачей. Установка и обслуживание подобных аквариумов, которые вместе с оборудованием и оформлением весят несколько тонн, сопряжено с рядом издержек (строительные работы с протяжкой инженерных коммуникаций) и требуют больших финансовых затрат и времени. Учитывая всё вышесказанное можно сделать вывод, что этот вид сомов не относится к категории любительской аквариумистики. Его приобретают главным образом состоятельные энтузиасты или он содержится в крупных общественных аквариумах.

Поведение и совместимость

Не смотря на плотоядную диету и большие размеры это довольно мирный сом, способный уживаться с другими рыбами сопоставимого размера. Разумеется, любая рыбка, способная поместиться ему в рот будет непременно съедена.

Разведение / размножение

В естественной среде обитания цикл размножения связан с длительными миграциями, когда половозрелые сомы устремляются в верховья рек, чтобы дать новое потомство. Мальки и молодые рыбки затем возвращаются к устью. Общая протяжность пути составляет свыше 3500 км. Воссоздать схожие условия в искусственной среде невозможно, поэтому Зубатка Лау-лао в аквариумах не разводится. В продаже представлены выловленные в дикой природе особи.

Болезни рыб

Причиной большинства болезней являются неподходящие условия содержания. Стабильная среда обитания станет залогом успешного содержания. В случае появления симптомов болезни в первую очередь следует проверить качество воды и при обнаружении отклонений принять меры для исправления ситуации. Если симптомы сохраняются или даже усугубились потребуется медикаментозное лечение. Подробнее о симптомах и методах лечения в разделе «Болезни аквариумных рыб».

Источник: http://www.aqvium.ru/ryby/somoobraznye/zubatka-lau-lao