Русская певчая канарейка

К вопросу создания стандарта породы

«Русская певчая канарейка»

Пару-тройку лет назад Е.В.Малаханов опубликовал брошюру «Русская канарейка», где впервые широко поднял вопрос о том, что с канарейкой овсяночного напева творится неладное, что эта некогда замечательная порода певчих канареек деградировала до предела и находится на грани исчезновения.

В хоре утверждений сколь хвастливых, столь и необоснованных, о якобы всемирной славе, якобы лучшей в мире и уникальнейшей породы канареек овсяночного напева, публикация Е.В.Малаханова звучала явным диссонансом и, казалось бы, должна была вызвать жаркую дискуссию в кругах здравомыслящих канароводов. Однако никаких дебатов по поводу этой весьма неординарной публикации не воспоследовало.

Почему? Кто может ответить?

Состояние породы Евгений Васильевич оценивал по ее соответствию современным международным требованиям к породам певчих канареек, в духе стандартов С.О.М. После публикации Е.В.Малаханова в кругах московских канароводов начались разговоры о создании стандарта породы. Будет ли в результате этих разговоров создан стандарт породы «канарейка овсяночного напева». Разумеется, нет. Для такого категоричного утверждения нужны серьезные основания. Попробую аргументировать свое утверждение.

Наше сегодняшнее канароводство имеет мало общего с классическим канароводством существовавшем в России до октябрьского переворота 1917 года и, по сей день, существующим в зарубежных канароводческих организациях.

Классическое канароводство основано на учении Грегора Менделя, внедренном в канароводство, в том числе и в работу с певчими канарейками, генетиком Дункером.

Практикуемое у нас «обучающее» канароводство (дрессура) основано на учении академика И.П.Павлова «о рефлексах». Мы ругаем наших канароводов за использование при обучении «палки»-«перышка» забывая, что это обычный прием дрессировки, вполне согласующийся с учением И.П.Павлова.

Когда мы говорим о возрождении старинной русской породы певчих канареек, мы как-то не связываем это с необходимостью перехода в другую систему канароводства. Но это именно так. Причин, по которым наше канароводство из «классической» системы перешло в систему «обучающую», несколько, в том числе и такие, которые можно назвать политическими. Но сегодня речь не о них. Сегодня упомянем только одну, более позднюю, но также способствовавшую размыванию нашей породы.

После ВОВ, наши канароводы буквально изуродовали отечественную породу певчих канареек скрещиваниями с привозными цветными и декоративными канарейками. В результате этих скрещиваний из песни канарейки овсяночного напева стали уходить самые ценные высокотональные россыпи, самые чистые россыпи, самые чистые отбои, стал меняться тембр песни и другие ее особенности, присущие именно русской канарейке.

Целенаправленную племенную работу и селекцию, на чем держалось и делало успехи дореволюционное русское канароводство , канароводы заменили полностью обучением дрессировкой. Но никаким, даже самым умелым, обучением былую песню не вернуть. Вернуться на позиции времен расцвета нашего канароводства можно лишь целенаправленной (причем возможно довольно длительной племенной работой), включающей жесткую селекцию. В той масштабной работке должны быть задействованы все виды селекционной работы: подбор племенных пар, негативный отбор, позитивный отбор, отбор по качеству потомства.

Эту работу нельзя вести, если не поставлена четко конкретная цель работы, а эту цель и определяет стандарт.

Стандарт на национальную породу канареек должен создаваться при самом широком участии всех канароводов страны . Так было во всех странах, где занимались возрождением своих национальных пород певчих канареек.

Для обеспечения такого широкого участия должен быть создан «Центр» (комитет, комиссия, оргбюро или т.п.) по созданию стандарта, куда канароводы могли бы направлять свои предложения и пожелания по вопросам создания стандарта. Задача такого «Центра» концентрировать опубликованные и обнародовать поступившие в его адрес предложения (если это не может сделать сам вносящий предложение). Задача «Центра» анализировать все поступающие предложения, соотносить их с требованиями Всемирной орнитологической конфедерации – С.О.М. и аргументировано вносить в проект стандарта. Задача «Центра» анализировать все поступающие критические замечания и учитывать их в работе над стандартом.

Подготовленный проект стандарта породы «русская певчая канарейка» должен быть вынесен на обсуждение самыми широкими кругами канароводов и всех кто заинтересован в сохранении и международном признаками этого национального достояния русского народа.

Не будет вреда если на эту тему выскажутся и знатоки работы с породами других животных. Создание стандарта породы дело совершенно новое для нашего канароводства и трудно предположить с какой стороны может быть подсказано верное решение. И, как видим, все упирается в «Центр», способный сосредотачивать и объективно оценивать поступающую информацию и предложения.

Так должно быть, если мы действительно хотим создать и утвердить стандарт породы, официальный документ, доказывающий, что такая порода певчих канареек действительно существует.

На деле же подход московских канароводов к созданию стандарта даже «схваткой бульдогов под ковром» не назовешь. Достоянием гласности стали лишь публикации Е.В.Малаханова на эту тему. А он, кстати, певчими канарейками не занимается, как и автор этой заметки.

Казалось бы чего проще каждому московскому клубу (их в столице 4 или 5) выделить для работы в «Центре» по 2 грамотных человека. Эти 10 человек, пользуясь клубными сайтами, вполне потянут работу, о которой говорилось выше. Надо лишь опубликовать фамилии этих людей, клубную принадлежность и адрес, по которому к ним можно обратиться.

Но всеми многочисленными клубами столицы, если что то и делается в этом направлении, то делается в такой глубокой тайне от российских канароводов, что и намека не просачивается на страницы Интернета, где эти клубы имеют сайты.

Здесь можно сделать два предположения:

– московские разработчики стандарта стараются протащить в документ какие-то выгодные для них положения и утвердить стандарт узким кругом, поставив российское канароводческое сообщество перед свершившимся фактом, как то было, когда москвичи «вбили» в шкалу «стрижиный тройник»;

– возможно разработка стандарта не ведется, а разговоры о создании стандарта ведутся москвичами для отвода глаз.

Стандарт ведь может быть невыгоден многим канароводам – очень многие сегодняшние птицы могут не соответствовать стандарту. Думая, я весьма недалек от истины в своих предположениях, поскольку зарубежный опыт подсказывает, что сами канароводы не могут создать стандарт, ни провести модернизацию (обновление и восстановление) породы.

Дело, разумеется, не в каком-то неуменье. И зарубежные канароводы, занимающиеся «классическим» канароводством, и наши занимающиеся «обучающим» канароводством прекрасно владеют вопросами с этим связанными, большие знатоки и специалисты своего дела. Но каждый канаровод культивирует у своих птиц, какие-то «милые сердцу его» особенности и, естественно, он опасается, что эти особенности его птиц не будут отражены в стандарте.

Но не все можно отразить в стандарте. При составлении стандарта приходится учитывать множество лимитирующих факторов, а мы в этом деле опоздавшие и нам приходится учитывать и международную «конъюнктуру».

Во главе работы по модернизации породы, ее упорядочению или воссозданию, в зарубежных странах стояли не канароводы. Для гарцского роллера таким «крестным отцом» был др.Вольф, для бельгийской малинуа – голландец др.Пелман, для испанской тимбрадо – Х.Лило и Х.Домингес.

Возможно нам еще представится случай ознакомиться с деятельностью этих вошедших в историю канароводства организаторов. пока же скажем, что эти люди пользовались самой широкой поддержкой канароводов своих стран поскольку речь шла о сохранении национальных пород певчих канареек.

Но «заграница нам не указ», поэтому вернемся к нашей породе.

Наши канароводы в послевоенные годы примешали канарейке овсяночного напева такое количество крови зарубежных цветных и декоративных канареек, что прозвучавшее в одной из публикаций предложение «освежить кровь нашей канарейке» воспринимается не иначе как ирония.

Авантюры со скрещиваниями нашей канарейки оправдываются некоторыми авторами страстью наших канароводов к экспериментам. Но экспериментом можно назвать масштабную работу, начатую немецкими канароводами Бользером и Дамсом и законченную в своем поместье Бруно Матерном, по выведению цветной красной канарейки, работу в которой были задействованы десятки и сотни птиц.

Если это скрещивается один кенар овсяночного напева с одной цветной красной самкой, то это не эксперимент, а калечение той и другой породы – «кскримент», как изволил выразится персонаж одного телесериала.

Читайте:  Чистокровная верховая лошадь

Но мы уже достаточно поругали наших авантюристов от канароводства. Сейчас самое время воспользоваться их «трудами». Все сегодняшние новые породы певчих и декоративных канареек выводятся путем скрещивания двух и более пород. У нас положение несколько другое – мы можем, используя племенной материал одной «породы» – канарейки овсяночного напева, попробовать создать несколько певчих и декоративных пород. Предпосылки к этому есть. Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло!

Конечно, может быть в процессе создания новых пород понадобится «приливать кровь» других пород, но такое действие должно быть основательно просчитано и обосновано.

Начать надо, естественно, с чистой русской канарейки. «Ходят слухи», что в Павлово-на-Оке один старый канаровод упрямо держит свой Павловский ход, тогда как все остальные перешли на московских дрессированных канареек. Если это так и его канарейки к тому же желтые (тимбрадо – зеленая), то именно его ход надо зарегистрировать как «русскую певчую канарейку». Причем зарегистрировать на его фамилию, как фамилию истинно русского потомственного канаровода. А старику-канароводу надо бы вручить медаль «За сохранение национального достояния русского народа»! Ценность кенара из хозяйства этого канаровода (ценность, а не цена, что несколько разные вещи) с точки зрения классического канароводства много выше ценности победителя московского конкурса.

Каждая порода певчих канареек в системе С.О.М. (Це-О-эМ) занимает свою «экологическую» нишу. Ниша пород поющих в низком регистре занята гарцским роллером и цветным роллером. Ниша пород поющих в высоком регистре занята испанской породой тимбрадо, песня которой очень сходна с песней нашей канарейки. Даже мне, не канароводу, ясно, что вставное колено «пио-пио» в песне тимбрадо соответствует вставному колену «пия-пия» в песне канарейки овсяночного напева. Специалисты же, опытные канароводы и судьи, находят гораздо больше сходных моментов в песнях обеих пород.

На наше счастье, в международном стандарте тимбрадо указано, что канарейки тимбрадо имеют только зеленый окрас. Элементарная логика подсказывает, что в стандарте «русской певчей канарейки» должен быть указан только желтый окрас птиц породы.

Но существует старинная зеленая раса канареек овсяночного напева и известно, что среди опытных московских канароводов немало приверженцев этой зеленой расы. Ведут таких птиц и в Питере. Скорее всего и в других городах найдется достаточно много опытных любителей именно зеленой расы канареек нашей породы.

Как же решить проблему с зеленой расой канарейки овсяночного напева? Если включим в стандарт «русской певчей канарейки» нам скажут, что это тимбрадо и породу не зарегистрируют (С.О.М. не Россия и липовая регистрация там не пройдет). Получится, что зеленая раса «перебежала дорогу» желтой расе и «русская певчая канарейка» останется за чертой международного признания. Но не превращать же зеленых канареек овсяночного напева в беспородных? Ведь среди них много замечательных певцов!

Выход здесь, полагаю, лишь один – из зеленой расы надо «делать» самостоятельную породу певчих канареек. Пусть эта порода называется «московская певчая канарейка» (если канароводы других городов не возражают). У многих наверное возникнет вопрос: что же это за порода, которая при одной и той же песне отличается от «русской певчей канарейки» только цветом? Но ведь и зарегистрированные С.О.М. гарцский роллер и цветной роллер различаются лишь цветом, имея одну и ту же, закрепленную наследственно песню.

Это действительно так – в начале две породы будут различаться лишь цветом и стандарты пород будут различаться лишь упоминанием окраса птиц породы. У той и другой породы в стандарте будет указано, что они прямые потомки старинной русской породы певчих канареек.

Но народ у нас, как известно, творческий и приверженцы (по-сути создатели) новой породы будут настойчиво изыскивать способы создать отличия «зеленой породы певчих канареек» от «русской певчей канарейки» и тимбрадо. Особенно трудно последнее. Здесь возможно имеет смысл подумать и о скрещивании с саксонской певчей канарейкой и о введении в песню голосов птиц российской фауны. Поработать придется много. Но главное продумать свои действия!

Работу по составлению списка птиц отечественной фауны, элементы песен которых могут войти в песню нашей канарейки, начали в своей книге «Русская канарейка» В.Остапенко и П.Ялыгин, но как у нас это водится, их предложение «повисло в воздухе». Его актуальность возрастет, если мы примемся за выведение новых пород на «базе» канарейки овсяночного напева, как по традиции именуем мы большую группу птиц, полученную после многочисленных неоправданных скрещиваний с зарубежными породами и расами.

Надо четко определить, что же мы хотим все-таки получить, то есть надо составить стандарт (или стандарты).

Кроме вышеупомянутой «зеленой породы» можно подумать о создании «цветной певчей канарейки», то есть красной канарейки с песней канарейки овсяночного напева. Все породы этой перспективной с точи зрения зарубежных специалистов группы (певчие цветные канарейки): и зарегистрированный С.О.М. цветной роллер (garz couleurs) и «американский певец» из США (American singer) и французская канарейка смет – поют песню гарцского роллера.

Пока не было слышно о создании испанскими канароводами цветной певчей канарейки с песней тимбрадо и значит эта «ниша» в системе С.О.М. пока свободна. Надо только помнить, что создание породы работа масштабная и, повторюсь, начинать ее надо с составления стандарта и поиска единомышленников. Речь идет о породе которую можно получить путем масштабного системного скрещивания в двух вариантах желтой липохромовой канарейки овсяночного напева с цветной красной липохромовой канарейкой.

Еще одна порода с красным фактором в оперении – краснодеревая (красно-черная) канарейка с песней канарейки овсяночного напева. Правда здесь нам скорее всего окажутся конкурентами испанские канароводы, поскольку тимбрадо относится, как и краснодеревая канарейка, к меланиновой группе.

И последняя порода, которую можно создать испоьзуя генетический потенциал канарейки овсяночного напева – русская хохлатая. В этом случае речь идет уже о декоративной породе. Все птицы зарубежных пород певчих канареек гладкоголовые, а среди канареек овсяночного напева довольно часто встречаются хохлатые птицы. Возможно, что хохолок имеет какое-то негативное влияние на песню, о чем знают зарубежные канароводы. Поэтому использовать хохлатых птиц для создания декоративной породы будет рациональнее. Начинать такую работу надо конечно с составления стандарта и сравнения его со стандартами зарубежных аналогичных пород, прежде всего «немецкой хохлатой» (Allemand Huppe).

Анализ наличия племенного материала в группе «канарейка овсяночного напева» можно провести, если всех кенаров участвующих в конкурсе пения разбить на цветовые группы. В этом случае вырисуются перспективные для дальнейшей работы расы и можно сделать первые наброски проектов стандартов пород.

Надо оговорить, что певчие канарейки по цвету и экстерьеру детально не оцениваются на конкурсах (если это не певчие цветные). Цвет и экстерьер лишь оговариваются в стандарте, что имеет значение в первую очередь при регистрации породы.

Однако на период становления певчих пород оценку этих параметров имеет смысл ввести в стандарт как временную меру. Да и сам стандарт вначале должен именоваться «Временный стандарт породы».

Наш телефон: тел. +7-903-225-47-79
e-mail: kenarfond@yandex.ru

Источник: http://rus-canary.ru/article/?69

Энциклопедия владельца птицы

Доска объявлений

От авторов

Данный цикл статей написан на основе брошюры «Русская канарейка», вышедшей в свет в 2003 году. Брошюра была написана мной при участии уважаемого и авторитетного человека в среде любителей Ю.Р.Повало-Швейковского (Санкт-Петербург). Статьи, написанные полностью Юрием Ростиславовичем, идут под его подписью.

Наша брошюра посвящена вопросам создания породы «Русская певчая канарейка». Вопрос породы дискутируется среди российских канароводов уже много лет. Многие из них, имеющие большую практику и заслужившие авторитет в среде любителей пения канареек, считают русскую канарейку уже вполне сформированной и устоявшейся породой. Оригинальный напев канарейки и большое желание канароводов видеть нашу канарейку всемирно известной дает, по их мнению, основание для такого утверждения.

Тот факт, что имеется четкое научное определение породы, которое существует независимо от нашего желания, не воспринимается. К сожалению, узкий кругозор большинства знатоков нашей канарейки, отсутствие знакомства с зарубежными породами певчих канареек, незнание ими основ племенной работы и генетики не дает им возможности понять суть поднятых проблем.

Читайте:  Булли кутта (пакистанский мастиф); описание, особенности породы

Все нижеизложенное базируется не на результатах анализа российской канароводческой литературы, а, в основном, на анализе зарубежных источников, работ таких признанных в мировом канароводстве селекционеров и популяризаторов канароводства как Вальтер Виенер, Андрей Павлиш, Александр Ижо, Джанкарло Морбилли, Николо Грудев и других. Также использовались результаты научных разработок российских и зарубежных исследователей в области биоакустики и этологии.

Основной своей задачей мы поставили анализ нынешнего состояния российского канароводства с тем, чтробы определить основные проблемные вопросы и найти пути их решения.

Естественно, мы не рассчитываем на то, что все предлагаемое нами воспримется, как говорится, на ура. В родной стране пророков нет. Новое не всегда воспринимается сразу. Многолетние привычки и менталитет канароводов тоже многого стоят. Да мы и не претендуем на абсолютную истину. Мы лишь рассказываем, как аналогичные проблемы решались за рубежом, и предлагаем пути решения наших проблем. Эти пути, естественно, не всем нравятся, нередко расходятся с мнением многих и заслуженных.

Многое отвергается только по причине, что надо что-то делать. Ну и есть такие, для которых отсутствие у авторов званий в канароводстве является решающим. Тем не менее, мы рады, что наша работа уже не осталась незамеченной и уже подвигла многих канароводов на какие-то действия. Не только на раздумья. Уже третий год канароводы стали централизованно получать родовые кольца, кольцевать своих птиц. Далее предпринимаются шаги наладить ведение документации в племенных хозяйствах разводчиков. Мы считаем, что этим уже сделан первый шаг к культурному канароводству, шаг в направлении к созданию породы.

Для удобства размещения на нашем сайте брошюра, естественно, подверглась большой переработке.
По полученным ранее отзывам, мы поняли, что некоторые главы брошюры были написаны несколько сложно, много специфических терминов осложняли восприятие текста, особенно людям, далеким от орнитологии. Поэтому мы постарались, по-возможности, упростить изложение некоторых тем.

Также мы посчитали необходимым включить в данный цикл статьи болгарских канароводов (естественно, с их согласия). Болгарские канароводы в настоящее время работают над такой же задачей: создание своей национальной породы «Болгарский соловей». Конечно, они сталкиваются с такими же проблемами, что и мы.

В последнее время московские канароводы особо обеспокоены возможностью регистрации нашей породы в других странах. Поэтому, по ходатайству клуба, порода “русская певчая канарейка” была включена в Государственный реестр пород. Да, получается так, что порода зарегистрирована, а мы еще дискутируем вопрос, есть ли эта порода. Порода зарегистрирована, а стандарта на нее до сих пор нет. В качестве единственного доказательства существования породы предоставлена запись песни канарейки.

Для грамотного человека ясно, что без описания породы, без ее стандарта документ о регистрации породы сам по себе ничего не стоит.

Конечно, беспокойство за приоритет в создании породы – это хорошо. Но ведь важен не сам документ, а порода. А есть ли она?

По сути, весь цикл предлагаемых нами статей нацелен на разработку стандарта породы «Русская певчая канарейка», племенной работы по закреплению породных признаков, и решению вопросов, связанных с переходом на оценку породистой птицы.

Евгений Малаханов

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.

Источник: http://www.mybirds.ru/groups/cenar/pevch/

Русская певчая канарейка

Русская певчая канарейка – стандарт породы

Длина тела: 12-13 см

Цена: от 500 руб. до 4000 руб.

Образ жизни: Дневной

Сосуществование: Одиночное содержание возможно

Активность:

  • Общительность:

  • Размах крыльев: 19-21

    Продолжительность жизни: 10-15 лет

    Количество детенышей: 3-6

    • Описание
    • Стандарты породы
    • Особенности содержания
    • Кормление
    • Разведение
    • Заболевания
    • Подробнее
    • Содержание и уход
    • Рацион
    • Разведение и размножение
    • Болезни
    • История породы

    Содержание и уход

    Рацион

    Разведение и размножение

    Болезни

    • Воспаление мягких тканей стопы и пальцев
    • суставная подагра
    • паразиты
    • наросты на лапах
    • опухоли
    • простуда
    • туберкулез
    • запор
    • диарея
    • воспаление зоба
    • авитаминоз
    • паратиф
    • заболевания печени
    • дифтерия

    История породы

    Русская певчая канарейка – маленькая птичка отряда ворбьинообразных семейства вьюрковых. Относится к породной группе певчих канареек. У них окраска и экстерьер не имеют особого значения, поскольку главное их богатство и особенность – голос.

    Эта порода пока не зарегистрирована во Всемирной Орнитологической Федерации, поскольку не обладает определенной, закрепленной генетически песней – у каждой птицы она своя. Однако в 2005 году официально зарегистрирована в России как порода певчей канарейки, и еще с конца XIX века так и остается одной из самых популярных и любимых в нашей стране.

    Стоит отметить, что поют только кенары, поэтому они стоят дороже самочек. Порой цена самцов может превышать цену последних в несколько раз.

    Клетка для одной птицы должна быть не очень большой, но при этом достаточно просторной, чтобы питомец мог по ней свободно перемещаться, и желательно с 2 дверцами. Рекомендуемые размеры: длина 40-45см, ширина – 25см, высота – 25-30см. В клетке обязательно устанавливаются поилка и кормушка, причем располагать их следует так, чтобы помет от птицы, сидящей на жердочке, не попадал в них. Желательно, чтобы у канарейки была купальня, которую вместе с домиком или гнездом лучше всего разместить у одной из дверец, чтобы легче было чистить. Жердочки должны располагаться в несколько уровней и на таком расстоянии, чтобы птица могла перепрыгивать с одной на другую, легко взмахнув крыльями, но не задевая при этом хвостом стенки клетки.

    Клетку лучше выбрать прямоугольной формы, без декораций и куполов. Размещают ее в светлом месте и в хорошо проветриваемом помещении, но вдали от сквозняков и отопительных приборов. Также, если в доме есть кошки и собаки, рекомендуется устанавливать клетку там, где она будет недоступна для них, чтобы птиц не тревожили.

    Поилки и кормушки надо мыть ежедневно, 1-2 раза в неделю необходимо очищать жердочки и менять песок, а раз в месяц требуется чистка и дезинфекция всей клетки. Если не хотите, чтобы кенар на заре будил вас своими трелями, то можно накрыть клетку тканью. Однако не забывайте, что это – дневные птицы, поэтому им нужно достаточно много света (зимой даже рекомендуется ставить дополнительное освещение), иначе они начнут терять оперение.

    Для здоровья канарейки ее полезно выпускать летать по комнате, но для этого предварительно необходимо подготовить помещение. Надо закрыть все окна, форточки и двери, убрать горячие приборы и хрупкие вещи, а также различные предметы декора, в которых птица может запутаться или которые может разбить. В комнате не должно быть кошек или собак.

    Доступ к корму и свежей воде у канарейки должен быть постоянно. Специальные зерновые смеси для этих птиц можно купить в зоомагазинах. Также им требуется мягкий корм – вареное яйцо. В качестве витаминной добавки давайте им листья одуванчика, побеги подорожника, тертую морковь, болгарский перец и яблоко. Для хорошего пищеварения им необходимы еще и мел, молотая яичная скорлупа, речной песок (лучше купить специальный в зоомагазине) и древесный уголь. Кстати, изменяя определенным образом состав корма, вы можете изменить и цвет оперения своего пернатого питомца.

    Канарейки – птицы, склонные к ожирению, поэтому не перекармливайте их (им достаточно пары ложек основного корма в день) и регулярно давайте возможность «размять крылья».
    По своему характеру канарейки доброжелательны и уравновешены. Они достаточно быстро привыкают к человеку и адаптируются к домашним условиям. При правильном воспитании могут стать совсем ручными.

    Читайте:  Топ 20 лучших сторожевых собак для охраны частного дома

    Источник: http://ilike.pet/ru/pets/ptitsy/russkaya_pevchaya_kanarejka-372/

    Русская певчая канарейка

    Русская певчая канарейка

    Эта порода, к сожалению, пока еще не получила международного признания и не была зарегистрирована в СОМ. Причиной этого в первую очередь можно назвать то, что она не обладает какой-либо определенной, генетически закрепленной песней. Каждая птица имеет свое особое пение.

    Несмотря на этот недостаток, русская певчая канарейка до сих пор остается в России самой популярной.

    В конце XIX – начале XX в. пение канарейки можно было услышать практически в любом русском трактире. Владельцы этих заведений чаще всего, не имея возможности нанимать певцов, использовали для развлечения посетителей певчих птиц. Неприхотливые канарейки успешно заменили соловьев и жаворонков и приобрели популярность среди всех слоев населения.

    В трактирах невольно происходил отбор птиц. Хозяева трактиров отбирали самых громко поющих птиц, которых было слышно даже сквозь гул толпы.

    Разные российские писатели и поэты написали немало строк об этих неутомимых певцах. Так, Бунин не раз упоминал в своих рассказах о «золотой чужеземной певунье, заливавшейся над трактирною толпой», он же посвятил ей одно из своих стихотворений. Слова о трактирной канарейке встречаются и у Горького, который, по словам современников, любил заходить в один из трактиров вместе с Шаляпиным, специально чтобы послушать пение местных кенаров, хотя вообще не очень любил птиц.

    Именно в трактирах начали проводить первые состязания в пении среди кенаров. Посетители сообща обсуждали достоинства и недостатки пения, побуждая хозяев птиц стремиться к улучшению качества песни их питомцев.

    Так, например, канароводы Полотняного завода и города Павлова систематически отбирали только тех птиц, чьи голоса были наиболее нежными и мелодичными. Одновременно они пытались сами учить их пению с помощью музыкальных инструментов и других птиц, постепенно разрабатывая собственные методы обучения. В результате приложенных усилий российским канароводам удалось очистить песню канарейки от слишком громких и резких звуков, но в то же время сделать более совершенными самые нежные и мелодичные туры.

    Основным методом обучения у российских канароводов было использование в качестве учителей лесных птиц средней полосы России. Постепенно песня русских канареек обогатилась трелями синицы, обыкновенной овсянки, овсянки-дубровника. Именно поэтому их и по сей день называют канарейками овсяночного напева.

    Некоторые канароводы научились сами имитировать пение диких птиц с помощью специальных дудочек или простого насвистывания. Однако самыми лучшими учителями всегда оставались поющие кенары, завоевавшие всеобщую любовь и признание своим пением.

    Впервые новая разновидность канареек отечественного разведения появилась в конце XIX в. Их называли канарейками овсяночного напева. Русские любители дали также название каждому исполняемому ими туру.

    Канарейки овсяночного напева были, как правило, однотонного желтого окраса, иногда с маленькими темными пятнами на голове или спине. Были также и ярко-зеленые особи. Свои песни канарейки исполняют с открытым клювом, как и их дикие сородичи.

    К основным турам канареек овсяночного напева относят серебристые и металлические россыпи, разные варианты овсянок, отбои, колокольчики, синицы, кулики.

    Резкие, режущие слух звуки, а также громкие соловьиные колена считались браком.

    Россыпь представляет собой очень звонкую и длинную трель, создающую впечатление стремительной россыпи звуков. Ее можно передать звуками «ри-ри-ри-ри-ри». Чем выше трель, тем приятнее на слух ее звучание. Различали серебристую и металлическую россыпь, а также некоторые другие ее виды.

    Овсянка представляет собой длинный ряд нежных мелодичных звуков, более низких, чем россыпь, и менее стремительных. Она чудесно звенит и замирает на конце, как у обыкновенной овсянки. Различали несколько видов овсянки: высокотональную, отбойную и обыкновенную.

    Отбой состоит из ряда коротких отрывистых звуков, повторяющихся 5–6 раз и похожих на звуки «тон-тон-тон». Иногда он получается слегка искаженным и звучит как «ти-ти-ти» или «тя-тя-тя», что не очень приятно для слуха. Такой отбой, как правило, бракуется на конкурсах.

    Колокольчик овсяного напева несколько отличается от одноименного колена роллера или бельгийской певчей. Он представляет собой очень длинный ряд звуков, похожих на звон маленького колокольчика.

    Синицы представляют собой двухсложный тур. Он очень мелодичный и звучит примерно как «ци-фи, ци-фи, ци-фи», при этом первый слог должен быть выше второго. Если колено звучит искаженно, оно отбраковывается. К сожалению, у большинства современных кенаров это колено в песне вовсе отсутствует.

    Кулики являются очень редко встречающимся в песнях кенаров коленом, которое звучит как «кули-кули-кули».

    В овсяночном напеве были и другие колена, которые походили на песни других птиц или являлись собственными импровизациями кенаров. Они были очень красивыми и мелодичными и получали название вставных колен.

    Примерно во второй половине XX в. российские канароводы начали разрабатывать у своих кенаров запевку – особенное начало песни. Запевка должна была быть вроде вступления, после которого в определенной последовательности чередовались основные и вставные колена. Запевка – это небольшая трель, которую кенары легко запоминают и повторяют 2–3 раза. Раньше различали несколько вариантов пения русской канарейки.

    Песня канареек Полотняного завода

    Она начиналась с колена под названием «овсянка», затем переходила в мелодичный нежный тур валик, плавно перетекающий в серебристую россыпь. После россыпи звучал колокольчик, который сменяла дудка, представлявшая собой глухую низкую трель, похожую на голос роллера, или высокую светлую трель. Этим коленом песня канареек Полотняного завода и заканчивалась.

    Песня павловских канареек

    Пение каждой линии птиц павловских канароводов отличалось какой-нибудь особенно-стью. Общим для всех было начало, представлявшее собой серебристую россыпь, после которой следовали другие колена: валик, овсянка, синица, кулики, а в заключении всегда звучала дудка. Пение павловских канареек было очень интересным и довольно высоко ценилось среди любителей.

    Песня канареек рябовского напева

    Птицы этого напева начали приобретать особую популярность в России примерно с 1910 г. Песни этих кенаров особенно высоко ценились (и ценятся до сих пор) благодаря чистому, нежному и мягкому звучанию песен. Особенно чисто и звонко рябовские канарейки исполняли колено колокольчик. Канарейки самого Рябова пели тихо, нежно и очень мягко, немного напоминая напевы гарцских роллеров.

    Современные русские певчие канарейки

    Во время Великой Отечественной войны канароводство в России пришло в упадок. Пение канареек овсяночного напева значительно ухудшилось, а птицы рябовского напева и вовсе перестали существовать. Однако после войны интерес к канарейкам снова возрос. В настоящее время у русских канареек очень много различных колен, присущих птицам определенных местностей на территории России.

    Однако отрицательным моментом является то, что российские канароводы все еще не пришли к определению стандарта для русской певчей породы. Точно еще не определено характерное для породы пение с присущим ему набором колен и шкалой оценок, из-за чего российские птицы не могут экспонироваться отдельной породой на международных выставках. Поэтому в России наряду с канарейками овсяночного напева разводятся гарцские роллеры.

    Российские, любители как и немецкие, предпочитают обучать пению крупных канареек светло-желтого окраса.

    В настоящее время существует еще одно направление в канароводстве – линия обыкновенных беспородных, не обучаемых специально канареек, которые, тем не менее, прекрасно поют. Песня этих певцов-самоучек строится на сочетании полученных по наследству и приобретенных колен пения. Многие из таких кенаров поют так красиво, что ими интересуются многие любители канареек. Таких птиц называют канарейками лесного напева.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Источник: http://pets.wikireading.ru/14074