Принцип примака в дрессировке

Метод Премака

Из курса Дрессировки
по методу профессора Дэвида Премака.

Использование Премак принципа для снижения Dog Возбуждение

Что такое принцип Премака и как он используется при обучении собак?

Немногие владельцы четырехлапых питомцев знают о существовании Дэвида Примака, но многие тренеры пользуются его принципом при дрессировке, потому что это удобно. Такие люди, как Иван Павлов, Беррес Фредерик Скиннер и Эдвард Торндайк помогли бесчисленному количеству людей и собак своими интересными исследованиями и новыми данными в области психологии, но Дэвид Примак заслуживает отдельного внимания, когда дело доходит до понимания того, как собаки учатся и как эффективно обучать даже самых упрямых собак.

Его любопытные исследования с участием, в основном, приматов, помогли получить более полное представление об обучении с подкреплением и динамику ее взаимосвязи.

После пространного изучения обезьян, профессор Примак пришел к выводу, что “более желательное поведение поощряет менее желательное поведение”. Этот принцип был назван в его честь “принципом Примака”.

Понимаете? Проще говоря, он обнаружил, что животные и люди готовы выполнять нежелательные для них действия, что бы получить желаемое. В повседневной жизни родители могут много раз бессознательно использовать принцип Примака, когда они говорят своим детям: ”Сначала вы должны закончить свою домашнюю работу, что бы потом поиграть” или ” Вы должны съесть свой брокколи, если хотите кусочек торта ”. Именно поэтому принцип Премака часто также называют “Закон бабушки”.

В приведенных выше сценариях, наступление желаемого поведения зависит от исполнения менее желаемого поведения, поэтому дети выполняют нежелательные для них модели поведения, что бы получить то, что они хотят. Поэтому дети охотнее убирают свои комнаты, если пообещать им, что они посмотрят телевизор сразу после этого, или съедают брокколи в ожидании мороженого. Тот же принцип может быть использован с собаками, и мы увидим это в следующем абзаце.

Как использовать принцип Премака в обучении вашей собаки

Теперь вы должны выяснить, что любит делать ваша собака, и добавить это составляющее в уравнение. Так же, как дети любят есть десерт, играть в пижамах или смотреть любимые мультфильмы по телевизору, ваша собака имеет свой список любимых занятий. Каждая собака индивидуальна, так что вам придется поместить себя в сознание вашей собаки и тщательно подумать. Далеко не всегда это пища!

Преимущества Премак Принципа

Многие гиперактивные собаки,которые кажутся невнимательными и не способными сосредоточиться, в действительности внимательны и способны сфокусироваться, просто эта способность должна направляться правильно. Таким образом, преимущество принципа Премака в том, что вы предлагаете альтернативное поведение и создаете положительную связь.

Если вы переживаете, когда ваша собака видит другую собаку, или хочет поиграть в озере, обычно вы просто запрещаете вашей собаке сделать то, что ей действительно хочется. Принцип же Премака является ключом, который отпирает мир вещей, которые любит делать ваша собака, награждая ее за спокойное поведение!

Но лучшее в принципе Премака то, что появляется как бонус. После повторений упражнений, ваша собака начинает любить и ту свою деятельность, которая приводит к желаемым ею действиям. Так что, если ваша собака научилась ассоциировать выполнение команды “сидеть” с разрешением пойти поплескаться в озере, собака будет готова выполнять команду автоматически долгое время. Если ваша собака поймет, что после зрительного контакта вы отпустите ее с поводка, что бы она могла поиграть, она будет заглядывать к вам в глаза более охотно, чем когда-либо, даже в совершенно иных обстоятельствах. То есть, в то в время как в начале более желаемое поведение было использовано для подкрепления менее желаемого поведения, теперь менее желаемое поведение встало для собаки на тот же уровень, что и более более желаемое.

Нужны примеры применения принципа Премака в тренировке собак? Вот некоторые из них, но, конечно, для начала вы должны будете понять, что любит именно ваша собака, что бы она захотела поработать. Что общего для любых применений принципа? Они поощряют спокойное поведение и повышают уровень спокойствия вашей собаки, помогая ей контролировать эмоции. Если ваша собака легко разочаровывается, когда не получает то, что она хочет, или не сосредотачивается и не слушает ваших сигналов, принцип Премака может очень хорошо помочь.

Источник: http://nalekstreasure.ru/novosti/articles/24-razdel-pitomnik/info/dressirovka/143-metod-premaka

Создавая успех. Воспитание необычного чемпиона

Перенесение ценности: превращаем кротовый холмик в гору.

Эта книга описывает много примеров выработки классических условных рефлексов. Например, когда Баз впервые увидел короткий туннель, это был нейтральный раздражитель – он ничего не значил для него. Я кликала и поощряла его игрушкой, пока он не начал пробегать сквозь туннель. Используя положительное подкрепление, я вскоре выработала у База условную связь с туннелем, такую же, как и с поощрением, которое он получал за него. Мастерство в дрессировке требует понимания этого процесса. В этом случае высокая ценность подкрепления игрой перешла и на туннель. Поскольку туннель давал возможность поиграть, Баз очень скоро начал радоваться и заводиться, как только он его видел. Таким образом я использовала драйв, который был у База относительно игры, чтобы создать драйв к работе.

Принцип Примака.

Когда Баз выучил вид снарядов аджилити, он быстро стал одержим “бегать аджилити”. Ценность препятствий стала огромной для него, так что он не мог дождаться тренировки. Он тянул и рыл землю лапами, идя на поводке к полю со снарядами. Мне пришлось искать способ контролировать его при подходе к полю, так что я использовала принцип Примака. Дэвид Примак заметил, что доступ к высоковероятному поведению (в данном случае, преодоление препятствий) может поощрять низковероятное поведение (спокойный подход к полю со снарядами на провисшем поводке), или, простыми словами, чтобы получить то, что ты хочешь, сделай сначала то, что я хочу. В сущности, то, что я делала, было просто еще одной задачей по перенесению ценности. Для База подход на провисшем поводке и спокойное ожидание того, пока я открою ворота на поле со снарядами, изначально не имели той притягательности, какой обладало аджилити. Если бы я физически или голосом корректировала База, то я бы подавила реакцию выхода из-под контроля, но не исключила бы ее окончательно; его пришлось бы поправлять всю жизнь. Я настаивала на том, чтобы он сел и обратил на меня внимание перед тем, как идти бегать, так что он понял, что спокойное ожидание – хорошо, поскольку оно дает возможность побегать аджилити.

Если бы я позволила Базу волочить меня к полю со снарядами, вместо того, чтобы настаивать на спокойном подходе, то он решил бы, что это является необходимой прелюдией к занятиям аджилити, и начал бы тянуть еще сильнее. Сейчас Баз – образцовая собака вблизи любого поля для аджилити. Он даже не смотрит на других собак, поскольку он знает, что его шанс побегать зависит от его хорошего поведения. Когда Баз начал бегать связки снарядов, он настолько полюбил это, что игрушка потеряла для него былую ценность как поощрение в конце пробега. Снова я использовала Принцип Примака, чтобы повысить ее ценность и иметь возможность поощрять База за правильное выполнение (см.гл.22). Вы можете использовать Принцип Примака в повседневных отношениях с вашей собакой. Возьмите то, что любит ваша собака (играть в мяч, например), и попросите ее сначала выполнить какую-нибудь команду (сесть или лечь) перед тем, как вознаградить ее предложением любимой игры. С применением Принципа Примака вы сможете сделать так, чтобы собака полюбила простые действия (сесть, лечь или коснуться вашей руки). И это сделает выполнение команд более быстрым и точным.

Читайте:  Что необходимо знать собаководу о переохлаждении

Остерегайтесь самоподкрепляющегося поведения.

Имейте в виду, что вы можете не контролировать все виды поощрения, которые получает ваша собака. Некоторые реакции могут быть самоподкрепляющимися. Копание в отбросах, перелаивание с соседской собакой через забор, прыгание на гостей, копание ям в саду, охота на пылесос и жевание ваших тапочек – все это примеры самоподкрепляющегося поведения. Вы не можете просто игнорировать все нежелательные реакции в надежде, что они исчезнут сами собой, поскольку любая реакция, получающая поощрение, учащается. Игнорирование самоподкрепляющегося поведения – неэффективная и даже разрушительная тактика. Выискивайте такое поведение и делайте так, чтобы вы контролировали все поощрение, чтобы собака выучила, что вы намного интереснее всего окружающего.

Добиваемся точности.

Конечно, поощрение нужного поведения и игнорирование нежелательного – основа дрессировки собак с помощь положительного подкрепления. Но настоящая прелесть отбора поведения в том, что есть возможность ультра-усовершенствования в обучении: 1) очень точному поведению (например, определенной позиции на контактной зоне в аджилити); и/или 2) цепочке поведения (например, набор действий, которые собака должна произвести для правильного и безопасного преодоления горки). При отборе поведения дрессировщик ждет, пока собака предложит какие-то действия. Поощряя каждый подходящий вариант, он подводит собаку к намеченному поведению. Дрессировщик может управлять действиями собаки, пользуясь точным и своевременным подкреплением и приспосабливая требования к каждому конкретному действию к конечной цели. То, что дрессировщик начинает поощрять в начале пути, очень сильно отличается от конечного продукта.

Например, чтобы научить База правильно проходить бум (сложная цепь действий), сначала я научила его касаться носом моей ладони. Я показала ему руку примерно в 25 см от него. Баз мог и проигнорировать ее, но как только он на нее посмотрел, я кликнула и дала ему лакомство. В следующий раз я показала ему руку, но уже ждала, чтобы он не только посмотрел, но и понюхал ее. Если вы создаете собаке простые условия для выбора, она в большинстве случаев будет выбирать правильно, будет часто получать поощрение, и, следовательно, нужное поведение будет появляться все чаще и чаще. Поощрение повышает вероятность повторения поведения. У База был выбор – заметить мою ладонь или проигнорировать ее. При этом я таким образом использовала его окружающую среду (исключив возможные отвлекающие факторы), что я была уверена, что он выберет ладонь. Было бы нечестно начать эту игру среди стада овец или на собачьей площадке, поскольку сильные отвлечения сделали бы выбор База очень трудным. Неверный выбор был всегда доступен Базу, но на ранних стадиях дрессировки я делала его очень сложным. Занятия таким образом сделают ваши тренировки наполненными поощрением, и ваша собака всегда будет с нетерпением ждать их (см. таблицу в приложении А).

Мастера создания поведения: Бэйли.

На мое понимание приложения принципов обучения собак огромное влияние оказали работы Боба Бэйли и его чудесной жены, покойной д-ра Мэрион Бэйли. Мэрион (Бреланд) Бэйли училась у великого Б.Ф.Скиннера. Бэйли использовали принципы Скиннера по отношению к целому Ноеву ковчегу. Удивительный дрессировщик любых животных, Боб Бэйли начал свою профессиональную карьеру, дрессируя дельфинов на службе в ВМФ США. Затем они владели и управляли Центром поведения животных, который Мэрион создала вместе со своим покойным мужем д-ром Келлером Бреландом. Здесь Боб и Мэрион обучили тысячи животных, как для любительских целей, так и для особо секретных нужд вооруженных сил. Например, они научили воронов нести в клювах маленькие шпионские камеры, следуя за лазерным указателем, мягко прижать камеру к нужному окну и открыть затвор, чтобы сфотографировать происходящее внутри. Бэйли дрессировали все, от рептилий до приматов и китов. Боб часто говорит, что он “не дрессировщик собак”, поскольку он дрессировал всего несколько сотен их. Как ни огромно вам может показаться это количество, по сравнению с более чем десятью тысячами животных, выпущенных Центром, это действительно немного. Бэйли говорит о дрессировке: “Это просто, но не легко”.

Сейчас дрессировщики морских животных, владельцы зоопарков и дрессировщики собак всего мира извлекают пользу из новаторских трудов супругов Бэйли о дрессировке животных без принуждения. Особенно мир дрессировки собак развернулся на 180 градусов после популяризации Бэйли принципов оперантного научения. Я польщена и благодарна возможности познакомиться и поработать с этими выдающимися людьми. Вы найдете афоризмы Бэйли там и сям в тексте. Они стали моими заклинаниями.

Решение проблем.

Если тренировка не получается, Боб Бэйли советует проверить одно из трех необходимых условий: ваш расчет времени, выбор критериев или уровень поощрения.

Расчет времени.

Любой, кто занимался спортом, испытал влияние верного или неверного расчета времени на успех игры. Если вы слишком поздно ударите по мячу в бейсболе, то теряете шансы успеть добежать до “базы”. Если же ударите слишком рано, то тем более ничего не выйдет. То же самое справедливо и для дрессировки собак. Если вы пытаетесь научить собаку касаться носом вашей ладони и при этом постоянно кликаете слишком рано, вы отмечаете поведение за секунду до того, как собака действительно коснется руки. Через некоторое время собака начнет тоько подносить нос к ладони, не касаясь ее. Вы можете использовать кликер или словесный маркер (например, “Да!”), чтобы обозначить правильное поведение, или просто бросать лакомство в нужный момент. Если время подачи маркера неверно, вы создадите ненужное поведение. Помните: только собака точно знает, какую реакцию вы подкрепили!

Точно так же, и дача лакомства собаке тоже влияет на успех ваших занятий. Хотя щелчок выделяет реакцию собаки, поощрение беспорядочно подкрепляет все, что происходит между щелчком и попаданием лакомства к собаке. Убедитесь, что вы подкрепляете ту реакцию, которую собирались. Боб Бэйли рекомендует: “Кликайте за действие и поощряйте за позицию!”. Например, если вы учите собаку двигаться от вас, если вы щелкнете за правильное действие, но позволите собаке подойти к вам за поощрением, чему на самом деле научится ваша собака? Уходить от вас и сразу возвращаться. Более эффективным будет щелкнуть за движение от вас и бросить награду вперед собаки, чтобы ей пришлось продолжить двигаться дальше, чтобы получить свое поощрение.

Выбор критериев.

Критерии – как правила игры. Критерий определяет, что вы должны увидеть перед тем, как подкрепить реакцию. Для сложного поведения вам нужно больше одного критерия, но вы должны заниматься каждым элементом отдельно (как касание носом в обучении прохождению зон). Вы можете добавлять следующий критерий только после того, как собака поняла предыдущие. Собаки могут научиться вычислять критерии и играть по правилам. Эта идея жизненно важна для каждого щенка, так что вы можете очень рано начинать учить его правилам игры. Я учила маленького База, что в каждой игре есть правила, и что он должен следовать им, если хочет, чтобы игра продолжилась. Игра аджилити полна критериев для выступления: Если собака хочет стартовать, она сначала должна посидеть на стартовой линии; Если хочет правильно пройти слалом, надо войти так, чтобы первая стойка была слева. Вся жизнь будет наполнена этими правилами, так что лучше, чтобы щенок начал учиться им как можно раньше.

Читайте:  Уход за лапами собаки от «А» до «Я»

Критерии должны быть четкими – черное и белое. Собака либо сделала правильно, либо нет; не может быть серого цвета ни для вас, ни для собаки. Она должна ассоциировать поощрение только с правильным поведением. Вы никогда не должны поощрять собаку, если она не следовала вашим критериям. Если ваша собака научена касаться носом ладони, если ваш критерий – касание, вы не должны соглашаться на меньшее. Принятие чего-то еще (например, приближение к руке без касания или хватание за рукав) означает, что вы изменяете критерии поведения и вознаграждаете за меньшие усилия. В результате ваша собака научится делать это медленно (и возможно, она будет совсем сбита с толку). Мы все следуем определенным критериям в жизни. Вы сначала должны открыть холодильник, чтобы достать поесть. Стояние перед холодильником и плач дверь не откроют. Собака научится точно выполнять нужное поведение, если вы правильно сумеете подобрать реально выполнимые критерии и следовать им.

Чем больше критериев у вас для поведения, тем больше у вас контроля за ним. Например, чтобы преодолеть качели, собака А должна добежать до конца доски, поставить передние лапы на землю и коснуться поверхности земли носом. Собака В должна только взойти на доску и сойти с нее. Поскольку тренер собаки В только слегка наметил контуры поведения, у него будет меньше контроля за поведением собаки и, следовательно, меньше возможности улучшить его. Это пример последствий дрессировки с пропуском “шагов” поведения.

Вы можете намеренно заложить малое количество критериев для определенного поведения. Например, возможно, вы будете не так требовательны к выполнению команды “Сидеть” на старте в аджилити, чем к выдержке сидя в обидиенс. На аджилити я позволяю собаке лаять, пока она сидит на старте, но в обидиенс я бы потеряла за это много баллов. Заранее продумайте количество критериев, которое вам понадобится для каждого поведения. Чем больше их, тем больше контроль над поведением, но тем больше потребуется времени для обучения и поддержания навыка.

Заблуждение относительно поведения собаки в ринге.

Научить поведению – несложно, гораздо сложнее не снижать требования к этому поведению в дальнейшем. Иногда проблема в том, что люди тоже хотят делать то, что подкрепляется. В аджилити мы могли научить собаку оставаться на старте, но на соревнованиях, когда адреналин бушует, а собака срывается без команды, мы можем снизить требования и позволить ей бежать. Почему? Потому что для человека пробежать трассу аджилити – тоже поощрение! Собака, которая получает поощрение пробегом трассы, быстро учится, что есть разные критерии для аджилити – один для тренировок, другой для соревнований. Многие люди считают, что эта собака изменяет поведение из-за соревнований, а не из-за них самих. Это нечестно по отношению к собаке и снимает ответственность с дрессировщика, перекладывая ее на собаку. Нет таких собак. Есть только дрессировщики, которые не придерживаются одинаковых требований в ринге и дома. Помните: Собаки делают то, что поощряется. Любое животное быстро приспособится к новым правилам игры, если вы поощрите его неверное поведение (позволив сорваться со старта без команды или не настаивая на касании носом земли на зоновом препятствии).

Сюзан Гарретт
Создавая успех. Воспитание необычного чемпиона

Источник: http://assauwe.lublinec.ru/rus/stat/stat59_3.htm

Принцип Примака.

Принцип Примака заключается в следующем: если существует более высокая вероятность возникновения поведения Б по сравнению с поведением А, тогда вероятность возникновения поведения А можно повысить, если сделать поведение Б зависимым от него. (Также известно как «теория относительности усиления», которая основана на работе Дэвида Примака).

Принцип Примака представляет собой прием АВА, который часто также называют «Правилом бабушки». Это название происходит от традиционных высказываний бабушек (известных специалистов в области поведения детей) за столом: «Ты должен съесть все овощи, если хочешь получить шоколадный торт». Ребенок видит аппетитный тортик и прогладывает весь горох, лежащий на его тарелке, чтобы получить доступ к сладкому. У приема, который в данной ситуации использует бабушка, на самом деле существует аналитическое название, «Принцип Примака».

Некоторые профессионалы также называют данный прием «Сначала…Потом», «Если…То» или «Высокая вероятность…Низкая вероятность». Принцип Примака может использовать любой человек, желающий добиться послушания или увеличить вероятность возникновения определенного поведения. Принцип Примака можно использовать в ситуациях, когда вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то, но для ребенка данное поведение не является желаемым, например, поедание овощей, уборка в комнате, питье молока, надевание верхней одежды прежде, чем выйти на улицу и т.п. Проще говоря, Принцип Примака облегчает выполнение нежелательных или неприятных действий в том смысле, что сразу после них наступает какая-либо приятная деятельность.

Во время использования Принципа Примака в первую очередь указывают на то, каким будет усиление. То есть, если поведением Б является поедание шоколадного торта, а поведением А – поедание гороха, тогда следует сказать: «Если ты хочешь кусочек торта, ты должен доесть свой горох». Обратите внимание на слово «если». Преимущество Принципа Примака состоит в том, что получение доступа к поощрению зависит от выполнения задания. То есть, если ребенок все равно отказывается доедать горох, он просто не получит торт. Ребенку дается возможность заработать или потерять усиливающее последствие.

Специалистам в области поведенческой терапии часто задают вопрос: «Какое имеет значение, что именно я скажу в начале?». Причина, по которой «высоковероятное» поведение необходимо упоминать в первую очередь, заключается в том, что это поможет ребенку сосредоточиться на том, что он получит, а не на том, что он потеряет, отдаст или вынужден будет сделать. Старайтесь фокусировать внимание ребенка на поощрении. Когда вы сначала говорите о том, что ребенок должен сделать, дети слышат только требование. Упоминая награду или поощряющий вид деятельности первым, вам будет легче добиться от ребенка послушания. Тем не менее, безусловно, некоторые дети справляются с поставленной задачей и в ситуациях, когда требование указывается первым.

У многих родителей и специалистов входит в привычку следующая стратегия: они предъявляют ребенку требование, ребенок ему сопротивляется, а затем родитель или специалист напоминают ребенку о том, что он может получить. ИЛИ же родитель или специалист напоминают ребенку, что он может потерять. Это очень распространенная ошибка. Такой разговор очень часто перерастает в спор или ссору, и выглядит это приблизительно так:

Читайте:  Особенности содержания золотого ретривера: описание породы и правила ухода за собаками

Родитель: «Шон, пойди и сделай уборку в своей комнате».
Шон: «Нет / Я не хочу / Потом сделаю».
Родитель: «Если ты немедленно не уберешь в своей комнате, тогда сегодня вечером никаких видеоигр!».

На чем в такой ситуации сосредотачивается внимание ребенка? Он фокусируется на нежелательной деятельности (уборка комнаты) и на том, какую привилегию он утратит (видеоигры). После подобных бесед ребенок, как правило, становится все более и более непослушным и, возможно, даже агрессивным, а его родители тем временем все сильнее огорчаются и расстраиваются.

Вот еще один пример того, как поощрение упоминается в разговоре лишь после того, как ребенок проявил непослушание:

Специалист: «Тионна, пришло время уборки».
Тионна: (нет реакции)
Специалист: «Тионна, иди сюда и убери игрушки, я помогу тебе”.
Тионна: «Нет!» (отходит в сторону)
Специалист: «Если ты подойдешь сюда и уберешь, мы сможем выйти на улицу и покачаться на качелях».

На чем концентрируется ребенок в этой ситуации? Он сосредотачивает внимание на поощрении в форме доступа к качелям, и это хорошо. Проблема заключается в том, что ребенок уже проявил непослушание и отказался от уборки, таким образом, он уже получил доступ к усилению (избежал выполнения задачи). Поощрение в форме качели теперь вступило в конкуренцию с избавлением от выполнения поставленной задачи. С точки зрения ребенка, возвращение назад к специалисту и уборка игрушек ради катания на качелях просто того не стоит.

Для того чтобы при предъявлении требования заранее не обрекать себя на неудачу, необходимо разобраться в сущности Принципа Примака. Всегда важно помнить о том, что когда вы произносите слово «если» или «сначала» во время предъявления какого-либо требования, нужно остановиться и ответить на вопрос: «Удалось ли мне четко определить поощрение, которое станет доступным?»

Если ответ «Нет», тогда для чего ребенок будет работать? Что он получит в результате за свое послушание?

Не стоит акцентировать внимание ребенка на том, что он потеряет. Никому не нравится совершать какие-либо действия только для того, чтобы избежать неприятных событий. Всем людям нравится совершать поступки для того, чтобы получить доступ к чему-либо позитивному. Не создавайте ситуаций, в которых ребенок с большой вероятностью откажется выполнять ваше требование. Каждое требование, которое вы произносите, может быть выполнено или проигнорировано. Если взрослые будут внимательнее относиться к тому, каким образом они предъявляют детям требования, они помогут им оставаться успешными и получать доступ к поощрению намного чаще.

Ниже приводится несколько примеров корректного использования Принципа Примака (помните о том, что если ребенок часто проявляет непослушание, то лучше упоминать о поощрении, которое он сможет получить, в самом начале):

«Мы можем почитать истории, если ты сначала искупаешься».
«Если ты решишь 5 примеров по математике самостоятельно, тогда сможешь пойти на 10-минутную перемену».
«Сначала ты немного поспишь, а затем мы пойдем в парк».
«Сегодня вечером ты сможешь посмотреть два DVD, если съешь весь свой обед в школе».
«Хочешь покататься на качелях или попрыгать на батуте после того, как уберешь в своей комнате?».
«Кто хочет мороженого?» (ребенок поднимает руку). «Хорошо, тогда поспеши и вымой посуду, чтобы мы могли поесть мороженого!».

Источник: http://autism-aba.blogspot.com/2013/07/premack-principle.html

Принцип примака в дрессировке

Коррекция аутизма с помощью Прикладного Анализа Поведения

Ресурсы для родителей и специалистов

ТЕМА МЕСЯЦА

Социальная история

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Стратегия поведенческого импульса, или как сделать ребенка более покладистым

Вопросы к специалисту

Графомоторные навыки

Принцип Премака или как повысить мотивацию ребенка к выполнению заданий

Дэвид Премак, Американский профессор психологии, в 1954 году экспериментально досказал, что предоставление определенного задания, которое кто-то любит делать, сразу же после того, как менее предпочитаемое задание было сделано, может в будущем повысить вероятность выполнения менее привлекательного задания. Другими словами, более привлекательное задание (вероятность выполнения которого высока) может служить поощрением к выполнению менее интересного задания (вероятность выполнения которого достаточна мала).

Как мы можем использовать данный принцип в работе с детьми? Мы все используем принцип Премака в общение с нашими детьми ежедневно. Ну какая мама не говорила своему ребенку: «Съешь овощи, затем получишь конфетку» или «Сделаешь домашнюю работу и пойдешь гулять»?

Родители говорят это своим детям не задумываясь над тем, что такое поощрение или какова вероятность выполнения домашней работы. При работе с аутичным ребенком, мы можем целенаправленно использовать принцип Премака, чтобы повысить мотивацию ребенка к выполнению определенного задания.

График работы ребенка должен быть спланирован так: «сделал дело, гуляй смело». За каждым заданием, вероятность выполнения которого мала, должно следовать задание, которое ребенок любит делать. Например, сделал задание на подбор по категориям и пошел смотреть мультфильм. Сделал чтение и пошел играть в конструктор.

В начале занятия, педагог или родитель должен сказать ребенку: «Сначала подбор, потом мультик». После того, как ребенок закончил просмотр мультика, педагог должен сказать опять: «Сначала чтение, затем компьютер».

Когда родитель объясняет ребенку, что сначала, а что потом, желательно использовать визуальную карточку «Сначала – Потом». Многие дети с аутизмом поймут инструкцию гораздо лучше, если она подкреплена визуальными стимулами.

На поле «Сначала» прикрепите фотографию более сложного задания. На поле «Потом» прикрепите картинку любимого задания. Когда ребенок посмотрел мультфильм, на поля карточки «Сначала – Потом» прикрепите новые картинки (шаблон данной карточки вы можете найти здесь). Если ребенок опять хочет смотреть мультик про Винни Пуха, то тогда, конечно же оставьте эту карточку на поле «Потом».

Задача педагога или родителя – дать понять ребенку, что делу время, а потехе час. А до тех пор пока дело не сделано, перерыва не получишь. Соответственно, педагогу надо уметь планировать длину и сложность занятия, чтобы ребенок сумел закончить занятие без слез и истерик и заработать перерыв. Заметьте, что для некоторых детей, длина занятия может определяться несколькими секундами или несколькими минутами.

Посмотреть презентацию про Принцип Премака вы можете здесь.

Источник: http://www.abarussia.ru/poleznye-sovety1/176-printsip-premaka.html