Право на пятую степень свободы воздуха у авиакомпаний

Автор Vladimir

Пятая степень “свободы воздуха” – это право в отношении регулярных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него. Так, в соответствии с российско-французским Соглашением о воздушном сообщении российский назначенный перевозчик “Аэрофлот” при полетах по маршруту Москва – Париж – Нью-Йорк может высадить пассажиров в Париже, следующих из третьего государства (например, Узбекистана), и принять на борт в Париже пассажиров, направляющихся в третье государство, и вместе с пассажирами из Москвы доставить их в Нью-Йорк.

Т. е. соглашение о пятой степени свободы необходимо авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки A в точку B и из точки A в точку C (с промежуточной посадкой в точке B), но и из точки B в точку C (A->B->C) и обратно. Для пассажиров наличие данного соглашения у авиаперевозчика интересно прежде всего недорогими авиабилетами из точки B в точку C и обратно. В связи с тем, что часть пассажиров летит только до точки B, у авиакомпании всегда есть свободные места из точки B в точку C, которые авиакомпания старается максимально загрузить, применяя для этого специальные цены. Часто в данном случае пассажир может совершить авиаперелет на дальнемагистральном самолете типа Boeing 747, Boeing 777, Airbus A330 или Airbus A340 на небольшом расстоянии.

Рассмотрим несколько вариантов таких авиаперелетов.

Авиакомпания Emirates
Рейс EK107 Ларнака (LCA) – Мальта (MLA)
Рейс EK108 Мальта (MLA) – Ларнака (LCA)
Это часть дальнемагистрального рейса Дубай – Ларнака – Мальта – Ларнака – Дубай.
Стоимость – от 217,80 EUR туда-обратно.

Авиакомпания Lufthansa
Рейс LH790 Сингапур (SIN) – Джакарта (CGK)
Рейс LH791 Джакарта (CGK) – Сингапур (SIN)
Это часть дальнемагистрального рейса Мюнхен – Сингапур – Джакарта – Сингапур – Мюнхен.
Стоимость – от 169,92 EUR туда-обратно. С зимнего расписания 2012/2013 рейс будет отменен.

Авиакомпания KLM
Рейс KL809 Куала-Лумпур (KUL) – Джакарта (CGK)
Рейс KL810 Джакарта (CGK) – Куала-Лумпур (KUL)
Это часть дальнемагистрального рейса Амстердам – Куала-Лумпур – Джакарта – Куала-Лумпур – Амстердам.
Стоимость – от 102,71 EUR туда-обратно.

Авиакомпания KLM
Рейс KL835 Сингапур (SIN) – Денпасар (DPS)
Рейс KL836 Денпасар (DPS) – Сингапур (SIN)
Это часть дальнемагистрального рейса Амстердам – Сингапур – Денпасар – Сингапур – Амстердам.
Стоимость – от 137,36 EUR туда-обратно.

Авиакомпания Qatar Airways
Рейс QR638 Сингапур (SIN) – Денпасар (DPS)
Рейс QR639 Денпасар (DPS) – Сингапур (SIN)
Это часть дальнемагистрального рейса Доха – Сингапур – Денпасар – Сингапур – Доха.
Стоимость – от 179,23 EUR туда-обратно.

Авиакомпания LAN
Рейс LA704 Мадрид (MAD) – Франкфурт-на-Майне (FRA)
Рейс LA705 Франкфурт-на-Майне (FRA) – Мадрид (MAD)
Это часть дальнемагистрального рейса Сантьяго – Мадрид – Франкфурт-на-Майне – Мадрид – Сантьяго.
Рейс не является внутришенгенским – для посадки необходимо пройти паспортный контроль.
Стоимость – от 120,85 EUR туда-обратно.

Пример – рейс авиакомпании KLM KL809 летит из Амстердама (AMS) в Джакарту (CGK) через Куала-Лумпур (KUL). Авиакомпании KLM предоставлено право продавать билеты также на авиаперевозки из Куала-Лумпура до Джакарты и обратно.

Источник: http://mishka.travel/blog/index/node/id/1707-pravo-na-pyatuyu-stepen-svobodi-vozduha-u-aviakompanii/

СВОБОДЫ ВОЗДУХА

«Свободы воздуха» или «Свободы воздушного пространства» (Freedoms of the air) это термин в международном воздушном праве, определяющий коммерческие права предоставляемые государствами иностранным авиакомпаниям на осуществление над своей территорией коммерческой деятельности воздушного транспорта, то есть перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов на коммерческой основе (за плату).

Эти правила, предложенные американцами, из-за противодействия Великобритании, не были включены в текст «Конвенции о международной гражданской авиации» принятой в Чикаго в 1944 году, что делало бы предоставление этих свобод обязательным для стран участников.

Правое регулирование свобод воздуха осуществляется на основе двусторонних соглашений государств об обмене коммерческими правами, в которых особое внимание уделяется объемам и тарифам перевозок. Для воздушных перевозчиков предусматривают получение разрешения государства на для каждой степени «свободы воздуха».

В рамках Чикагской конвенции было создано многостороннее Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (IASTA) или «Соглашение о двух свободах» открытое для подписания любыми странами, к которому присоединилось большинство стран мира, включая такие большие по территории страны, как США, Индия и Австралия. Но Бразилия, Индонезия, Китай и Россия на стали присоединяться к этому соглашению, а Канада вышла из него в 1988 году, так как для этих стран оказалось выгоднее брать плату за пролет над своей территорией, чем пользоваться правом бесплатного пролета над другими странами. Так, например, Россия получает высокую плату за пролет между Европой, Азией и Северной Америкой по маршрутам над Сибирью.

Первоначально было предложено пять «свобод воздуха»: две в отношении полетов воздушных судов и три в отношении перевозок. Три свободы, связанные с перевозками, а именно «третья», «четвертая» и «пятая» свободы охватывают полный перечень возможностей осуществления международных перевозок по воздуху. Позже объем коммерческий деятельности дополнен шестой, седьмой, восьмой и девятой «свободами воздуха». ИКАО характеризует все «свободы» за пределами пятой как «так называемые», поскольку только первые пять «свобод» были официально признаны в международном договоре.

Россия как правопреемница бывшего Советского Союза продолжает участие в двусторонних соглашениях о воздушных сообщениях, заключенных СССР, и в соглашениях, заключенных уже Российской Федерацией, — всего со 132 государствами мира, предоставляя для воздушных перевозчиков этих стран право на коммерческую деятельность в объеме первых семи «свобод воздуха».

Читайте:  Босерон (французская овчарка)

Официально свободы воздуха ИКАО сформулированы в главе 4.1 «Доступ к основному рынку», документа ИКАО Doc 9626. «РУКОВОДСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА». Издание третье, 2018 https://www.icao.int/sustainability/pages/doc9626.aspx

Обзор свобод воздуха

Свобода
воздуха
Коммерческое право
Первая Право транзитного беспосадочного пролета воздушных судов.
Вторая Право транзитного пролета воздушных судов с технической посадкой в некоммерческих целях.
Третья Право на перевозки из своей страны в другое государство, с высадкой пассажиров и выгрузкой багажа, почты и грузов.
Четвёртая Право на перевозки из другого государства в свою страну, с приемом на борт пассажиров, багажа, почты и грузов.
Пятая Право на перевозки из одного государства в третье государство, в ходе перелета, начинающегося или заканчивающегося в своей стране.
Шестая Право на перевозки из одного государства в другое, с коммерческой остановкой в своей стране.
Седьмая Право на перевозки между двумя государствами, без посадки в своей стране.
Восьмая Право на перевозки между двумя пунктами иностранного государства, с началом или окончанием перелета в своей стране.
Девятая Право на перевозки только в иностранном государстве.

Первая свобода

Первая свобода воздуха — Право осуществлять транзитный полет без посадки на территории иностранного государства, предоставляющего это право.

первая «свобода воздуха» – право или привилегия в отношении регулярного международного воздушного сообщения, предоставляемые одним государством другому государству или государствам, осуществлять пролет через его территорию без совершения посадки (также известное как право первой свободы) Doc 9626 ИКАО.

Вторая свобода

Вторая свобода воздуха — Право выполнять транзитный полет через территорию иностранного государства с возможной посадкой в технико-эксплуатационных целях (дозаправка, техобслуживание) без права выгружать или брать на борт пассажиров, багаж, почту и грузы.

вторая «свобода воздуха» – права или привилегии в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству или государствам, осуществлять посадку на его территории в некоммерческих целях (также известного как право «второй свободы») Doc 9626 ИКАО.

При дальних перелетах, во времена заключения Чикагской конвенции, недостаточная дальность полета самолетов вынуждала совершать множество промежуточных посадок. В настоящее время пассажирские авиалайнеры, в основном, совершают прямые перелеты. Но вторая свобода остается актуальной для грузовых авиакомпаний.

Третья свобода

Третья свобода воздуха – Право доставки на территорию иностранного государства и высадки на ней пассажиров, выгрузки багажа, грузов и почты, принятых на борт в государстве, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик.

Предоставляется вместе с 4-ой свободой.

третьей «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, осуществлять выгрузку на территории первого государства пассажиров, почты и грузов, взятых на борт в государстве регистрации перевозчика (также известна как право «третьей свободы») Doc 9626 ИКАО.

Четвертая свобода

Четвертая свобода воздуха – Право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик, а также адресуемые туда же грузы и почту.

Предоставляется вместе с 3-ей свободой.

четвертой «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие в государство регистрации авиаперевозчика (также известна как право «четвертой свободы») Doc 9626 ИКАО.

Пятая свобода

Пятая свобода воздуха – Право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране — партнере по соглашению.

В международной практике, однако, пятая «свобода воздуха » в ее полном объеме — перевозки в любые третьи страны — не предоставляется (перечень третьих стран ограничивается), ибо это уменьшает возможности национальных авиакомпаний самим осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты.

Частичная 5-я «свобода воздуха» – «стоп-овер»

  1. Стоп-овер на маршруте: право авиакомпании перевозить пассажиров с остановкой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года в течении действия авиабилетов. После остановки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажиров в промежуточный пункт.
  2. Стоп-овер вне маршрута: право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта, другим перевозчиком по одному и тому же авиабилету.

пятой «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, выгружать и принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него (также известна как право «пятой свободы») Doc 9626 ИКАО.

3 ноября 2011 года в аэропорту Владивосток введен режим «Открытое небо» для иностранных авиакомпаний включая полеты по пятой «свободе воздуха».

В 2017 году по пятой «свободе воздуха» открыт аэропорт Улан-Удэ Байкал.

1 октября 2019 года в Узбекистане введен режим «Открытое небо» для некоторых аэропортов. В аэропорту Бухара будет введено «открытое небо» с применением пятой «свободы воздуха» в отношении иностранных граждан (самолеты любых стран могут привозить сюда иностранных туристов и улетать в третью страну). Три аэропорта страны – Карши, Термез, Нукус – открываются по пятой «свободе воздуха» полностью.

1 августа 2020 года пятая «свобода воздуха» вводится для всех международных аэропортов Узбекистана, за исключением аэропорта Ташкент. Кроме того, в аэропортах Андижан, Фергана, Наманган и Самарканд пятая «свобода воздуха» действует по маршрутам, на которых в настоящее время не летает национальный перевозчик — авиакомпания Uzbekistan Airways.

Шестая свобода

Шестая свобода воздуха — Право осуществлять перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через свою территорию, с возможной посадкой и высадкой пассажиров, выгрузкой или погрузкой багажа, почты и грузов.

Отличие шестой «свободы воздуха» от пятой «свободы воздуха» заключается в том, что при пятой «свободе воздуха» основной загрузкой, перевозимой на воздушном судне, является загрузка по третьей и четвертой «свободам воздуха», а перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну имеют дополнительный характер. При шестой «свободе воздуха» основной загрузкой являются перевозки из страны-партнера по соглашению в третью страну, а перевозки по третьей и четвертой «свободам воздуха» носят дополнительный характер.

Государства, авиакомпании которых получили преимущества от таких перевозок через «отечественный мост», не согласились с тем, что такие перевозки между двумя иностранными государствами являются вторичными перевозками по «пятой свободе», на которую они могут не иметь права, и разработали концепцию новой «свободы», так называемой шестой свободы воздуха. Они придерживались мнения, что шестая свобода воздуха является комбинацией четвертой и третьей свобод. Таким образом, в соответствии с этим определением перевозки, начинающиеся во втором государстве, осуществляются по «четвертой свободе» в государство авиакомпании перевозчика, а затем по «третьей свободе» в государство окончательного пункта назначения. При таком подходе на основании этого определения перевозки являются «основными» для авиакомпании перевозчика, осуществляющего перевозки через «отечественный мост» на каждом участке путешествия пассажира.

так называемой шестой свободой воздуха является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок осуществлять через государство регистрации перевозчика перевозки между двумя другими государствами (также известна как право «шестой свободы»). Так называемая шестая свобода воздуха в отличие от первых пяти свобод не включается как таковая ни в одно из широко признанных соглашений о воздушных перевозках, например, в такое как «Соглашение о пяти свободах» Doc 9626 ИКАО.

Седьмая свобода

Седьмая свобода воздуха — Право осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик.

так называемой седьмой свободой воздуха является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, на осуществление перевозок между территорией предоставляющего это право государства и территорией какого-либо третьего государства без требования о включении в такую перевозку какого-либо пункта на территории государства-получателя права, т. е. для данного вида обслуживания нет необходимости быть связанным или быть продолжением какого-либо обслуживания из государства регистрации перевозчика или в это государство Doc 9626 ИКАО.

1 января 2020 года начал действовать режим «Открытого неба» в аэропорту Пулково. Ограничение по седьмой степени свободы воздуха для полетов иностранных авиакомпаний из 30-ти стран снимается сроком на пять лет.

1 августа 2020 года седьмая «свобода воздуха» вводится для грузовых рейсов иностранных авиакомпаний в аэропорты Навои и Термез Республики Узбекистан.

Восьмая свобода

Восьмая свобода воздуха — каботаж, то есть авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же иностранного государства, с продолжением полёта в свою страну.

В связи с происшедшими в 90-е годы изменениями в правовом регулировании воздушного транспорта в районах Европейского Союза произошло деление восьмой «свободы воздуха» на восьмую и девятую, которые ранее были объединены в одну — каботаж.

Термины «каботаж» и «каботажные перевозки«, используемые в воздушном транспорте взяты из морской терминологии, касающейся запрещения каботажного плавания иностранных перевозчиков и запрещения перевозок, которые могут приравниваться к внутренним перевозкам

так называемой восьмой свободой воздуха является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок осуществлять каботажные перевозки между двумя пунктами на территории предоставляющего право государства по маршруту, который начинается или заканчивается на территории государства регистрации иностранного перевозчика или (в связи с так называемой седьмой свободой воздуха) вне территории предоставившего право государства (также известно как право «восьмой свободы» или «последовательный каботаж») Doc 9626 ИКАО.

Девятая свобода

Девятая свобода воздуха — внутренняя перевозка иностранной авиакомпании, выполняемая по маршруту, проходящему исключительно по территории государства, предоставляющего это право.

Используется для перевозок в Европейском Союзе, позволяя европейским авиакомпаниям выполнять полеты по территории любых стран Евросоюза. Ни одно из соглашений Российской Федерации с другими государствами таких перевозок не предусматривает.

Источник: http://aviateka.su/svobody-vozduha/

Пятая свобода

Пятая свобода даёт авиакомпаниям право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в свою страну. Примером пятой свободы может служить рейс авиакомпании Emirates из Дубаи в Брисбен с продолжением полёта в Окленд, причём во всех пунктах посадки продаются билеты для полёта в любой из этих пунктов в любом направлении[3].

Пятая свобода была необходимым условием дальних перелётов до начала 1980-х годов, когда прогресс в авиации и рост пассажиропотока позволил предложить беспосадочные перелёты на большие расстояния. Зачастую авиакомпании планировали многочисленные остановки по пути к конечному пункту назначения, особенно на маршрутах между Европой и Африкой, Южной Америкой и Юго-Восточной Азией. Примером может служить рейс, предлагавшийся авиакомпанией Alitalia между Римом и Токио в середине 1980-х. Рейс делал промежуточные посадки в Афинах, Дели, Бангкоке и Гонконге. Такой маршрут практически совпадает с маршрутом Шёлкового пути. Полёты в соответствии с пятой свободой до сих пор имеют место в Восточной Азии, особенно на маршруте Токио — Бангкок — Гонконг, который обслуживают до четырёх различных авиакомпаний, не базирующихся ни в Таиланде, ни в Гонконге[3]. Пятая свобода также активно используется в Европе, Южной Америке, в Карибском бассейне, в Северной Атлантике и в Тасмановом море. Пятой свободой также пользуются авиакомпании, желающие занять неиспользуемые или малоиспользуемые маршруты, либо авиакомпании, рейсы которых делают промежуточные остановки в соответствии со второй свободой.

Шестая свобода

Неофициальная шестая свобода сочетает третью и четвёртую свободу и даёт право на перевозку пассажиров и груза из одной страны в другую с остановкой в своей стране[3].

Шестой свободой активно пользуются Cathay Pacific, Thai Airways International, Malaysia Airlines, Singapore Airlines и другие азиатские авиакомпании для перевозки пассажиров между Европой и Австралией (по маршруту, известному как Kangaroo Route). Авиакомпания American Airlines также перевозит пассажиров из Европы и Азии в другие страны Северной и Южной Америки с остановкой в американских аэропортах. British Airways осуществляет перевозку пассажиров из Америки в Азию через Лондон. Icelandair продаёт билеты из Европы в Северную Америку с остановкой в Исландии. Finnair на этом маршруте делает остановку в Хельсинки.

Источник: http://studopedia.ru/7_189010_pyataya-svoboda.html

Право на пятую степень свободы воздуха у авиакомпаний

Автор Vladimir

Пятая степень “свободы воздуха” – это право в отношении регулярных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому, в соответствии с которым назначенный перевозчик имеет право выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него. Так, в соответствии с российско-французским Соглашением о воздушном сообщении российский назначенный перевозчик “Аэрофлот” при полетах по маршруту Москва – Париж – Нью-Йорк может высадить пассажиров в Париже, следующих из третьего государства (например, Узбекистана), и принять на борт в Париже пассажиров, направляющихся в третье государство, и вместе с пассажирами из Москвы доставить их в Нью-Йорк.

Т. е. соглашение о пятой степени свободы необходимо авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки A в точку B и из точки A в точку C (с промежуточной посадкой в точке B), но и из точки B в точку C (A->B->C) и обратно. Для пассажиров наличие данного соглашения у авиаперевозчика интересно прежде всего недорогими авиабилетами из точки B в точку C и обратно. В связи с тем, что часть пассажиров летит только до точки B, у авиакомпании всегда есть свободные места из точки B в точку C, которые авиакомпания старается максимально загрузить, применяя для этого специальные цены. Часто в данном случае пассажир может совершить авиаперелет на дальнемагистральном самолете типа Boeing 747, Boeing 777, Airbus A330 или Airbus A340 на небольшом расстоянии.

Рассмотрим несколько вариантов таких авиаперелетов.

Авиакомпания Emirates
Рейс EK107 Ларнака (LCA) – Мальта (MLA)
Рейс EK108 Мальта (MLA) – Ларнака (LCA)
Это часть дальнемагистрального рейса Дубай – Ларнака – Мальта – Ларнака – Дубай.
Стоимость – от 217,80 EUR туда-обратно.

Авиакомпания Lufthansa
Рейс LH790 Сингапур (SIN) – Джакарта (CGK)
Рейс LH791 Джакарта (CGK) – Сингапур (SIN)
Это часть дальнемагистрального рейса Мюнхен – Сингапур – Джакарта – Сингапур – Мюнхен.
Стоимость – от 169,92 EUR туда-обратно. С зимнего расписания 2012/2013 рейс будет отменен.

Авиакомпания KLM
Рейс KL809 Куала-Лумпур (KUL) – Джакарта (CGK)
Рейс KL810 Джакарта (CGK) – Куала-Лумпур (KUL)
Это часть дальнемагистрального рейса Амстердам – Куала-Лумпур – Джакарта – Куала-Лумпур – Амстердам.
Стоимость – от 102,71 EUR туда-обратно.

Авиакомпания KLM
Рейс KL835 Сингапур (SIN) – Денпасар (DPS)
Рейс KL836 Денпасар (DPS) – Сингапур (SIN)
Это часть дальнемагистрального рейса Амстердам – Сингапур – Денпасар – Сингапур – Амстердам.
Стоимость – от 137,36 EUR туда-обратно.

Авиакомпания Qatar Airways
Рейс QR638 Сингапур (SIN) – Денпасар (DPS)
Рейс QR639 Денпасар (DPS) – Сингапур (SIN)
Это часть дальнемагистрального рейса Доха – Сингапур – Денпасар – Сингапур – Доха.
Стоимость – от 179,23 EUR туда-обратно.

Авиакомпания LAN
Рейс LA704 Мадрид (MAD) – Франкфурт-на-Майне (FRA)
Рейс LA705 Франкфурт-на-Майне (FRA) – Мадрид (MAD)
Это часть дальнемагистрального рейса Сантьяго – Мадрид – Франкфурт-на-Майне – Мадрид – Сантьяго.
Рейс не является внутришенгенским – для посадки необходимо пройти паспортный контроль.
Стоимость – от 120,85 EUR туда-обратно.

Пример – рейс авиакомпании KLM KL809 летит из Амстердама (AMS) в Джакарту (CGK) через Куала-Лумпур (KUL). Авиакомпании KLM предоставлено право продавать билеты также на авиаперевозки из Куала-Лумпура до Джакарты и обратно.

Источник: http://mishka.travel/blog/index/node/id/1707-pravo-na-pyatuyu-stepen-svobodi-vozduha-u-aviakompanii/