Положительное и отрицательное подкрепление

Положительное и отрицательное подкрепление — термины пришедшие в поведенческий анализ из классического бихевиоризма.

Подкрепление (reinforcement) — основополагающее понятие в прикладном анализе поведения. В различных переводах термин подкрепление может встречаться под названием “усиление”, что отражает главную цель подкрепления — усиление поведения.

В классическом значении термин подкрепление можно встретить в теории оперантного научения, которую разработал и предложил американский психолог Б.Ф.Скинер.

Оперантное научение может быть описано как процесс, который изменяет поведение с помощью положительного и отрицательного подкрепления. Через оперантную обусловленность индивид устанавливает связь между определенным поведением и последствиями этого поведения

Таким образом согласно идеям Б.Ф. Скиннера подкрепление — любые стимулы, события, ситуации и пр. Всё, что следуют сразу после поведения, и увеличивает вероятность его повторения.

Простым примером подкрепления может быть похвала. Например, вы хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки. Если ваша похвала следует сразу после того, как ребенок прибрался, и уборка за собой становится устойчивой привычкой, значит похвала является подкрепление для поведения “убирать за собой игрушки”.

В прикладном анализе поведения принято называть поведением все проявления жизнедеятельности живого организма которые мы можем наблюдать, описывать и измерять.

Б.Ф. Скиннер — американский психолог, основатель учения о оперантном научении.

Согласно Б.Ф. Скинеру, подкрепление является главным средством формирования поведения.

В поведенческом анализе подкрепления делятся на два вида:

  • Отрицательное подкрепление
  • Положительное подкрепление

Положительными подкреплениями являются благоприятные события или результаты, которые получает человек после желаемого поведения. Подкрепление может быть в форме похвалы, вознаграждения и т. Д. Положительное подкрепление — это когда мы привносим что-либо, что усиливает поведение.

Хорошо иллюстрируется примером выше, в котором похвала (положительное подкрепление) «усилила» поведение “убирать игрушки”.

Отрицательное подкрепление

Отрицательные подкрепления, как правило, характеризуются удалением нежелательного или неприятного стимула после желаемого поведения. Принцип отрицательного подкрепления можно сформулировать так — “ Отрицательное подкрепление — это то, что мы убираем и поведение учащается”. Очевидно, что для отрицательного подкрепления изначально необходим какой-либо неприятный (аверсивный) стимул.

Например — на улице холодно и вы замерзли, вы надеваете теплый свитер чтобы избежать дискомфорта и холода. Холод которые вы ощущаете до того, как надели свитер и будет тем самым отрицательным подкреплением, которое усилит поведение “надевать свитер” когда вам холодно.

Любое поведение обусловливается его последствиями, в этом и заключается золотая формула поведенческого анализа.

Подкрепление или наказание ?

Принято считать, что для формирования поведения, конечно, лучше прибегать к подкреплениям, нежели наказаниям.В зависимости от последствий (подкреплений) формируются оперантное поведение, в то время как наказание в конечном итоге приводит к нежелательному поведению при малейшем уменьшении вероятности наказания.

Выше мы рассмотрели одни из самых базовых понятий Прикладного анализа поведения: положительное, отрицательное подкрепление и их влияние на формирования поведения. Как вы могли заметить в теории прикладного анализа поведения нет ничего сложного.

Если эта небольшая статья показалась вам интересной, то рекомендую также почитать мою запись о том, что такое прикладной анализ поведения.

Источник: http://prostoautism.ru/obuchenie/polozhitelnoe-i-otriczatelnoe-podkreplenie/

Что такое положительное подкрепление

Что такое положительное подкрепление

Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.

Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.

Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).

Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление — «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызывают раздражение, — вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встречаются такие выражения: «Были использованы поведенческие методики» или «Проблема была решена с помощью поведенческого подхода».

Читайте:  Умная собака породы золотистый ретривер

Обыкновенно это означает, что они отдают предпочтение положительному подкреплению перед другими использованными ими методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них. Однако введение положительного подкрепления часто является единственно необходимым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ребенка не мочиться в постель — лично похвалить его и выразить свое удовольствие, если утром простынки оказались сухими. Положительное подкрепление можно применить и к себе. В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встретила юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любителем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кортах). Однажды он услышал, как я рассказываю об обучении, и уходя заметил, что можно испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того что бы как обычно сокрушаться об ошибках, он попробует вознаграждать себя за хорошие удары. Через две недели я снова встретила его. «Как сквош?» — спросила я. На его лице потаилось выражение заинтересованности и радости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит. «Сначала я чувствовал себя жутким дураком, — ответил он, — говоря: „Хорошо, Пит, молодец!“ при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ранга выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бесится, бросает ракетку — я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь. Какой жестокий противник. И это сразу же как только перешел на положительное подкрепление». Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь является положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригодными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желаемое субъектом. Для любой тренировочной ситуации полезно иметь набор подкреплений.

В океанариумах «Жизнь моря» касаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игрушками и т. д. Все представления — это действия, при которых животное никогда не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление; эти «сюрпризы» так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандартных подкреплений рыбой; животные получают пищу в конце дня. Необходимость постоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусства делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в которой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навыка выбирать способы поощрения других. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.

Читайте:  Как приучить собаку к поводку

Источник: http://psy.wikireading.ru/92181

Положительное подкрепление

​​​​​​​Положительное подкрепление – то, что происходит одновременно с поступком и ведет к повышению вероятности этого поступка в будущем. Еще раз, важно: в отличие от наград, которые могут даваться гораздо позже происшедшего (наградили по результатам соревнований), подкрепление должно происходить ровно в тот же момент, что и само желаемое действия. Ну или сразу после него – главное, чтобы в голове (душе, теле) эти два момента связывались органичным образом в одно целое.

Чем может быть положительное подкрепление по жизни? Это самые разные вещи.

В жизни бывает трудно разобрать, кто что подкрепляет в той или иной ситуации. Когда экспериментатор подкрепляет миганием лампочки слюнной рефлекс у собаки, он управляет поведением собаки. Но в той мере, в какой собака может управлять миганием лампочки, она же управляет поведением экспериментатора.

Мама зовет ребенка, он прибежал – она его обняла и поцеловала. Положительное подкрепление. Ребенок за это прижался к маме, мамочка растаяла. Это тоже положительное подкрепление, но здесь уже ребенок управляет поведением мамы, чтобы она чаще делала то, что ему нравится.

Положительные подкрепления – эффективный инструмент, но мало кто умеет пользоваться им эффективно, продумывая все последствия. Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними – они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.

Мальчик испугался, прижался к маме – мама погладила его по головке, ему стало хорошо. Что будет дальше? Дальше будет чаще рядом с мамой – бояться.

К сожалению, естественные положительные подкрепления подкрепляют не только то, что нам нравится, а все. что происходит удачно. Ребенок удачно соврал, ему поверили – ему понравилось, будет склонен к этому и дальше. С другой стороны, если он боялся, но рассказал вам правду и вы его поддержали, выразили ему свое уважение – вы дали положительное подкрепление привычке говорить правду.

Наша привычка говорить добрые слова нашим близким, привычка благодарить даже за мелочи (за вкусный завтрак, за приятный или полезный разговор и просто за радость быть вместе), привычка оказывать знаки внимания – ценнейший арсенал, укрепляющий наши отношения и дающий возможность налаживать нужные нам отношения.

Показывайте ребенку ваши хорошие эмоции

Под похвалой мы понимаем обычно предложения со словом «Ты»: «Ты такой смелый!» «Ты молодец!» «Ты мне так помог!» Еще действенней похвала с Я-посланием: «Я очень горжусь тобой!» «Я очень рада!». «Нормальная» похвала показывает ребенку: «Мои родители видят, что я хорошо что-либо делаю». А похвала с Я-посланием: «То, что я делаю, очень важно моим родителям. Мое поведение вызывает у них хорошие эмоции. Мы одно целое». Такая похвала создает близость.

Читайте:  Окрасы шотландских вислоухих кошек: фото с описанием

Эмоции можно выразить и без слов. Спонтанные объятия, нежный взгляд, улыбка, нежное поглаживание – все это проникает ребенку прямо в сердце и имеет ответное действие: новорожденный улыбается, 2-летний забирается к вам на коленки и обнимает за шею, 4-летка дарит вам поцелуй. Наши дети имеют удивительную способность различными способами разбудить в нас хорошие эмоции. Позитивный круговорот приходит в движение, особенно если мы готовы его увидеть и показываем свои положительные эмоции.

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/polozhitelnoe-podkreplenie

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

  • ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА
  • ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ

Смотреть что такое “ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ” в других словарях:

ПОДКРЕПЛЕНИЕ — В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного… … Психотерапевтическая энциклопедия

Подкрепление (reinforcement) — Формулировка «закона эффекта» Торндайка выглядит следующим образом. Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к рые сопровождаются или сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях,… … Психологическая энциклопедия

Подкрепление — 1) по И. П. Павлову, – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию; в процессе сочетания индифферентного (условного) раздражителя и П. образуются условные рефлексы 1 го типа; 2) в оперантном научении – достижение… … Словарь дрессировщика

ПОДКРЕПЛЕНИЕ — (в пед.) система пед. мер, являющихся подтверждением правильности (положительное П.) или ошибочности (отрицательное П.) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это прежде всего система методов стимулирования, в частности… … Педагогический словарь

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ — Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S >R), они разработали принцип О. о. (R >S), согласно которому поведение… … Психотерапевтическая энциклопедия

Внешние побуждения (стимулы) (incentives) — Положительное подкрепление и отрицательное подкрепление выполняют две совершенно различные функции в управлении поведением. С одной стороны, эти явления имеют решающее значение для научения, несмотря на то, что механизм такого воздействия до сих… … Психологическая энциклопедия

Оперантное поведение (operant behavior) — Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, напр., чтобы они вели себя по другому. При оперантном обусловливании на поведение тж влияют его последствия, но этот процесс не является научением по… … Психологическая энциклопедия

Прикладной анализ поведения — Эта статья содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Прикладной анализ поведения (англ. … Википедия

НАКАЗАНИЕ — 1. Любое событие, которое действует противоположно подкреплению, то есть положительное наказание сокращает вероятность реакций, вызвавших его, а отрицательное наказание повышает вероятность реакций, его прекративших. См. отрицательное… … Толковый словарь по психологии

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие… … Википедия

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/259/%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95