Подкрепление и наказание

Стимулов написать эту маленькую статью у меня несколько.
Главный из них, конечно же, лень. Зимы на Урале морозные. Занятия с аджилитистами на площадке часто приходится заменять теоретическими. А спортсмены мало того, что болеют или домашним хозяйством занимаются, так еще и материал с разной скоростью усваивают. Кто-то сразу поймет, а другому нужно повторять и повторять. Изучение конспекта – способ малопродуктивный. Если человек, ведущий конспект, материал не понимает, то и напишет в конспект не то, что говорит преподаватель, а то, что он сам ожидает услышать. А теперь – пусть статью читают! Хоть сто раз! И горло у педагога не заболит.

Второй стимул – терминологическая разноголосица, которая царит в отечественной публицистике, затрагивающей тематику “бихейвористских” методов обучения.

Третий стимул – автор на собственной шкуре почувствовал, что разобраться в этой терминологии непросто (если, конечно, не профессионал). Даже в авторитетных книгах о кликер-тренинге (вроде фундаментального труда М.Спектора) иногда приводится два варианта терминологии. Назовем их условно “классический” и “бытовой”. И попробуем разобраться в обеих.

Любая терминология приемлема – если четко определена! Еще несколько месяцев назад я считал, что для понимания процесса обучения достаточно “бытового” варианта. Я и сам им пользовался в статье об обучении шелти. Однако, педагогическая практика заставила меня изменить точку зрения. Лучше потратить больше времени на разучивание базовых терминологических определений, но затем говорить на одном языке и иметь возможность корректно описать любое последствие поведения собаки. Итак, к делу!

“Бытовой” вариант терминологии

Этот вариант рассматривает только три последствия поведения животного:

  1. Происходит что-то приятное.
  2. Ничего не происходит.
  3. Происходит что-то неприятное.

Если животное ведет себя желательным образом, то применяется положительное подкрепление. Может и “ничего не происходить” – если применяется вариабельный режим подкрепления – но рассмотрение такого режима за рамками данной статьи. Здесь никакой терминологической путаницы не возникает. Все понимают, что положительное подкрепление – это “происходит что-то приятное” для собаки, что-то, к чему она стремится. И будет стараться повысить вероятность получения такого подкрепления.

Оно может быть безусловным (подозвали – прибежала – получила кусок мяса). А может быть и условным (подозвали – прибежала – условный сигнал – еда). Во втором случае возможны варианты: время подачи условного сигнала может быть разным. Например, когда начала бежать к хозяину. Или, наоборот, когда уже подбежала и села. Это зависит от того, какие цели преследует дрессировщик на данном этапе обучения. Общепринято, что, после подачи условного сигнала, собака может прекратить поведение и бежать за своим безусловным кусочком (игрушкой).

“Положительное подкрепление” полагается отличать от “поощрения”. Обычно подчеркивают, что положительное подкрепление – воздействие очень точное по времени. Положительное подкрепление “отмечает” фрагмент желательного поведения собаки. Поощрение же – это что-то, повышающее собаке настроение, но не дающее конкретной информации о причинах радости хозяина. Потому что оно к времени не привязано. Собаку можно поощрить просто, чтоб подбодрить, до урока. Можно после. Кроме того, условное положительное подкрепление, как было сказано выше, позволяет собаке прекратить поведение. Что делает такой сигнал гораздо более значимым для собаки, чем поощрение. Ведь условный сигнал поощрения чаще всего дается в значении “молодец, продолжай дальше“, что собаке приятно, но откладывает реализацию ее гастрономических (или игровых) амбиций на неопределенный срок. Т.е. положительное подкрепление является непосредственным результатом того или иного поведения животного. А поощрение, строго говоря, таким следствием не является, а несет собаке лишь информацию о том, что дрессировщик рад тому, что “процесс пошел”.

Все, что пока написано, справедливо для обоих вариантов терминологии. А дальше начинается разнобой.

Если животное ведет себя нежелательным образом, то возможны варианты:

  • либо нежелательное поведение игнорируется дрессировщиком – то есть, как следствие такого поведения “ничего не происходит”
  • либо вследствие нежелательного поведения “происходит что-то неприятное” для собаки. Вероятность такого происшествия в будущем собака постарается снизить

В большинстве статей отечественных авторов-практиков, а также в некоторых зарубежных (иногда с предупреждением, что терминология – “бытовая”) именно это неприятное событие называют отрицательным подкреплением. То есть в “бытовом” варианте терминологии собака стремится избежать отрицательного подкрепления. Позже мы убедимся, что в “классическом” варианте – все наоборот.

Итак, в “бытовом варианте” (подозвали – не бежит – рывок поводком – побежала) отрицательным подкреплением считают рывок. Отрицательное подкрепление также, как и положительное, может быть безусловным или условным. Цель введения условного сигнала понятна – дать собаке информацию о точном времени совершения ошибки.

По аналогии с парой “положительное подкрепление – поощрение“, рассматривают пару “отрицательное подкрепление – наказание“. Наказание отличается “размытостью” во времени и “неотвратимостью”. То есть собака может благодаря изменению поведения избавиться от отрицательного подкрепления, а вот наказания ей никак не избежать. В том же примере с подзывом собаки можно прекратить рывки, как только собака двинется в нужном направлении. И собака будет знать, что движение в направлении дрессировщика поможет ей избежать рывка или, в данной терминологии, отрицательного подкрепления.

А можно поводком подтащить собаку к себе и наказать за “непослушание”. Даже, если наказание будет только словесным, последствия такого горе-обучения могут быть тяжелыми, процесс может развиваться лавинообразно.

Подчеркну, что термин “наказание” также имеет разный смысл в “упрощенном” и “классическом” вариантах терминологии.

“Классический” вариант терминологии

Такой вариант рассматривает все возможные последствия поведения животного. Всего их пять:

  1. Начинается что-то приятное.
  2. Заканчивается что-то приятное.
  3. Начинается что-то неприятное.
  4. Заканчивается что-то неприятное.
  5. Ничего не происходит.

Теперь определим две пары понятий.

Первая: “положительное – отрицательное”

Положительным назовем то, что начинается, независимо от того – приятное или неприятное это воздействие.
Отрицательным назовем то, что заканчивается, независимо от того – приятное или неприятное это воздействие.

Вторая: “подкрепление – наказание”

Подкрепление – то событие, вероятность которого собака стремится увеличить, которого старается достичь.
Наказание – то событие, вероятность которого собака стремится уменьшить, которого старается избежать.

Такая схема абсолютно логична, хотя ее запоминание и требует некоторого времени. Но как только понятия “положительный” и “отрицательный” перестают ассоциироваться в сознании дрессировщика с понятиями “хороший” и “плохой”, дело начинает двигаться вперед семимильными шагами.

Тогда четыре из пяти вариантов последствий поведения собаки “обретают имена”:

  1. Начинается что-то приятное = положительное подкрепление, П+
  2. Заканчивается что-то приятное = отрицательное наказание, Н-
  3. Начинается что-то неприятное = положительное наказание, Н+
  4. Заканчивается что-то неприятное = отрицательное подкрепление, П-
  5. Ничего не происходит.

Тогда, в примере с подзывом на поводке, начало рывка – положительное наказание. Прекращение рывков – отрицательное подкрепление.

Читайте:  Тип шерсти и окрас бернского зенненхунда

Подчеркну, что значение слова “наказание” – абсолютно отлично от описанного в предыдущей главе. Для “старого” наказания нужен новый термин, например, “возмездие”. Ну, а пара “Положительное подкрепление – поощрение” остается без изменений.

При занятиях “самоподкрепляющими” видами деятельности (такими, как задержание или преодоление препятствий) эффективно может применяться отрицательное наказание. Иногда в случае ошибки достаточно прекратить выполнение любимого собакой упражнения, и в следующий раз собака постарается избежать ошибок.

В своей работе я обуславливал четыре из пяти вариантов последствий поведения – чтобы четко указывать собакам момент удачи или ошибки.

П+ = клик
Н- = “Нельзя”
Н+ = “Фу!”
ничего не происходит = “Нет”

Надеюсь, что эта статья поможет нам с вами одинаково понимать терминологию, встречающуюся в литературе. Если же Вы обнаружите в “бихейвористской литературе” знакомые термины в каком-либо значении, не рассмотренном в этой статье, пожалуйста, дайте мне знать. Страсть коллекционера проснулась…

Источник: http://agility.ru/School/r_L4.htm

Подкрепление и наказание

Психология

Позитивное подкрепление – это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности (вознаграждение, похвала, успех и др.), которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности.

Человек после выполнения определенной деятельности может получить одобрение, позитивную оценку, материальное вознаграждение, т.е. позитивное подкрепление. Удовольствие вследствие позитивного подкрепления связывается с деятельностью, таким образом устанавливается связь “деятельность – удовольствие”. У человека, согласно принципу удовольствия Фрейда, возникает стремление и в будущем получить удовольствие (похвалу, материальное вознаграждение и т.п.), что побуждает его к выполнению той деятельности, которую подкрепляли, т.е. которая связывалась с удовольствием.

Если процесс деятельности или его результат не подкрепляется (т.е. когда не было ни одобрения, ни вознаграждения и соответственно удовлетворения), то в таком случае менее вероятно, что в будущем человек будет выполнять эту деятельность по собственному желанию. Следовательно, при отсутствии связи “деятельность – удовольствие” субъект не будет стремиться к ее выполнению.

Позитивные переживания, которые связываются с определенной деятельностью, выполняют роль эмоционального подкрепления того, что происходило до или во время переживания. Вследствие этого человек будет стремиться выполнять то, что вызвало удовольствие или то, что предоставило возможность избежать неудовольствия. Если какое-то действие сочеталось с приятным переживанием, то сочетание позитивных эмоций с деятельностью усиливает мотивацию (интерес) к этой деятельности.

Приведем несколько примеров позитивного подкрепления.

1. Вследствие успешных занятий физикой ученик получает одобрения от учителей, родителей и друзей (подкрепление 1), высокие оценки (подкрепление 2), призовые места на олимпиадах (подкрепление 3), одобрения друзей за интересные опыты и помощь в решении задач (подкрепление 4). Удовольствие, которое возникает вследствие подкрепления, будет побуждать его к занятиям физикой. Предвкушая получение удовольствия, ученик будет усиленно заниматься этим предметом. Физика связывается с удовольствием и в будущем сама по себе будет приятна для ученика. Чем сильнее подкрепление (большее число подкреплений и соответственно большее удовольствие), тем более привлекательной становится физика для ученика.

2. Ребенок за определенные действия (например, за помощь старшим) получает похвалу от взрослых (подкрепление 1), материальное вознаграждение, например конфеты, шоколад (подкрепление 2), определенные поблажки (подкрепление 3).

Стремление получить удовольствие (похвалу, конфеты, поблажки и т.п.) будет побуждать ребенка и в будущем к выполнениюэтих действий.

3. Если изготовив, например, полку или стул, человек почувствовал удовольствие вследствие успешного завершения работы и пользы от него (подкрепление 1), материального вознаграждения (подкрепление 2), одобрения жены или родителей (подкрепление 3), то, предвкушая возможность получить подкрепление (и удовольствие), он и впредь будет стремиться что-либо изготавливать.

Определенные формы поведения закрепляются (и повторяются в будущем) тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же, наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.).

Эти закономерности часто используют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. А чтобы удержать детей от нежелательных действий и поступков, применяют наказание, неодобрение, выражая неудовлетворенность действиями ребенка. Если человек получает позитивное подкрепление (одобрение, вознаграждение) за определенные формы поведения, то такие действия закрепляются и в будущем воспроизводятся. А прибегая к наказанию, человека заставляют избегать определенных действий: например, наказывая ребенка за кражу, стремятся принудить его не воровать в будущем.

Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление (например, на одобрение), никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности. Подвергаясь наказанию за определенные действия или бездеятельность, человек впредь будет действовать “так, как нужно” не потому, что ему так хочется, а потому, что боится наказания. И когда угроза наказания исчезает, то предыдущие нежелательные формы поведения восстанавливаются.

Источник: http://tkd.kulichki.net/psih/9_1.htm

Принципы научения: подкрепление и наказание

Подкрепление и наказание играют ключевую роль в процессе научения. Большинство экспертов согласны в том, что подкрепление важнее наказания. Первым теоретическим обоснованием принципа подкрепления при научении, который и поныне является ведущим, стал классический закон американского психолога Торндайка — закон эффекта.

Закон эффекта

По словам самого Торндайка, закон эффекта (lawofeffect)гласит: «Из нескольких реакций индивидуума на одну и ту же ситуацию с большей вероятностью будут повторены те из них, которые сопровождаются или за которыми близко следует удовлетворение (подкрепление). те же, которые сопровождаются дискомфортом (наказанием) . будут повторены с меньшей вероятностью». С точки зрения практики большинство ученых-бихевиористов, даже имеющих когнитивную ориентацию, в целом признают обоснованность этого закона. Он неод-

нократно проявлялся в строго контролируемых экспериментах по научению, и его действие можно непосредственно наблюдать в повседневной учебной практике.

Хотя закон эффекта широко признан, бывают случаи, когда когнитивная рационализация со стороны личности может его нейтрализовать. Так, например, на лиц с неадекватной самоэффективностью могут не влиять последствия их действий. На рабочем месте это обстоятельство оказывается серьезной проблемой для менеджеров. Лица с неадекватной самоэффективностью, у которых раз за разом случаются неудачи в работе, не учатся на своих ошибках и не реагируют на рекомендации менеджера. Эти люди обладают высокой самоэффективностью (считают, что формы их поведения способствуют успешному выполнению задачи), но они ошибаются.

Несмотря на теоретические дискуссии, немногие могут оспорить важность подкрепления в процессе научения. Теоретические усилия, предпринятые вне закона эффекта, потерпели не­удачу в попытке всесторонне объяснить феномен подкрепления.

Определение подкрепления

Часто цитируемое определение подкрепления, не выходящее, правда, из порочного логического круга, характеризует его как все то, что человек воспринимает в качестве поощрения. Это определение не очень ценно, ибо использует слова «подкрепление» и «поощрение» как взаимозаменяемые при том, что ни одно из них не имеет собственного операционального определения. Более операциональное определение: подкрепление (reinforcement)может быть определено как то, что повышает интенсивность ответной реакции и стимулирует к повторению ведения, которое предшествовало подкреплению.

Читайте:  Морда пса Йоги так похожа на лицо человека, что это умиляет и пугает одновременно

Вознаграждение — это всего лишь то, что считает желаемым лицо, предоставляющее вознаграждение. Подкрепление определено функционально. Нечто является подкреплением лишь в случае, если оно усиливает реакцию, ему предшествующую, и стимулирует повторение этой реакции. Например, менеджер, казалось бы, вознаграждает работника, который обнаружил ошибку в отчете, похвалив его публично. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что коллеги раздражены поведением этого работника и осуждают его, поэтому в будущем частота обнаружения ошибок может уменьшиться. В этом примере «вознаграждение» не является подкреплением. И все же, несмотря на формальную разницу между подкреплением и вознаграждением, оба термина нередко используются как взаимозаменяемые.

Чтобы лучше понять сущность подкрепления, следует разграничить подкрепление пози­тивное и негативное.

Позитивное и негативное подкрепление

Существует большая путаница в терминах «позитивное подкрепление», «негативное подкрепление» и «наказание». Прежде всего, необходимо понять, что подкрепление, позитивное или негативное, усиливает ответную реакцию и повышает вероятность ее повторения, однако позитивное и негативное подкрепление оказывает воздействие на поведение совершено разными путями. Позитивное подкреплениеусиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемые последствия. Негативное подкреплениеусиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательные последствия.

Последствие

Вознаграждение

(нечто желаемое)

Пагубные стимулы

(нечто неприятное, нежелательное)

Обстоятельство

(поведенческая реакция нарастает)

(поведенческая реакция ослабевает)

(поведенческая реакция ослабевает)

(поведенческая реакция нарастает)

Рис. 7.1. Сводная таблица операциональных определений позитивного и негативного подкрепления и наказания

Негативное подкрепление — явление более сложное, чем подкрепление позитивное, однако не следует приравнивать его к наказанию. По существу, они оказывают на поведение противоположные воздействия. Негативное подкрепление усиливает желательное поведение и делает его более вероятным, в то время как наказание ослабляет его и делает менее вероятным. На самом деле негативное подкрепление — это своего рода социальный шантаж, поскольку побуждает личность поступать определенным образом, чтобы избежать наказания.

Значение и использование наказания

Наказание Является одним из наиболее применяемых, хотя и наименее понятых и плохо управляемых аспектов научения. Для изменения поведения или контроля за ним – будь то вос­питание детей или руководство подчиненными в сложной организации – родители и менедже­ры, вместо того чтобы использовать позитивное подкрепление, часто обращаются к наказанию. Обычно считается, что наказание противоположно подкреплению, но столь же эффективно для изменения поведения. Однако эта простая аналогия с подкреплением может и не иметь доста­точных оснований. Дело в том, что наказание – явление весьма сложное и его следует тщатель­но изучить и использовать с осторожностью.

Наказание – это все, что ослабляет поведение и уменьшает вероятность его повторения. Наказание обычно заключается в применении нежелательных действий и появлении пагубных последствий, однако, как показано на рис. 7.1, его также можно определить как устранение желательных последствий. Например, лишение менеджера с плохими показателями деятельности некоторых организационных привилегий можно рассматривать как наказание.

Независимо от различий между наказанием в форме получения нежелательных послед­ствий и в форме устранения желательных последствий можно сказать, что наказание подейст­вовало, если имеет место ослабление и снижение интенсивности поведения, которое ему пред­шествовало. До тех пор пока поведение работника, которому начальник сделал словесное заме­чание, не изменится в лучшую сторону, нельзя утверждать, что это замечание было наказанием. Во многих случаях, когда руководители считают, что наказывают работников, на самом деле они закрепляют их поведение, поскольку оказывают работникам внимание, а внимание являет­ся важным фактором подкрепления.

– Приведите примеры

Мнения относительно применения наказаний широко разнятся — от заклинаний никогда их не использовать до утверждения, что наказание является единственным эффективным мето­дом изменить поведение. Пока исследования не дают оснований полностью поддержать ни ту, ни другую точку зрения. Однако мало сомнений в том, что наказание может вызвать много не­желательных побочных эффектов. Поведение наказуемого скорее всего будет лишь временно подавлено, но не полностью изменено, и он будет чувствовать напряжение, озлобление и обиду на того, кто его наказал. Таким образом, применение наказания в качестве стратегии контроля за поведением является подходом, в результате которого обе стороны проигрывают. Если нака­зание не является очень суровым, нежелательное поведение проявится очень скоро вновь. Од­нако чем более сурово наказание, тем сильнее его побочные эффекты.

Для минимизации проблем тот, кто использует наказание, должен всегда предоставлять приемлемую альтернативу наказуемому поведению. Наказание всегда должно следовать за не­желательным поведением как можно ближе по времени. Неэффективно вызывать подчиненных «на ковер» и делать выговор за нарушение какого-то правила, происшедшее неделю назад. Та­кого рода выговор является всего лишь наказанием за то, что их поймали на нарушении. Нака­зание за поведение, связанное с нарушением правил, малоэффективно. При осуществлении на­казания необходимо помнить, что оно оказывает воздействие также на тех, кто его наблюдает и имеет отношение к происшедшим событиям.

На практике менеджеры по персоналу должны реализовать следующий принцип: чтобы изменить поведение, всегда стремитесь использовать подкрепление вместо наказания. Более того, стратегия подкрепления обычно более эффективна для повышения частоты возникнове-

ния желаемого поведения, нежели наказание — для торможения нежелательного поведения, поскольку подкрепление не сопровождается какими-либо побочными эффектами.

Пожалуй, лучшим практическим советом может быть старое дисциплинарное правило: наказанию должно предшествовать предупреждение, и оно должно быть немедленным, после­довательным и не задевать достоинства личности. Кроме того, наказание должно соответство­вать ситуации и усиливаться постепенно.

Источник: http://studfile.net/preview/3641030/page:30/

Подкрепление и наказание

Когда мы говорим об управлении поведением другого человека, часто возникает вопрос о подкреплении и наказании. В этой статье мы кратко рассмотрим, почему у некоторых не получается использовать эти методы.

Для того, чтобы данная статья была более актуальной, в качестве примера я буду использовать воспитание детей, но принципы, которые я здесь опишу, универсальны.
Всё, что я опишу ниже довольно банально, но иногда мы упускаем из вида совершенно очевидные вещи.

Подкрепление

Все мы слышали о том, что, если мы хотим добиться от человека нужного нам поведения, то необходимо это поведение подкреплять. Однако, довольно часто, случается такое, что наши “подкрепления” не оказывают на поведение абсолютно никакого влияния.

Например, родители хотят, чтобы их дети хорошо учились. Чтобы они это делали, некоторые пытаются такое поведение поощрять. Одни пытаются это делать деньгами, другие похвалой, третьи пытаются повесить перед ребенком манок в виде светлого будущего, которое ждет ребенка, если он будет хорошо учиться. Однако, вопреки ожиданиям, некоторые дети показывают слабое стремление учиться.

Читайте:  Скотч-терьер (шотландский терьер); описание породы

Почему так происходит? Дело в том, что многие люди не понимают, что такое поощрение. Они думают, что это просто что-то ценное или хорошее, что можно дать человеку. На самом же деле, подкреплением может быть только то, что нужно человеку.

При этом — это не просто то, в чем человек нуждается, а то, что он страстно хочет. Поэтому одна и та же вещь может являться поощрением для одного, а для другого это может быть чем-то незначительным и даже неприятным.

Возьмем к примеру какую-нибудь еду, например овсяную кашу. Очевидно, что для голодающего человека, тарелка овсяной каши будет отличным подкреплением. Ведь это именно то, что человек страстно желает. Напротив, для сытого человека, каша не будет являться поощрением и даже наоборот.

То же самое и с детьми. Для ребенка из бедной семьи, определенные материальные блага могут быть сильнейшим стимулом хорошо учиться, для ребенка же, у которого и так все есть, такие стимулы не будут работать. Все усложняется тем, что то положение, в котором находится человек, совсем не обязательно создает те потребности, которых мы ожидаем.

Если ребенок не реагирует на похвалу, то возможно ему не так важна похвала от вас. Если не помогает материальное поощрение, значит человек ориентируется на другие ценности. Какие, вы можете выяснить только сами. Проблема в том, что люди слишком разные и их воодушевляют разные вещи.

Как же быть? Как находить у человека то, что он страстно желает?

Тут существует два подхода: статистический и индивидуальный.

Что означает статистический подход?

Это означает, что некое поощрение (или наказание) срабатывает у известного нам процента людей. Нам лишь остается применить эти поощрения. Такой подход хорошо работает при поощрении большого количества народа, но у него есть недостаток, что он срабатывает не всегда.

Информация подобного рода собирается с помощью специальных тестов, опросников и так далее. Такие закономерности изучает специальная наука — психология менеджмента.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход направлен на поощрение строго определенного человека и тут нужно иметь с человеком очень хороший контакт. Для этого нужно внимательно за человеком понаблюдать: посмотреть, что он любит делать, чем занимает свое свободное время, к чему стремится, о каких вещах говорит. Именно в этих областях можно найти то, чем человека можно поощрить.

При этом важно понимать, что подкрепление — это не синоним мотивации, а ее замена. Например, если ребенок любит математику и она ему интересна — то это мотивация. А если ребенка награждают смартфоном за успехи в математике, то смартфон является подкреплением. Кроме того, подкрепление — это нечто в настоящем, чем награждают за прошлые заслуги, а мотивация — это нечто в будущем, идеал, к которому человек готов стремиться.

Правильное использование подкрепления

Еще раз, подкрепление — это то, что нужно человеку, а не просто какая-то хорошая вещь . При этом, нужно отметить, что подкрепление не может заменить мотивацию. Это что-то вроде приглашения попробовать действовать определенным образом.

Наша задача, чтобы с помощью подкреплений сформировать мотивацию. Основной принцип — подкреплять не только результат, но и процесс. Почему? Да потому, что если человека поощрять только за результат, то вы никогда не заставите человека любить само дело.

Одно дело хвалить ребенка за отличную оценку (результат), другое дело, когда вы хвалите его старательность и любовь к предмету. Во втором случае, вы подкрепляете процесс. В данном случае очень важно, чтобы ваша похвала не звучала фальшиво, тогда это может быть воспринято, как манипуляция и привести к обратному результату. Не стоить забывать подкреплять и результат деятельности, иначе можно столкнуться с ее имитацией.

Наказание

Как и в случае с подкреплением, к наказанию нужен индивидуальный подход. Дело в том, что наказывать человека можно только тем, чего он действительно боится. Для этого опять же нужно быть наблюдательным.

Вообще, еще Скиннер выяснил, что наказание не слишком эффективно. Дело в том, что эффект от него неустойчив. Как только человек (или животное), понимает, что наказания не будет, он сразу возвращается к нежелательному поведению.

Это означает, что если делать ставку только на “кнут”, то придется всегда все контролировать, что может быть не слишком удобно.

Но в некоторых случаях, наказание необходимо, чтобы быстро и точечно пресечь нежелательное поведение, а не тратить время на выстраивание мотивации и системы поощрения.

Главный принцип наказания — это его своевременность и четкое обозначение за что именно оно применяется.

Угроза и предупреждение

Наказание довольно часто идет рука об руку с угрозой или предупреждением (что по сути одно и тоже). Предупреждать довольно удобно, ведь не приходится каждый раз применять крайние меры. Это сокращает издержки, которые обязательно следуют за применением наказания.

А такие издержки есть всегда. Например, если начальник лишил премии подчиненного, то совершенно закономерно, что у подчиненного может возникнуть обида, что может снизить его мотивацию еще больше и сказаться негативным образом на работе.

Гораздо лучше применить угрозу или предупреждение. Благодаря этому мы получаем практически те же положительные эффекты, но снижаем эффект обиды. Однако, стоит учесть один важный момент — угроза должна быть подкреплена делами. Если угроза или предупреждение озвучены, то в случае невыполнения наших условий, она должна быть немедленно приведена в исполнение. Иначе этот метод полностью теряет свою силу.

Такую ошибку довольно часто допускают родители. Часто они предупреждают, предупреждают и предупреждают, при этом не реализуя свои угрозы. Дети мгновенно распознают это и начинают воспринимать угрозы именно за то, чем они и являются — ветром. Чтобы слова имели силу, за ними должно что-то стоять.

На эту тему даже есть крылатое выражение — “ Последнее китайское предупреждение ”, означающее бесплодные предупреждения. Угрозы, когда за ними ничего не стоит — вызывают лишь смех.

Источник: http://psiholog-am.ru/podkreplenie-i-nakazanie/