Организация жизненного пространства

Александр Ермаков – президент Института Восточной Культуры. Нетрадиционной Медицины и выживания человека.

Источники искусства организации жизненного пространства

Понятие жизненной силы

Понятие Единого в искусстве организации жизненного пространства

Психологическая диагностика жизненной силы

Социальная диагностика жизненной силы

Интуитивно-энергетическая диагностика жизненной силы

Природно-ландшафтная диагностика жизненной силы

Интерпретация структуры потоков в природно-ландшафтной диагностике жизненной силы

Научно-техническая диагностика жизненной силы

Мировоззрение профессионального консультанта по организации жизненного пространства

Особенности работы с природными явлениями

Особенности работы с растительным миром

Особенности работы с животным миром

Методика работы со спортсменами

Работа на промышленном предприятии

Работа в сфере транспортных услуг

Работа в здравоохранении

Работа в сфере торговли

Работа в сфере организации частного и общественного питания

Работа в сфере ремонтно-строительных услуг

Работа в сфере политики

Работа в сфере социальных отношений

Консультирование по проблемам личных взаимоотношений

Работа в сфере образования

Консультирование по вопросам, связанным с зависимостями человека

Консультирование по вопросам движимого и недвижимого имущества

Индивидуальное самосовершенствование консультанта по искусству организации жизненного пространства

Правовые особенности деятельности профессионального консультанта по искусству организации жизненного пространства

Методики ведения профилактическо-познавательных групп по искусству организации жизненного пространства на регулярной основе

Предмет и метод искусства организации жизненного пространства

Предметом познания в искусстве организации жизненного пространства является «жизненная сила», взаимосвязь ее с окружающим пространством и создание благоприятных условий существования людей в современном мире.

Эти условия касаются внутреннего мира человека, окружающей среды, социальных связей, профессиональной деятельности, взаимоотношений и развития индивидуума.

Все события, природные явления, материальные и нематериальные объекты рассматриваются с позиции искусства организации жизненного пространства как взаимосвязанные, имеющие самые различные внутренние и внешние проявления, но единые в основе. Они исходят из одного и того же начала – жизненной силы.

Понятие «жизненной силы» имеет сложную структуру, которая выходит за рамки рациональных подходов, но проявляется на уровне многочисленных феноменов. В известной степени, жизненную силу можно представить в качестве информации, носителем которой является первичная структура пространства. Информация такого вида обладает уникальными свойствами, в первую очередь – это способность «самоорганизации», голографический принцип распространения в пространстве и во времени.

В рамках искусства организации жизненного пространства изучаются как внешние проявления жизненной силы (материальные объекты, социальные связи), так и внутренние проявления жизненной силы (психологическое отношение, духовный мир).

В основе понимания метода искусства организации жизненного пространства лежит уникальный восточный подход (имеющий и западные аналоги), опирающийся на понятие нематериального действия неограниченного пространства, то есть берущий за основу существование жизненной силы, действующей без материального посредника.

Другой важной особенностью понимания искусства организации жизненного пространства является то, что оно не статично и рассматривает прошлое, настоящее и будущее как единое целое, которое постоянно изменяется и требует аналогичных изменений от человека. Поэтому и метод искусства организации жизненного пространства, опираясь на источники и теоретическую базу, постоянно совершенствуется и дополняется.

Фундаментальное правило искусства организации жизненного пространства состоит в следующем: «в искусстве организации жизненного пространства нет никаких правил». Другими словами, система знаний в области организации жизненного пространства находится в постоянном развитии.


Искусство организации жизненного пространства использует три основных подхода в познании общих закономерностей:

Наиболее достоверными являются материалы и данные, полученные в результате использования всех трех подходов.

Искусство организации жизненного пространства использует пять практических методов в профессиональной деятельности по гармонизации жизненной силы:

1) психологический метод;
2) социальный метод;
3) интуитивно-энергетический метод;
4)природно-ландшафтный метод;
5)научно-технический метод

Применение практических методов зависит от индивидуальных особенностей ситуации, в которой они будут применяться.

Может быть использован один метод, несколько методов, все перечисленные выше методы и даже образован новый метод (если этого требует конкретная необходимость). Решение об этом принимает непосредственно профессиональный консультант по искусству организации жизненного пространства.

Психологический метод опирается на все существующие знания традиционной и нетрадиционной (в том числе восточной) психологии, философские и духовные традиции и практики. В его основе лежит и система психологических тестов, и священные ритуалы, и многое другое.

Социальный метод включает в себя все перечисленное для психологического метода, а также знания по социологии, политологии и нетрадиционные (в том числе восточные) теории социального развития и влияния.

Интуитивно-энергетический метод включает в себя знания о геопатогенных зонах, земных и космических излучениях, биолокации, биоэнергетике.

Природно-ландшафтный метод включает в себя знания Китайского классического фэн-шуй и его мировых аналогов, знания об окружающей среде, экологии и культуре жилища.

Научно-технический метод опирается на современные достижения физики, химии и других фундаментальных наук в аспекте жизненной силы и искусства организации жизненного пространства.

На основе теоретических и практических методов были разработаны и исследованы различные виды диагностик жизненной силы. В настоящее пособие включено пять основных методов диагностики жизненной силы:

1.Психологическая диагностика жизненной силы.
2.Социальная диагностика жизненной силы.
3.Интуитивно-энергетическая диагностика жизненной силы.
4.Природно-ландшафтная диагностика жизненной силы.
5.Научно-техническая диагностика жизненной силы.

Если сейчас сформулировать коротко, что является искусством организации жизненного пространства, то получим следующее определение:

Искусство организации жизненного пространства – это многоплановый и сложный арсенал научной, экологической, энергетической, диагностической, терапевтической, психологической и философской информации, изученной и примененной к связи человека и окружающего его мира.

Основные рекомендации:

1.Уметь использовать сильные стороны всех методов, хорошо понимая и зная суть каждого из них.
2.Уметь точно определять, какой метод лучше использовать в конкретной ситуации.
3.Всегда сравнивать информацию, полученную от одного метода, с информацией, полученной из других методов. Она не должна быть противоречива.
4.Когда мы работаем с одним из методов, сознание остается в истине и не зависит от результатов. Истина важнее метода и имиджа.
5.Уметь одновременно видеть ситуацию в целом и при этом глубоко вникать в тот или иной метод.

Источник: http://tao.lv/index.php/tao-centrs-topics/ozp/273-ozp

Психологическая структура жизненного пространства личности Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратова Н. А.

Раскрывается понятие жизненного пространства личности и описывается его структурная организация. Выделены два уровня, центр (ядро), периферия и граница жизненного пространства личности. На одном из уровней доминируют универсальные смысловые конструкты, такие как «свое чужое», «близкое далекое», «знакомое незнакомое», «любимое нелюбимое», на другом смысловые конструкты, отражающие индивидуально значимые характеристики собственного мира.

Похожие книги на litres.ru

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратова Н. А.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура жизненного пространства личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The notion of personal life space is explained and the structure of its organization is described. Two levels, a centre (nucleus), a periphery and a border of personal life space are singled out. The universal notional constructs (such as «one’s own – somebody else’s», «near – far», «familiar – unfamiliar», «loved – unloved») dominate on one of the levels. On the second level there are notional constructs reflecting individually significant characteristics of the own world.

Наиболее перспективными в развитии современной психологии видятся тенденции, которые связаны с пониманием человека, во-первых, как «мира человека» [1], а во-вторых, не только и не столько как объекта формирования и внешнего воздействия, сколько как субъекта, включенного в мир через активный, практический (в широком смысле) характер своей жизнедеятельности, создающего мир и себя посредством собственных действий и поступков. В этой связи актуальной представляется разработка проблемы индивидуального мира человека, пока еще весьма незначительно обозначенной в отечественной психологии в качестве отдельного предмета исследования [2,3]. Проблема индивидуального мира человека конкретизируется нами в понятии «жизненное пространство личности».

Целостным миром человека, взаимосвязанными компонентами которого выступают «объективное» и «субъективное», «внешнее» и «внутреннее», является его жизненный мир. Жизненный мир — это та часть всеобщего мира, в которую включен человек и с которой он вступает во взаимодействие [4]. Внутри жизненного мира для человека существует некоторая область объектов, явлений, событий, которые обладают для него повышенной значимостью, потому что любимы им, окрашены чувством причастности, освоены, психологически «близки». С какой-то частью этих объектов и явлений человек идентифицируется, включая их в свое Я. Можно сказать, что эти объекты и образуют место человека в мире, пространство его жизни.

Читайте:  Как ухаживать за собакой после стерилизации

Жизненное пространство личности — это субъективный (феноменологический и деятельностный) аспект жизненного мира человека [5], выделяющий и очерчивающий в этом мире ту особую часть, которая наиболее тесно связана с его собственными интересами, симпатиями, ценностями, т. е. теми аспектами личности, которые обозначаются в концепции Г.Олпорта как «проприум» — достояние, или чувство, «свойственного нам» [6], и создают внутреннее единство личности. Создается эта часть жизненного мира активностью субъекта, связанной с реализацией своих собственных стремлений, воспринимается им как «свой» и контролируемый им мир в противоположность «чужому» и неконтролируемому. Именно в этой части жизненного мира индивид преимущественно выступает как субъект самостоятельной активности, а не объект чьих-то влияний.

Говоря о том, что жизненное пространство личности представляет собой субъективный аспект ее

жизненного мира, мы в первую очередь имеем в виду, что оно является составляющей ее образа мира и выделяется в нем смысловым конструктом «свое — чужое» (см. рис.1), основой которого становятся первичные формы обобщения субъектом своих отношений с миром [4]. Выражаясь иначе, можно сказать, что жизненное пространство личности существует как отдельное единое и уникальное смысловое поле и потому принцип его организации сопоставим с принципом организации семиосферы [7].

Рис.1. Соотношение понятий «жизненный мир» и «жизненное пространство личности»

По результатам теоретического анализа структура жизненного пространства личности предстает в следующем виде: в нем выделяются центр (ядро), периферия и границы. Центр образован объектами, которые представляют наибольшую ценность для субъекта и с которыми он отождествляется, ощущая их как часть себя. Эти объекты и явления представляют собой сферу его максимальной эго-вовлеченности и переживаются им как «свои».

По направлению от центра к периферии эгововлеченность личности снижается. Периферию жизненного пространства составляют объекты и явления, степень субъективной значимости которых более низка.

Основным элементом жизненного пространства личности является место. Место — это сложное целостное образование, определенный локус физического, природного, культурного пространства, кодирующий связанный с этим местом значимый для субъекта опыт его жизнедеятельности.

Границы жизненного пространства личности формируются процессами обособления «своего» от «чужого». Вместе с тем граница выступает местом

соприкосновения и взаимодеиствия «своего» и «чужого». Существует не одна устойчивая граница, а ряд (возможно, множество) в той или иной степени подвижных границ.

Структурная неоднородность жизненного пространства образует резервы динамических процессов в нем, из которых наиболее важными, по-видимому, являются процессы отождествления — отчуждения (обособления). В результате то, что было на периферии, со временем может переместиться в центр, какая-то часть «своего» может стать «чужим», а то, что было «чужим», превратится в «свое».

Для проверки и уточнения теоретической модели жизненного пространства личности нами было проведено эмпирическое исследование, основанное на принципах качественно-феноменологического подхода [8,9]. После предварительной беседы, вводящей в ситуацию исследования, мы просили описать собственное жизненное пространство молодых людей подросткового и юношеского возраста. Затем эти тексты были подвергнуты анализу. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х и 9-х классов лицея (75 человек: 49 девочек, 26 мальчиков) и студенты 1-го и 2-го курсов психолого-педагогического факультета (70 человек: 45 девушек, 25 юношей).

Полученные нами результаты в значительной мере подтвердили предложенную выше теоретическую модель, но какую-то часть эмпирических данных эта модель не смогла охватить, что потребовало ее расширения.

По итогам эмпирического исследования в организации жизненного пространства личности выделено два уровня: 1) предметно-пространственный; 2) уровень идеальных объектов (см. рис.2).

Рис.2. Психологическая структура жизненного пространства личности

Структурная организация первого уровня полностью соответствует теоретической модели. Основной структурной единицей здесь выступает место, имеющее иерархическую организацию. Жизненное пространство личности на уровне конкретных объектов состоит из «мест», в которых сосредотачивается и разворачивается жизнедеятельность личности. Эти места имеют разное жизненное содержание, а пото-

му и разное значение. Являясь материальным образованием, место означивает, кодирует связанный с ним опыт субъекта. Каждому месту жизненного пространства соответствует целый комплекс переживаний, образов, мыслей, желаний и т.п., в которых раскрываются отношения, связывающие индивидуальность с этим местом.

В нашем исследовании основными местами, где разворачивается жизнедеятельность субъектов, явились следующие: сам субъект, жилое пространство (дом), место учебы и город. Субъект («Я») выступает центральным, системообразующим местом своего жизненного пространства. Нами обнаружен факт включения многими участниками исследования себя в свое жизненное пространство, свидетельствующий о том, что субъективно, «изнутри» человек не проводит четкой и однозначной границы между собой и миром, в котором живет, который он называет «своим». Все остальное располагается ближе или дальше (в психологическом смысле) по отношению к этому центру.

Из других мест наиболее близко располагается к Я и наиболее значительно представлено в описаниях жилое пространство («дом»). По сравнению с другими местами это пространство отличается наибольшей дифференцированностью.

Психологически противоположным месту «дом» оказалось место «город». В анализируемых текстах в большинстве случаев оно предстает как чуждое личности, как не мое, а чье-то или ничье пространство, в отличие от жилого пространства, где наиболее часто употребляемым эпитетом является «мой», у элементов, составивших категорию «город», это определение отсутствует. Количество элементов, имеющих отрицательную окраску, превышает число положительно окрашенных элементов. Город в описаниях лицеистов и студентов предстает не как присвоенное, а как освоенное в каких-то очень ограниченных пределах пространство. Это пространство характеризуется малой дифференцированостью.

В целом же эти два места в жизненном пространстве личности участников нашего исследования

— «дом» и «город» — выступили как два противоположных полюса, выражающие свой мир и чужой мир. Дом относится к центральным областям жизненного пространства, город — к его границам.

Место учебы занимает промежуточное положение между центром и границей, в одних случаях ближе к центру, в других — к периферии.

Место как структурная единица включает в себя другие места: в моем доме (квартире) есть моя комната, в моей комнате есть моя тахта и мой письменный стол и т. д., вплоть до какого-то предела, задаваемого, по-видимому, масштабами человеческой телесности.

Важнейшей составляющей жизненного пространства личности являются люди. В описаниях наших испытуемых они занимают доминирующее место. Отношения со значимыми другими придают соответствующий смысл тем или иным местам. Вместе с тем значимый другой человек сам может быть рассмотрен как место особой жизнедеятельности субъек-

та («близкий человек и связанные с ним чувства, переживания», «любимый человек, поступки, действия, мысли, связанные с ним»). Приведем замечательный пример из «Войны и мира»: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, — говорил князь Андрей. — Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота. ».

Отношения между элементами (местами) жизненного пространства личности на предметнопространственном уровне его организации раскрываются через психологические координаты (смысловые конструкты) «свое — чужое» («мое — не мое»), «близкое

— далекое», «знакомое — незнакомое», «приятное — неприятное» («любимое — нелюбимое»). Именно с помощью них даются описания элементов жизненного пространства в текстах. Центральным местом выступает сам субъект, ближайшие к нему места (в нашем исследовании это жилое пространство) составляют ядро жизненного пространства личности, оно представляет собой смысловую область «свое», «близкое», «знакомое», «любимое» и сферу, с которой субъект себя отождествляет. Эта сфера является наиболее дифференцированной, включая в себя наибольшее количество других мест. «Присваивая» их, делая их частью себя, субъект «расширяет» за счет них собственную личность (эгорасширение по Г.Олпорту [10]). Мы полагаем, что эта сфера жизненного пространства является и наиболее устойчивой, стабильной, в том числе и потому, что субъект удовлетворен жизненными отношениями, разворачивающимися в этой области.

По направлению от центра к периферии смысловая окраска объектов меняется, снижается ощущение своего, близкого, растет дистанция между субъектом и объектом, единый смысловой комплекс «свое», «близкое», «знакомое», «любимое», «значимое» распадается, например, какой-то объект может быть значимым, но не любимым или, любимым, но не близким. В текстах это выражается в неудовлетворенности какими-то значимыми жизненными отношениями. Область периферии менее дифференцирована и, по-видимому, гораздо более нестабильна. По сравнению с центром это область более интенсивной смысловой динамики. Периферия, внешние границы этого пространства имеют значительные индивидуальные вариации. «Далекое», «чужое», «незнакомое», «нелюбимое» может в большей или меньшей степени включаться в его пределы. И это будет определять такие его характеристики, как открытость — закрытость (степень включения «далекого»), широту — узость (разнообразие составляющих его элементов).

Читайте:  Симптомы и лечение болезней кишечника у кошек: воспаления, инфекционных заболеваний и травм

Граница — это место отделения своего от чужого и место встречи с чужим. В описаниях наших испытуемых таким местом для них выступает город.

Значительная вариативность проявляется и на втором уровне — уровне идеальных объектов. В текстах этот уровень проявился в виде разнообразных элементов, с трудом объединяемых в какие-либо группы («свобода», «идеи», «самостоятельность», «неудобства» и др.). Основной структурной единицей здесь выступают уникальные смысловые комплексы, мы назвали их идеальными объектами, воспользовавшись термином Л.Я.Дорфмана, который обозначает им объекты, имеющие идеально-духовную природу [2]. Эти комплексы представляют собой смысловые диспозиции (устойчивые, разной степени обобщенности отношения к наиболее важным объектам и явлениям своего жизненного мира), смысловые конструкты (категориальные шкалы, отражающие значимые для субъекта характеристики этих объектов и явлений), а также, личностные ценности. Эти смысловые структуры очень подробно раскрыты и четко очерчены Д.А.Леонтьевым (см. [5]).

Прослеживается сходство второго уровня с таким измерением жизненного мира, которое в экзистенциальной психологии обозначается как духовное измерение (ЦЬетек) и «связано с нашими отношениями к верованиям, идеям, ценностям и принципам, согласно которым мы живем. Это измерение нашего целостного видения жизни и идеологической позиции, которое определяет, как мы действуем в других измерениях и как мы осмысливаем мир» [11].

Таким образом, если на первом, предметнопространственном уровне организации жизненного пространства личности доминируют универсальные конструкты, общие для различных испытуемых, то на втором уровне — индивидуальные, отражающие индивидуально значимые характеристики собственного мира.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. С.66.

2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. // Психолог. журн. 2003. №6. С.27-36.

4. Кондратова Н.А. // Ученые записки ИНПО. Вып.7. В 2 кн. В. Новгород: НовГУ, 2005. Кн.1. С.45-50.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. С.113.

6. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. М.: Смысл, 2002. С.186.

7. Лотман Ю.М. О семиосфере: Избр. статьи в 3-х т. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. Т.1. С.11-24.

8. Улановский А.М. // Вопросы психологии. 2006. №3. С.27-37.

9. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.

10. Олпорт Г. Указ. соч. С. 188.

11. Дорцен Э. ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-н/Д: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. С.98.

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-zhiznennogo-prostranstva-lichnosti

Жизненное пространство

Профессор Преображенский из повести М. Булгакова «Собачье сердце», как известно, проживал на Пречистенке в квартире из семи комнат и очень хотел иметь восьмую, так как испытывал неудобство от совмещения кабинета и библиотеки. Ещё совсем недавно описание этой квартиры для любого читателя звучало не менее фантастично, чем история очеловечивания пса Шарика. Ведь, говоря словами другого булгаковского персонажа, квартирный вопрос нас совсем испортил. Но сегодня пяти-, шести- и даже семикомнатная квартира стала явлением если не заурядным, то вполне реальным. Например, в Москве на Мичуринском проспекте построен новый дом, в котором любой желающий может приобрести двухъярусную семикомнатную квартиру. Правда, назначенная цена резко снижает круг потенциальных покупателей. Остальные поглядывают на новостройку с плохо скрываемой завистью. Ведь для большинства москвичей трехкомнатная квартира — предел достижимого. А большая семья даже и в трёх комнатах испытывает стеснение. Некоторые, правда, глядя на роскошный новый дом, прибегают к старой уловке, которую психологи называют принципом зеленого винограда: «Зачем мне такие хоромы? Домочадцам там придётся аукаться, как в лесу. Да и сколько сил отнимет уборка…» Хотя, положа руку на сердце, мало кто отказался бы от такого жилья, если б оно было по карману. Почти всякий горожанин мечтает о расширении своей жилой площади, о повышенной комфортности жилья. Правда, по мнению психологов, это не одно и то же. Жилое пространство, чтобы быть удобным, не обязательно должно быть обширным. А ощущения дискомфорта и стеснения порой возникают оттого, что пространство нерационально организовано.

Проблема жизненного пространства человека долгое время ускользала от внимания учёных. Лишь сравнительно недавно многие отрицательные явления, связанные с ростом больших городов, стали объяснять в том числе и чрезмерной плотностью населения. Оказалось, что жители мегаполисов чересчур раздражительны, агрессивны, сильно страдают от стрессов и депрессий, от всевозможных телесных и душевных недугов. Современный городской житель подчас напоминает птицу, уныло нахохлившуюся в тесной клетке, а порой бывает похож на тигра, который беспокойно мечется за железными прутьями и злобно рычит на окружающих. Разумеется, любое сравнение человека с животным весьма условно. Однако некоторые аналогии просто бросаются в глаза.

Оказывается, ряд закономерностей, выявленных этологами — специалистами в области поведения животных, позволяет пролить свет и на природу многих человеческих проблем.

Вам наверняка приходилось ожидать перед телефонной будкой, когда телефон наконец освободится. Минуты тянутся нестерпимо медленно, и кажется, что болтун, занявший телефонную будку, нарочно тянет время, видя, что вы торопитесь.

По утверждению американского психолога Барри Рубэка, это не кажется, это так и есть. Он замерил продолжительность разговора более двухсот человек из телефонных будок и обнаружил, что в отсутствие очереди разговор длится в среднем полторы минуты, а если у будки кто-то ждёт возможности поговорить, средняя продолжительность разговора — целых четыре минуты.

По мнению Рубэка, это на подсознательном уровне сказывается территориальный инстинкт, свойственный многим обезьянам и другим предкам человека. Не отдавая себе в этом отчёта, говорящий рассматривает будку как свою территорию и стремится защитить её от желающих вторгнуться.

Известно также, что большинство диких животных имеют специфическую «дистанцию бегства», нарушение которой заставляет животное убегать. Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров; для крокодила эта дистанция составляет примерно 40 метров. Воробей и ворона имеют очень маленькую дистанцию бегства, олень и орёл — очень большую.

Понятно, что в животном мире этот механизм выполняет защитную функцию. Если в жизненное пространство животного осмелилось вторгнуться другое животное, то от последнего, по всей вероятности, исходит угроза. Человек сохранил в своём поведении этот древний механизм, неосознанно ощущая, что физическое соприкосновение чревато неприятностью.

Давайте понаблюдаем, как ведут себя пассажиры общественного транспорта на первой остановке маршрута. В пустой троллейбус или вагон метро входят несколько человек, каждый из них может сесть на любое место. Если пассажиров по крайней мере вдвое меньше, чем мест в салоне, то они, скорее всего, разместятся таким образом, чтобы избежать непосредственного соприкосновения с другим пассажиром. Каждый постарается сесть так, чтобы соседнее место осталось свободным.

Продолжим наблюдение на следующей остановке. В салон входят ещё несколько пассажиров. Перед ними достаточно мест, на которые можно сесть. Однако в первую очередь будут заняты те места, которые позволяют избежать соседства. И это будет продолжаться до тех пор, пока таких мест не останется. Садиться рядом с другим человеком начнут лишь тогда, когда салон заполнится более чем наполовину.

Из этого простого наблюдения следует очевидный вывод. Вокруг каждого из нас существует некое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Лишь ситуация многолюдья вынуждает нас смириться с нарушением его границ. Либо мы сами, сблизившись с человеком в психологическом смысле этого слова, стремимся к близости пространственной — вплоть до дружеского или любовного объятия, которое, однако, тоже не может длиться вечно.

Разумеется, для совместно проживающих близких родственников эта закономерность выражена на так ярко. Пространственная близость с родителями, с супругом или ребёнком для большинства людей не только приемлема, но и весьма желательна. Но природа человека такова, что наряду с потребностью в близком общении каждый из нас испытывает и определённую потребность в автономии, самостоятельном и неприкосновенном существовании. Если человек лишён возможности иногда уединиться, побыть наедине с самим собой, это отрицательно сказывается на его душевном самочувствии, хотя сам он и не отдаёт себе в этом отчёта. Родственники начинают раздражать, накапливается недовольство, вспыхивают ссоры. Всему этому легко найти объяснимый повод. Но подлинная причина кроется в утрате человеком личного пространства, что и приводит к росту напряжения.

Читайте:  Немецкий шпиц

Такую ситуацию мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что все оно принадлежит всем и никому. В таком доме каждый член семьи может в любой момент по какой?то своей надобности появиться в любом месте. Личные пространства постоянно пересекаются: приступая к какому?то занятию, никто не может быть уверен, что его не прервут и не отвлекут. Возникающее напряжение в данной ситуации объясняется просто: пространственные потребности непредсказуемы, их интенсивность слишком высока. Человеку всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться, ответить на вопрос, выполнить просьбу или согласовать намерения.

Чтобы этого не происходило, достаточно придерживаться несложной стратегии. Всем членам семьи необходимо заключить негласный договор, по которому каждому отводится определённая личная территория. Не всегда возможно, чтобы это была отдельная комната. Тогда пускай это будет хотя бы уголок, на который кто?то из. членов семьи приобретает приоритетные права. Интуитивно мы стараемся придерживаться этого правила: почти во всяком доме есть если не детская комната, то уголок с игрушками, «папин рабочий стол», «мамино кресло» и т. п. Установление таких территорий не требует подписания соглашений и возведения неприступных рубежей. Достаточно просто взять за правило: если человек находится на «своей» территории, не следует без необходимости его беспокоить.

Важный фактор, влияющий на настроение и самочувствие, — расположение мебели, которое определяет, какое положение члены семьи займут на территории дома и относительно друг друга. Установлено, что если лейтмотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга, если кооперация — то становятся или садятся рядом, вполоборота. Более того, если расположение мебели принуждает занять ту или иную позицию, то и взаимные контакты людей приобретают соответствующую окраску. То есть, поставив вдоль одной стены диван, а прямо напротив — кресла, мы буквально провоцируем противостояние.

Ещё одно интересное наблюдение провёл английский психолог Л. Соммер. Он предпринял перестановку кресел в гостиной пансионата для престарелых. Всякий раз, когда кресло оказывалось отодвинуто от стены, постояльцы немедленно возвращали его на место.

Судя по всему, людям не нравится иметь за спиной неконтролируемое пространство. В древности это было связано со вполне естественным опасением подвергнуться сзади неожиданному нападению. С тех давних пор этот рефлекс не угас. К тому же он ещё более обостряется в определённых жизненных условиях. Так, один из героев фильма «Белорусский вокзал» — ветеран войны, бывший десантник — отказывается садиться спиной к двери, поскольку на всю жизнь сохранил неосознаваемое ожидание угрозы из неконтролируемого пространства. Отсюда следует простая рекомендация: чтобы чувствовать себя психологически комфортно в любой обстановке, старайтесь занять такое положение, чтобы не ощущать спиной пустоту. Понятно, что это касается любого из нас. И вы можете избавить человека от некоторого неосознаваемого неудобства, если позволите ему занять «безопасное» положение со «страховкой» за спиной..

Но и чрезмерная страховка может повредить. Так, сидя в любом положении, желательно не упираться спиной в стену, иначе даже в достаточно просторном помещении создаётся ощущение тесноты.

Из того времени, что мы находимся дома, немалая часть проводится нами в постели. А расположение кровати может неявно стимулировать положительные или отрицательные ощущения, которые большей частью не осознаются, но влияют на самочувствие. И неосязаемые «геопатогенные зоны» тут, как правило, ни при чем. Крайне неудачным можно считать такое положение, при котором кровать оказывается напротив дверного проёма. Дверь сама по себе символизирует возможность вторжения, даже если, кроме лежащих в кровати, никто в квартире не живёт. А это, в частности, может породить смутные ощущения, препятствующие нормальному засыпанию или интимной близости супругов. Так что для поднятия жизненного тонуса порой достаточно просто переставить кровать.

Уже упоминавшийся Л. Соммер экспериментировал с расположением кроватей. Он предлагал студентам-новичкам занять место в общежитии, где в комнате располагалось 8 кроватей — по 4 вдоль каждой стены. Оказалось, что при возможности выбора предпочтение всегда отдаётся угловым кроватям. То есть человек предпочитает спать так, чтобы его голова была ориентирована на угол, образуемый двумя стенами. Вероятно, это и есть оптимальное положение для спального места.

В целом мебель, расставленная вдоль стен, создаёт впечатление большего простора. Мы по традиции посреди самой большой комнаты ставим стол, а это скрадывает пространство и заставляет даже на большой площади почувствовать тесноту.

Существует ещё много дизайнерских уловок, позволяющих «расширить» помещение. Конечно, когда несколько человек вынуждены тесниться в маленькой комнатке, никакие уловки не помогут — необходимо расширение жилплощади. Но в не столь критических случаях и простые «косметические» меры порой позволяют вздохнуть свободнее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: http://psy.wikireading.ru/37969

Организация жизненного пространства

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Эннеаграмма личности. Практика применения в работе с людьми

Прикладные аспекты телесно-ориентированной терапии

ВЕБИНАР: Парадоксальная сказкотерапия межличностных отношений

Скоро

Онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства» (к 130-летию Курта Левина)

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

Международный форум по когнитивным нейронаукам «COGNITIVE NEUROSCIENCE – 2020»

  • #психологическая наука
  • #психологическая литература
  • #психологический календарь

Психология жизненного пространства: к 130-летию Курта Левина

9 сентября исполняется 130 лет со дня рождения Курта Левина. Теоретик и методолог науки, оригинальный экспериментатор, первооткрыватель ряда направлений психологической науки, он во многом определил развитие психологии XX века. В современной психологии интерес к идеям Левина возрастает, что связано с их созвучием современной психологии и стоящим перед ней задачам. XXI век с его масштабными и стремительными изменениями стал временем вызовов к способности существования человека в новых реалиях. Традиционные для психологии темы жизненного пути и жизненного пространства человека обретают в этих условиях особую актуальность.

Именно Курт Левин в свое время предложил понятие жизненного пространства, формирующегося во взаимодействии человека с окружающим миром, как пространства возможностей человека, что отвечает реальности нашего сегодняшнего существования.

Онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства», посвященный 130-летию Курта Левина, состоится 21 октября 2020 года в Санкт-Петербургском университете в рамках традиционной осенней конференции «Ананьевские чтения».

На симпозиуме предполагается широкое обсуждение идей Курта Левина и их современного понимания в контексте стоящих перед исследователями задач, особенностей существования и жизненного пространства человека в современном мире, выстраивания человеком своей жизни, его жизненных моделей, жизненного опыта и жизненного выбора, практического приложения идей жизненного пространства человека.

В диалоге ученых, посвященном идеям Курта Левина и тому, как они могут применяться в решении актуальных задач в разных областях психологии личности, принимают участие А.Г. Асмолов (МГУ), Д.А. Леонтьев (ВШЭ), Т.Д. Марцинковская (ПИ РАО, РГГУ), С.К. Нартова-Бочавер (ВШЭ), Т.Ю. Базаров (МГУ), М.С. Гусельцева (ПИ РАО), Д.А. Хорошилов (МГУ), Н.В. Гришина (СПбГУ), С.Н. Костромина (СПбГУ).

К проведению симпозиума приурочено издание сборника научных работ «Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология», посвященного 130-летию со дня рождения Курта Левина. Авторы статей – А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, С. К. Нартова-Бочавер, Н.В. Гришина, С.Н. Костромина, Д.А. Хорошилов, Е.В. Зиновьева, Н.Л. Москвичева, М.О. Аванесян, И.Р. Муртазина, Н.А. Кондратова, Н.Н. Искра, А.Ю. Вырва.

Специально для читателей «Психологической газеты» организаторы выбрали 2 отрывка из сборника научных работ, который выйдет в свет к онлайн-симпозиуму «Психология жизненного пространства» 21 октября:

Источник: http://psy.su/feed/8534/