Негативное научение собаки

Негативным научением, или привыканием, называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Привыкание считается наиболее распространенной формой научения.

Отличительной особенностью такой формы приобретения опыта является не освоение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся.

Биологическое значение привыкания заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования организм должен уметь различать существенные и несущественные для его жизнедеятельности раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.

Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям, с которыми ежедневно встречается, и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакциями, приспособиться к товарищам по стае или стаду и ограничивать свои реакции, возникающие в их присутствии, лишь действительно необходимыми. Благодаря привыканию происходит стабилизация общественного поведения любого сообщества животных. Привыкание наблюдается по отношению ко всем видам раздражителей или воздействий: световым (зрительным), слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым.

Считают, что негативное научение характеризуется рядом особенностей, которые можно рассматривать и как правила использования привыкания в воспитании и дрессировке:
1. Повторяющиеся раздражители приводят к снижению величины исходной реакции (появление безразличия).
2. Прекращение применения данных раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.
3. Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и прекращения их применения до восстановления ответной реакции.
4. Скорость развития и степень выраженности привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.
5. Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя. Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции.
6. Привыкание к одному раздражителю может облегчить его по отношенную к другим, близким по характеру, раздражителям.
7. Предъявление другого раздражителя может приводить к отмене привыкания.
8. Повторное предъявление раздражителей, восстанавливающих ответную реакцию (отменяющих привыкание) менее эффективны, так как и к этим раздражителям постепенно развивается привыкание.

Однако после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться, если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.

Привыкание очень близко к процессу угашения условных рефлексов. Вполне вероятно, что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врожденных реакций, угашение – приобретенных.

В этом случае уместно привести еще одно определение привыкания: это процесс постепенного ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя, не сопровождаемых подкреплением. Следовательно, для ускорения привыкания следует найти, что подкрепляет поведенческую реакцию и устранить его или не допустить, особенно если это отрицательное подкрепление.

Одним из примеров привыкания может служить угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды. Как правило, раздражители внешнего мира вызывают ряд сложных реакций, направленных на лучшее их восприятие, необходимое для анализа биологического значения этих раздражителей для организма, что и называют ориентировочной реакцией.

Ориентировочная реакция для воспитания и дрессировки – палка о двух концах. С одной стороны для того, чтобы команда (раздражитель, сигнал, событие) было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию (ориентированная ориентировочная реакция), которая позволяет «настроить» на него органы чувств. Без внимания восприятие невозможно и чем больше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. Образование любого условного ответа начинается с ориентировочной реакции. Но с другой стороны, если ориентировочная реакция не исчезает или поведение переходит в оборонительное, научение становится невозможным. Вспомните наличие стоп-реакции, которая выражается в отмене текущей деятельности. Тем более, если ориентировочная реакция вызвана не относящимися к делу раздражителями.

Источник: http://zooclub.ru/dogs/dressirovka-sobak/negativnoye-naucheniye-sobaki.shtml

1.2. Структура поведения

1.2. Структура поведения

Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения потребности в чем-либо, до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть простым и тогда включает один элемент поведения (например, факт посадки), или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки).

Вне зависимости от сложности поведенческий акт строится на основе трех составляющих: наследуемых (инстинктивных) элементов поведения, поведения, приобретенного в результате научения (опыта) и когнитивных (интеллектуальных) элементов поведения (рис. 1.2). В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем указанных элементов бывает различным.

Рис. 1.2. Структура поведенческого акта по Л. В. Крушинскому

Под инстинктивными (наследственными) элементами поведенческого акта подразумевается генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного биологического вида.

Инстинктивные элементы поведения обладают достаточно выраженным постоянством и независимостью от окружающей среды, но в процессе жизнедеятельности они все-таки изменяется — модифицируются в соответствии с конкретными условиями окружающей среды. Таким образом происходит накопление опыта — научение. По мнению Л. В. Крушинского, инстинктивное поведение в «чистом» виде можно увидеть только один раз — при первичном его осуществлении. При повторении данного элемента поведения его уже нельзя назвать инстинктивным, так как оно уже неизбежно включает какие-либо модификации.

Под научением понимают «процесс и результат приобретения индивидуального опыта». Этот процесс «всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи» [5, 6]. В процессе научения у животных развиваются те индивидуально-изменчивые, временные компоненты инстинктивного поведения, которые придают ему необходимую для выживания способность.

Читайте:  Как понять, что кот тебя любит и доверяет полностью

Совсем же просто научение можно представить как процесс приобретения знаний, умений и навыков.

Научение может происходить на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут осуществляться уже на уровне рецепторов или спинного мозга, для других же необходимо участие подкорковых структур или миллиардов нервных цепей коры головного мозга. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого участия когнитивных механизмов, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и человека. В связи с этим различают несколько форм научения (форм приобретения опыта): импринтинг (запечатление), негативное научение (привыкание), научение на основе классических условных рефлексов, научение на основе оперантных условных рефлексов, латентное научение, научение в форме доминанты, имитационное научение (подражание) и когнитивные формы научения. В дрессировке участвуют все формы научения независимо от того, осознает это дрессировщик или нет.

Мы знаем, что поведение животных меняется в течение их жизни (в процессе роста и развития) в результате активации или дезактивации определенных генов или их мутаций под воздействием каких-либо патологических факторов (например, в результате развития опухоли центральной нервной системы), гуморальных факторов (например, воздействия половых гормонов). Поведение животных изменяется также и в результате накопления опыта — научения.

Изменение поведения в результате научения представляет для человека наибольший интерес, так как позволяет оперативно и физиологично модифицировать поведение в нужном направлении. Именно на способности животных к научению и строится дрессировка. Человек, используя биологические законы научения животных, моделируя обучающие ситуации и модифицируя их в нужном ему направлении, получил возможность формировать заданное поведение. То есть дрессировка не только строится на научении, но и сама представляет собой научение, модифицированное человеком. И на самом деле во время дрессировки и происходит та самая достройка, совершенствование или переделка врожденных элементов поведения (видового опыта) в их приспособлении к конкретным условиях жизни особи. Например, к конкретным условиям жизни собаки-поводыря, собаки по поиску взрывчатых веществ, к условиям жизни караульной собаки или к условиям жизни собаки-компаньона — собаки просто живущей в человеческой семье.

К третьей группе элементов поведенческого акта относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. В результате этой оценки принимается наиболее подходящее решение [7].

Когнитивное поведение и связанное с ним научение объединяет высшие формы психической деятельности, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

Когнитивные возможности животных определяются их интеллектом, под которым подразумевается «высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта. Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации» [5].

Навык, который человек вырабатывает у животного в процессе дрессировки, является типичным поведенческим актом. Например, человек создает у собаки пищевую потребность, затем, предъявляя ей кусочек пищи и манипулируя им, принуждает собаку к посадке — как только собака совершает посадку, ей скармливается пища. Вспомним структуру поведенческого акта: возникновение потребности инициирует поведение, направленное на ее удовлетворение, результатом поведения становится удовлетворение потребности.

Источник: http://bio.wikireading.ru/11868

ФОРМ НАУЧЕННИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

Лектор Гриценко Владимир Васильевич

1. Теория дрессировки.

2. Техника дрессировки.

Лекция 1

ШКОЛЫ ДРЕССИРОВКИ:

1.Классическая школа дрессировки.

«Практическое собаководство» учебник 2012г.

«Кинология» учебник переиздан Тимирязевской академией.

2.Оперантная дрессировка.

Главный представитель этой школы – Скиннер.

Дрессировка основана на оперантном условном рефлексе.

«Несущий ветер» Карен Прайор.

«Мой 20-ти летний опыт дрессировки собак» Владимир Дуров.

Дуров является основателем оперантной дрессировки. Книги его не переиздаются.

Оперантная дрессировка более подходящая для обучения собак, чем другие виды дрессировки.

3.Дрессировка, основанная на этологии.

Опирается на инстинкты животных.

Лоренц является одним из основателей этологии. Второй основатель – Николас Тинберген.

«Кольцо Соломона» Лоренц.

4.Современная отечественная школа дрессировки.

Возникла в 1996г.

Сергей Качкин – главный кинолог МВД.

Современная отечественная школа – это синтетическая школа, которая объединяет все школы дрессировки, забирая из них все самое важное.

В основе школы лежит научение животных.

ФОРМ НАУЧЕННИЯ

1.Собака рождается с импринтингом (запечатлением).

Читайте:  Отличия Донского сфинкса от Канадского

2.Негативное научение – привыкание – формирование образа окружающей среды.

3.Классический условный рефлекс.

4.Оперантный условный рефлекс.

5.Научение по типу доминанты. Относится к одномоментному научению. Открыл Ухтомский.

6.Латентное научение – форма научения без явного выраженного накопления, бессознательное, непроизвольное. Перечеркивает все формы научения.

7.Имитационная форма научения – подражание.

8.Когнетивная форма научения – интеллектуальное научение.

· Основателем этой школы является Крушинский (преподаватель МГУ). Изучил рассудочную деятельность. Утверждал, что в зависимости от опыта собаки могут моделировать ближайшее будущее.

· И.С. Бериташвили открыл психонервное научение, образную и эмоциональную память собак.

Основатель Кёллер – немецкий ученый.

· Вероятностное прогнозирование – это предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации.

А.С. Батуев – питерский ученый. (наше время)

Дрессировка изначально пошла из Англии и Германии.

Карл Мосс и Роберт Герсбах – «Первое руководство по дрессировке» 1912г.

Определение дрессировки начиналось с условного рефлекса, после включили и навыки.

Дрессировка – это формирование навыков и обучение животных.

Дрессировка– это обучение.

Источник: http://studopedia.ru/9_186122_form-nauchenniya.html

Предисловие

Дрессировка — это древнейший вид деятельности человека, направленный на обучение животных выполнению различных действий. По сигналу дрессировщика, либо под влиянием определённых ситуаций.

В основе этого искусства лежит присущая всем живым существам способность к научению, то бишь к изменению своего поведения в результате приобретённого опыта. Соответственно, для того чтобы сделать процесс дрессировки максимально эффективным, необходимо понимать, как именно происходит научение и как оно реализуется в поведении. Ответ на этот вопрос и определяет концепцию дрессировочного подхода, конкретные методы и приемы дрессировки. Именно теория научения является тем фундаментом, на котором строится вся дрессировка.

Однако, на сегодняшний день в науке нет единого мнения в отношении природы научения. Существует несколько теорий, которые местами дополняют друг друга, а местами противоречат и даже опровергают. Вплоть до того, что даже само понятие научения трактуется по-разному, в зависимости от исповедуемой точки зрения. В целом же, существующие на данный момент теории научения, они же теории поведения, можно условно разделить на две группы, принципиально отличающихся друг от друга.

К первой группе относятся теории постулирующие принцип рефлекторного поведения, или так называемые S — R (Стимул – Реакция) теории. Согласно этой концепции, поведение любого организма представляет собой цепь врождённых и приобретённых рефлексов, то есть по природе своей реактивно и полностью обусловлено стимулами исходящими из окружающей среды, а научение рассматривается как проторение нервного пути между двумя очагами возбуждения в головном мозге, соответствующими стимулу и реакции. Показателем состоявшегося научения, с данной точки зрения, считается стабильная поведенческая реакция даваемая в ответ на конкретный стимул. Этот подход получил название «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение), поскольку отрицает любые психические процессы, такие как мышление, представления, мотивация и др., принимая во внимание только то, что может быть зафиксировано и количественно измерено, а именно поведение.

Ко второй группе относятся когнитивные (от англ. cognition – знание) теории, где под научением понимается приобретение знаний, которые сохраняются у индивида в форме мысленных образов окружающей среды и могут быть использованы в момент необходимости. Согласно этой концепции стимул вызывает поведение не напрямую, а путем прохождения через так называемые «внутренние переменные», по формуле S-o-R (Стимул – Внутренние переменные – Реакция), которые можно охарактеризовать как содержимое психики личности — опыт, желания, интеллект и прочее. В отличие от бихевиористов, сторонники данной точки зрения отделяют научение от поведения, где первое происходит мгновенно, но переходит во второе только при наличии мотивации. Например, собака заметившая кусок хлеба может пройти мимо если она сыта, но при этом научение уже произошло в виде запечатления его месторасположения, и когда она почувствует голод, то вернется туда и поест.

Справедливости ради стоит заметить что пик популярности рефлекторной концепции давно прошел и в настоящее время классических бихевиористов практически не осталось, а их место заняли сторонники преимущественно когнитивистского подхода. Но, как известно, в науке ничего никуда не исчезает, занимая свое место в истории, поэтому несмотря на всю критику этой позиции, когда заходит речь о научении принято выделять все известные теории в этой области. Где каждая из них представлена в виде соответствующей формы научения. Далее я перечислю основные формы научения, а пока пойдём дальше и посмотрим как отразился научный прогресс в этой области на теоретических основах дрессировки.

Впервые получив теоретические обоснования с научной точки зрения в начале ХХ века, время торжества рефлекторной доктрины, дрессировка преимущественно и сейчас остаётся на положениях бихевиоризма. Подавляющая часть дрессировщиков вот уже без малого сто лет продолжает «вырабатывать условные рефлексы». Разница только в том, что если раньше работали над классическими условными рефлексами, то сейчас ещё и над инструментальными, либо оперантными.

Дело в том, что разработки учёных западных стран, долгое время оставались закрытыми для дрессировщиков бывшего социалистического лагеря. Поэтому, не смотря на то, что оба вида условных рефлексов – классический, русского физиолога И.Павлова и инструментальный, американского психолога Э.Торндайка – изучались практически параллельно, вся русскоязычная литература по дрессировке советского периода, базировалась исключительно на учении о высшей нервной деятельности И.Павлова. Что было обусловлено прежде всего политической ситуацией в стране. И только вначале 90-х годов, вместе с переводом зарубежных книг по дрессировке, к нам пришла альтернатива в виде методики выработки условных рефлексов по Б.Скиннеру – являвшемуся ярым бихевиористом и последователем Э.Торндайка – или так называемых оперантных условных рефлексов. Малоизвестный для пост-советских стран метод постепенно набирал популярность, а тем временем нахлынувший поток информации о мировых достижениях в этой области продолжал приносить всё новые и новые данные. Что и привело вначале 2000-х к появлению книг, которые в качестве теоретической базы дрессировки давали уже не отдельно взятую точку зрения того или иного ученого, а выборку из теорий оказавших наиболее сильное влияние на развитие науки о поведении, хотя и не всегда полную. В принципе, можно сказать что описанные в этих работах формы научения и составляют основу современной теории дрессировки, поэтому рассмотрим их подробнее.

Читайте:  Польская национальная авиакомпания; Lot Polish Airlines

* — по сути оперантный условный рефлекс это тот же инструментальный, только получаемый не подкреплением конечного результата, а процесса движения к этому результату. В лабораторных условиях разница заключается также в особенностях измерения для составления кривой научения. Инструментальный меряется соотношением времени потребовавшимся для решения проблемной ситуации к предыдущим попыткам, после этого опыт прекращается и начинается заново, а оперантный количеством подкрепляемых реакций за определённый промежуток времени.

Безусловно, разносторонний подход позволяет взглянуть на проблему научения шире, чем зашоривание сознания каким-то одним направлением. Но при этом возникает закономерный вопрос – каким образом формы научения относящиеся к принципиально несовместимым концепциям могут сочетаться друг с другом? Если формы научения входящие в категорию рабочих принципов центральной нервной системы прекрасно стыкуются как между собой, так и с ассоциативной и когнитивной категориями, то между двумя последними возникает принципиальный конфликт.

Ведь если сторонники рефлекторного подхода правы, то любой организм, включая человека, представляет собой автоматически реагирующий живой механизм и не более, а поведение, всего лишь череда врождённых и приобретённых рефлексов. Как я уже писал, долгое время так и считалось, но большинство современных исследователей принимают классификацию Л.Крушинского, который полагал что любой поведенческий акт складывается из трёх компонентов – инстинкта, научения и элементарной рассудочной деятельности – а доля каждого варьируется в зависимости от ситуации. Причём это справедливо как по отношению к человеку, что ныне никем не оспаривается, так и по отношению к животным, с чем согласны уже далеко не все. В противовес сторонникам такого разделения — берущего начало ещё с церковных воззрений тёмного средневековья — принципиально отделяющих человека от животного мира, можно привести высказывание создателя теории эволюции Ч.Дарвина, который утверждал, что «как бы ни было велико различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». А это означает что всё присущее человеку — в том числе сознание и разум — в определенной степени есть и у животных.

Даже один из самых ярких апологетов условнорефлекторной доктрины И.Павлов — штрафовавший своих сотрудников за высказывания типа «собака подумала…», «собака решила…», «собака догадалась» и им подобные — под конец жизни признал, что не всё поведение состоит из рефлексов. На одном из лабораторных семинаров, вошедших в историю под названием Павловских сред, он сказал «а когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным рефлексом не назовёшь…» и «когда обезьяна пробует и то, и другое, это и есть мышление в действии, которое вы видите собственными глазами».

Учитывая многочисленные эксперименты сторонников обеих концепций вкупе со своими наблюдениями, можно смело заключить, что в одних случаях поведение может протекать автоматически, по схеме цепных рефлексов, в других – осознанно, направляемое образом цели. Тем самым, мы переводим вопрос в другую плоскость – от выбора между разнополярными подходами, и основанными на них формами научения, к выявлению принципов их взаимодействия. Таким образом, преодолевая принципиальный конфликт между рефлекторной и когнитивной концепциями, мы открываем путь к построению более прогрессивной, общей теории научения, а следовательно, и более эффективному планированию учебного процесса – стратегии, тактике и приёмам дрессировки.

Дискуссии о существовании общих законов научения ведутся уже долгое время, и действительно, если научение может происходить всеми известными путями, значит в его основе должны быть какие-то более глубокие, фундаментальные принципы, регламентирующие взаимодействие этих форм научения. Но не смотря на то, что необходимость переосмысления и объединения существующих знаний в одну стройную теорию давно очевидна, до сих пор её не существовало. И выглядит символичным, что эта теория вышла не из академических кругов, а из той области, где обучение практиковалось ещё задолго до появления самой науки… из дрессировки!

Источник: http://dressirovka.top/teoriya-dressirovki/predislovie/