Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста статья по теме

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
статья по теме

Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника.

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_formy_korrekcii_narusheniy_povedeniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Щупановская Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 186

«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной

мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру».

Федерико Майор ЮНЕСКО

Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании. [1]

Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др. 1

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в коррекции нарушений поведения детей.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия – это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях. [2]

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия – это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции – диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений. [3]

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка [4] .

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания [5] .

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы [6] .

Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога» .

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса [7] , его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков.– М.: 2001.– С. 51–59.

Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних /Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1989. – 45 с.

Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2003. – 36 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.

Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003

Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./ Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 2001. – 36 с.

Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков// Нарушения поведения детей и подростков – М.: 2001. С. 11–23.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. /В.Т. Кондрашенко– Минск: Беларусь, 2005.– С. 77–83.

[1] Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся. /Э. Натанзон – Кишинев: Лумина, 2001. – 168 с.

[2] Ковалев Г. А. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия.

[3] Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003

[4] Ковалев Г. А. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия.

[5] Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе// Методическое. пособие. – Минск.: БНИИО, 2003. – С. 37.

[6] Ковалев Г. А. Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия.

[7] Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. – М.: МГПИ. – 2002. – С. 142–160

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой .

ЛФК при нарушениях осанки детей.

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. К.

В настоящее время в системе школьного образования существуют разные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в обучении. Современные родители самостоя.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/04/10/metody-i-formy-korrektsii-narusheniy-povedeniya

Методы коррекции нарушений в поведении младших школьников

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Г.Ф. Кумарина раскрывает специфические и неспецифические методы коррекции поведения детей. [10,c.210]

Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо (непосредственно)- на недостатки в поведении ребенка. С помощью не специфических методов коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно)- на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции поведения – упражнения.

Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное.

Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желательного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может провести нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивности, к стремлению всё делать наоборот.

Следующие методы коррекции поведения детей неспецифические, которые предлагает Г.Ф. Кумарина [10,с.212]

Неспецифические методы коррекции поведения Г.Ф. Кумарина разделяет на три группы:

-методы изменения деятельности детей;

-методы изменения отношений;

-методы изменения компонентов образовательно – воспитательной системы.

Первая группа – методы изменения деятельности детей – включает введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

1.Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего это те виды деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно, например,творческая деятельность в различных жанрах искусства:

-«арт-терапия»- изобразительная деятельность, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.

-«музыкотерапия» -эффективное средство развития личности ребенка, его поведения. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

-литература (библиотерапия)- имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Небольшие по объему произведения читаются на уроках или на специальном групповом коррекционном занятии. В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения. Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.

-рисование (рисуночная терапия), участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не только на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ребенку преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять своим поведением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования.

2. Изменение содержания деятельности. В частности, это касается литературной деятельности.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем:

-в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом.

-главный герой сказки- образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится «участником» сказочных событий;

-в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

3. Изменение смысла деятельности.

Игра-это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческий отношений, правил поведения, окружающую действительность.

Таким образом, в игре:

-ребенок исследует систему социальных отношений, норм, правил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой детям наглядно-действенной форме;

-ребенок приобретает опят партнерских отношений сотрудничества и кооперации со сверстниками, благодаря чему возрастает социальная компетентность детей;

-усваивается разнообразные более адекватные способы поведения в проблемных ситуациях;

– усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, в классе, на прогулке.

Вторая группа методов коррекции поведения детей , по мнению Г.Ф.Кумариной– это методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведение ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка.

Третья группа методов коррекции поведения – изменение компонентов образовательно- воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя. [10,с.212]

Источник: http://infourok.ru/metodi-korrekcii-narusheniy-v-povedenii-mladshih-shkolnikov-3768845.html

Коррекция нежелательного поведения

Согласно теории оперантного обучения Скиннера, являющегося основателем такого направления как Прикладной Анализ Поведения, любое поведение направлено на достижение определенной цели. Условно все цели можна поделить на 4 основные группы:

– избегание нежелаемого (уклонение)

В случае, когда поведение достигает своей цели, оно будет усиливаться, т.е. увеличиваться частота, интенсивность и продолжительность поведения. Если в результате поведения происходит то или иное неприятное последствие, поведение будет ослабляться, т.е. будет снижаться частота, интенсивность и продолжительность проявления поведения.

Таким образом, начиная работу по коррекции нежелательного поведения необходимо прояснить основные принципиальные моменты:

– подробно описать поведение, которое является социально непримлемым и подлежит коррекции

– выяснить функцию поведения (цель данного поведения)

– понять, что является усилением для данного поведения.

Важно понимать, что даже если на первый взгляд кажется, что поведение никак не усиливается, это впечатление обманчиво. Если поведение сформировалось и закрепилось в существующем виде, значит кто-то или что-то его усиливает. Исключение составляют аутостимуляции – поведение, усиливаемое автоматически, т.к. удовольствие доставляет сам процесс.

В теории АВА существует достаточно много схем функциональной оценки поведения. Самая простая и доступная – таблица АВС. Таблице представляет собой три столбика – А (что было перед поведением), Б (описание собственно поведения), С (что было после).

Что было перед поведением

12.36 Даня сидел и ел суп

Начал лезть руками в рот и громко кричать

Вокруг Дани собрались педагоги, и выясняли, что случилось. Даню отвели попить, потом пописять.

12.43 Даня сел за стол. Ему отдали ложку и подвинули тарелку с супом. Педагог отошла к другим детям.

Даня начал громко кричать, раскачивться на стуле, кусать свою руку.

Педагог вернулась к Дане, села рядом с ним на стул. Даня успокоился и продолжил есть.

13.03 Даня лежал в кровати и крутился по кровати.

Даня начал громко кричать, подниматься на кровати, кусать руку и раскачиваться.

Педагог подошла к Дане, села рядом на кровать и стала с ним разговаривать. Даню отвели в туалет и предложили ему воды. Даня попил и успокоился.

13.20 Даня лежит в кровати спокойно. Педагог отходит от него и садится на стул.

Даня начинает подхныкивать. Постепенно хныканье переходит в громкий крик. Даня поднимается на кровати, кусает руку и раскачивается.

Педагог подошла к Дане, просит его успокоиться и лечь. Постепенно Даня успокаивается, педагог сидит рядом с ним на кровати.

Так из вышеприведенной таблицы можно сделать предположение о функции поведения ребенка. Если вначале у педагогов есть вполне закономерные предположения о физическом дискомфорте, то из таблицы мы видим, что единственное общее последствие во всех представленных случаях нежелательного поведения Дани «кричать, кусать руку и раскачиваться» – это повышенное внимание со стороны педагогов. Можно предположить, что функцией данного поведения является привлечение внимания и именно предоставление такого внимания вследствие нежелательного поведения данное поведение усиливает.

Важно записывать время и все случаи нежелательного поведения. Это поможет в случае, если нежелательное поведение действительно связано с ощущением дискомфорта, например с чувством голода, когда подходит время приема пищи, либо с той или иной болью, например зубной. Понимание таких причин поможет более эффективно подобрать способы коррекции нежелательного поведения.

Одно и то же поведение в разных ситуациях может иметь разную функцию. Так поведение «кричать и плакать» в одной ситуации может иметь функцию привлечения внимания, в другой – получения желаемого, впоследствии – избегания нежелаемого. Ребенок с нарушением развития часто имеет достаточно бедный репертуар поведенческих реакций, поэтому проведение функционального анализа и определение функции поведения в той или иной ситуации является абсолютно необходимой составляющей успешной коррекции.

Проследив поведение ребенка на протяжении некоторого времени, мы увидим, что, как правило, происходит вследствие нежелательного поведения, каким образом мы обычно нежелательное поведение останавливаем. Проанализировав последствия, мы можем вычленить тот процесс, который вероятно и является усилением. Например: в ситуации, когда ребенок плачет в магазине, мама обычно покупает ему «Барни» (покупка «Барни» в ответ на плач ребенка усиливает поведение «плакать» с целью получения желаемого); когда мама занимается с Петей за столом и он начинает хныкать, отворачиваться и сползать под стол, мама отпускает Петю отдохнуть. Таким образом, отпуская Петю с занятия и отменяя озвученные требования, мама усиливает поведение «хныкать, отворачиваться, сползать под стол» с целью избегания нежелаемого и т.д.

Также, проводя функциональную оценку поведения, мы можем заметить, что в аналогичных ситуациях с разными людьми поведение может проявляться либо не проявляться, быть более или менее интенсивным.

Например: когда Сережа заходит в магазин с мамой, он тут же начинает хныкать и мама покупает ему «Барни», чтобы Сережа успокоился и дал ей сделать покупки. Когда Сережа заходит в магазин с бабушкой, он хнычет без остановки и бабушка успевает купить для него «Барни», машинку, йогурт и чупа-чупс. Когда Сережа заходит в магазин с папой, он спокойно ходит с папой за руку по магазину и помогает складывать покупки в корзину.

Почему так происходит?

Есть много прелестных теорий, говорящих о том, что ребенок просто маме больше доверяет и т.д. и т.п. Но все намного прозаичней. В Прикладном Анализе Поведения (АВА) существует понятие различимых предшествующих стимулов: SD, SΔ, SDp. Различимые предшествующие стимулы являются своеобразными сигналами, сообщающими вероятность того, что поведение будет усилено, либо не усилено, либо ослаблено.

Так, SD – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет усилено.

SΔ – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего не будет усилено.

SDp – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет ослаблено.

Мама традиционно покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, она является SD для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.

Брат не покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, он является SΔ для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.

Папа после того как Сережа начал хныкать в магазине, вывел его на улицу, отвел домой и отправил в свою комнату, несмотря на крики и протесты. Папа является SDp для поведения «хныкать в магазине».

Таким образом, если поведение проявляется с одним из членов семьи, либо с кем-то одним проявляется наиболее интенсивно, мы можем сделать вывод, кто и что является основным источником усиления нежелательного поведения в том или ином случае и исправить эту ситуацию.

Итак, мы определили, какое именно поведение нам предстоит скорректировать, выяснили цели поведения и то, каким образом оно усиливалось. Следующим необходимым шагом является прекращение усиления. Если мама покупала Сереже «Барни» в ответ на хныканье, необходимо перестать это делать. Закономерной реакцией на прекращение усиления (другое название – гашение) является поведенческий «взрыв» – поведение усиливается, на короткий период учащается, становится более интенсивным и продолжительным. Мы вполне можем ожидать, что Сережино хныканье превратится в громкий плач, под который маме придется совершать покупки в течение ближайших нескольких дней. Через несколько дней поведение прекратится. После этого мама может начать покупать «Барни» Сереже по своему усмотрению, но никак не в ответ на хныканье. Если же мама не выдержит и купит «Барни», поддавшись на громкий плач, следующая процедура гашения будет выглядеть еще более душераздирающе.

Важно! Прекращение усиления происходит раз и навсегда. В ситуации, когда мы усиливаем либо не усиливаем поведение в зависимости от сегодняшнего настроения, мы формируем реакцию, которая практически не будет поддаваться коррекции (сегодня мама строгая, отчитала хнычущего Сережу и не купила ему «Барни», а завтра она в благодушном настроении попросила его не хныкать и купила «Барни»). Аналогичным образом действуют казино: человек время от времени выигрывает, но никогда заранее не знает, в какой момент его поведение «делать ставку» будет усилено выигрышем.

Очень интересно в этом контексте слушать рассуждения о гуманности-не гуманности метода. Ребенок же плачет, расстраивается. Что тут можно ответить? Законы поведения так же как и законы физики существуют независимо от того, что мы о них думаем и нашей морально-этической оценки. Для того, чтобы скорректировать нежелательное поведение, необходимо прекратить усиление. Естественно, это влечет за собой выход из зоны комфорта и фрустрацию для всех участников процесса. Как правило все эти манипуляции являются следствием того, что ребенка не учили справляться с фрустрацией изначально, «покупая» спокойствие за «Барни», игрушки, гаджеты, отказ от требований и т.д. Пути два: либо смириться и оставить как есть, либо выйти из зоны комфорта и корректировать.

Определив функцию нежелательного поведения мы также должны определиться, какое поведение в конкретном контексте для достижения данной цели является социально приемлемым и доступным для ребенка, т.к. потребность осталась, и ребенок будет искать новые пути ее удовлетворения.

В случае с упоминаемым выше Сережей, думаю, нас бы устроило, если бы он для начала просто попросил «Барни», а мама купила. Не доводя это все до хныканья. Постепенно целесообразно довести до того, что мама покупает Сереже «Барни» раз в несколько дней. Какое поведение для этого необходимо обучить?

1.Поведение просить. Если Сережа вербален, естественно мы хотим услышать: «Мама, купи, пожалуйста «Барни». Если же речь не настолько развита, то нас устроит любая речевая конструкция в зависимости от уровня развития речи: «Дай «Барни», «Барни», «Ба…» и т.д. Если Сережа невербален, то подойдет любая невербальная просьба (жест, карточка и т.д.)

2.Поведение ждать. Сережа должен научиться ждать пока мама купит «Барни», не хныча, вначале несколько минут, а со временем и несколько дней.

Вероятнее всего в случае с Сережей, он добивается от мамы различных бонусов нытьем в течение и дня и вполне закономерно распространить процедуру коррекции поведения «хныкать» на все аналогичные ситуации. Таким образом мы можем ожидать, что в течение ограниченного времени маме станет намного легче общаться и жить с Сережей, бывать с ним в общественных местах и т.д.

Описанный принцип работы по коррекции нежелательного поведения применяется и в случае, если функцией поведения является привлечение внимания. Мы прекращаем усиливать получение внимания социально неприемлемыми способами и обучаем поведению ждать, а также получать внимание социально приемлемыми путями: взять за руку, позвать по имени, обнять и т.д.

Более сложная ситуация с поведением, функцией которого является уклонение. Его также необходимо прекратить усиливать, но при этом чаще всего нас не устроит путь научить уклоняться каким-либо другим способом, т.к. нам важно, чтобы ребенок научился прикладывать усилия и развивал эмоционально-волевую сферу. В этом случае спасает только установление руководящего контроля, когда взрослый становится референтным лицом и ребенок делает те или иные вещи, лишенные для него смысла и привлекательности, по просьбе взрослого. По мере компенсации нарушений развития и расширения сферы интересов ребенка поведение с функцией уклонения возникает значительно реже, носит более социально приемлемый характер и достаточно легко преодолевается с помощью значимых взрослых.

В ряде случаев коррекции нежелательного поведения целесообразным является использование ослабления. Как правило, в качестве ослабляющих стимулов вполне могут выступать естественные последствия: отказ от самостоятельной еды, использования столовых приборов, социально неприемлемое поведение за столом – ребенок остается голодным до следующего приема пищи; уписялся/укакался – мокрые/грязные штаны и ощущение дискомфорта, стирка одежды; деструктивное поведение, разбрасывание вещей – убрать все за собой и т.д.

Также в практике АВА для коррекции нежелательного поведения используется так называемая процедура сверхкоррекции. При использовании процедуры сверхкоррекции ребенок не только ликвидирует результаты своей нежелательной деятельности, но и выполняет дополнительное задание. Например: ребенок выливает на пол мыльные пузыри (имеется ввиду целенаправленное регулярное поведение, а не случайная оплошность) – он не только вытирает лужу от пузырей, но и моет полы во всей квартире.

В случае поведения, целью которого является уклонение от занятий, связанных с необходимостью интеллектуальных усилий, в качестве ослабления можно использовать физическую нагрузку. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит преподносить физическую нагрузку как наказание. Целесообразнее представлять физические упражнения в качестве альтернативы интеллектуальной нагрузке: ну раз ты не хочешь поговорить, давай позанимаемся физкультурой. Часто дети с радостью соглашаются на подобную альтернативу) Чтобы данная процедура могла являться ослаблением, предлагаемые нагрузки должны быть достаточно серьезными и вызывать дискомфорт.

Массу сложностей, как правило, вызывает коррекция поведения, функцией которого является аутостимуляция., т.к. данное поведение не усиливается извне и мы никак не прекратить его усиливать. Попытки ослаблять данное поведение путем введения каких-либо неприятных стимулов (мазать ногти горьким лаком, если ребенок грызет ногти и т.д.) часто оказываются абсолютно неэффективными, т.к. как только неприятный стимул исчезает – поведение возвращается в полной мере. Либо на место одного поведения с функцией аутостимуляции приходит другое. Среди специалистов встречаются полярно противоположные мнения относительно вреда-пользы поведения с функцией аутостимуляции. Мы придерживаемся мнения, что аутостимуляции вводят ребенка в трансовое состояние, что негативно сказывается на его способности к обучению и продуктивной коммуникации. Поэтому по возможности такое поведение стоит корректировать. Самый эффективный путь пресечь аутостимуляцию – дать инструкцию, не совместимую с выполнением аутостимулирующих действий. Если ребенок машет руками – попросить понести или подержать что-либо, эхолалит – надуть щеки, прыгает – поприседать, раскачивается – покачать пресс и т.д. Параллельно необходимо расширять сферу интересов ребенка, т.к. часто аутостимуляции являются следствием скудного репертуара самостоятельных занятий. Даже для самых сложных деток можно подобрать занятия, которыми они смогут заполнить досуг. Естественно, важно понимать, что изначально эта идея восторга не вызовет и обучение потребует значительных усилий. Не стоит ждать, пока ребенок са проявит интерес к тому или иному виду занятий таких как раскрашивание картинок, строительство башен из кубиков, лепка и т.д. Как показывает практика, самостоятельно и без особых трудозатрат со стороны родителей ребенок может увлечься только гаджетами, что в качестве расширения сферы интересов является очень неудачной идеей, т.к. ребенок опять же не учится себя развлекать самостоятельно – эту функцию берет на себя планшет, телефон и т.д.

В случаях, когда мы предполагаем, что функцией поведения является аутостимуляция, важно особенно тщательно провести функциональный анализ поведения, т.к. часто поведение с функцией уклонения «маскируется» под аутостимуляции. Так ребенок может начать эхолалить в момент усложнения задания и таким образом добиваться, чтобы задание упростили и т.д.

Если в течение достаточно продолжительного времени (все индивидуально но 2-3 недели уже достаточно показательны) мы не замечаем положительных изменений в поведении ребенка, нежелательное поведение происходит с той же частотой, интенсивностью и продолжительностью, стоит еще раз произвести функциональную оценку поведения и пересмотреть стратегию вмешательства. Да, АВА научный метод, нас с разных сторон учат строить графики и делать всевозможные измерения, но банальная истина такова, что жить нам не с графиком, а с ребенком. При верной функциональной оценке и эффективном вмешательстве изменения в поведении происходят достаточно быстро и очевидны всем окружающим. Если что-то пошло не так, стоит еще раз все проверить.

Источник: http://www.aba-therapy.com.ua/ru/node/62

Методы психологической коррекции личности
Л. М. Крыжановская, 2015

В книге рассматривается концепция коррекции и саморегуляции личности путем психологического вмешательства. Показано, как на основе анализа реальных ситуаций: социальных, экономических, деловых и т. п., используя методы психологической коррекции личности, можно найти пути наилучшего решения возникших проблем в разные возрастные периоды жизни человека. Учебное пособие предназначено психологам и педагогам, студентам психологических специальностей, а также подросткам, юношам и взрослым.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Теоретические и методологические основы психологической коррекции
  • Глава 2. Методы психологической коррекции

Из серии: Коррекционная педагогика (Владос)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методы психологической коррекции личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Методы психологической коррекции

Знать

Методы психокоррекции при использовании в работе различных теорий личности. Иметь достаточный запас знаний и умений для проведения коррекционных мер.

Уметь

Планировать личностный рост; обеспечивать решение проблемы профессионального роста; ориентироваться в коррекционных психотехниках. Пользоваться приемами, методами и средствами психологической коррекции.

Владеть

Вариативными методами психологической коррекции; методиками индивидуальной и групповой психокоррекции.

Методы и техники психологической коррекции Методы телесно-ориентированной психотерапии

Под методом понимается способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Методы — это совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении коррекционной работы. Метод определяет общий принцип деятельности, методика — конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедур и психотехник, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.

Поведение личности определяется двумя функциональными взаимосвязанными сторонами: регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Однако поведение возникло не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Описание механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации. Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия «потребность», «мотив», «цель». Потребности, мотивы и цели — основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. К направлению психологической коррекции относится мотивационно-потребностная сфера личности. Личность — психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Потребность — отражение в форме переживания нужды индивида для поддержки организма и развития личности. У человека потребность как состояние личности всегда связано с чувством неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение. Мотив — побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое. При одной и той же потребности мотивами человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие «мотив», как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри побуждает человека к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребностей. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием и особыми сочетаниями потребностей, которые у человека и проявляются в разнообразных мотивах. Большинство их осознаются, но существуют и неосознаваемые мотивы — установки и влечения. Сознание, как высший уровень отражения человеком действительности, является личностным образованием, позволяющим человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать его как часть самого себя. Одним из компонентов сознания является особая активность целеполагания, что значимо для коррекционной работы с личностью в целях формирования у нее социальных представлений. Осознаваемые переживания могут иметь определенные трудности в межличностных отношениях, в выборе профессии и так далее.

Сознание имеет довольно сложное строение — бытийное (биодинамические свойства и чувственные образы); рефлективное (значение и смысл). Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения и деятельности человека. В качестве объекта рефлексии могут выступать отражение мира, размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения. С волевым поведением связаны эмоции, содержа в себе субъективную оценку значимости для человека жизненных событий, в форме переживания. Личность имеет свой неповторимый эмоциональный склад.

Методы коррекции личности определяются целями и психотехническими приемами. Значимой целью личностного роста является восстановление лучшего уровня функционирования личности в деятельности, во взаимодействии с людьми, принимая во внимание все способности личности, ее возможности и ограничения (связанные с заболеванием) и жизненные обстоятельства. Методы коррекции личности предназначены для любой возрастной здоровой категории, но имеющей различные проблемы: проблемы низкой самооценки, неуверенности в себе, слабой воли т. д.

Цель коррекции личности — поддержание или восстановление оптимального уровня проявлений личности в социуме (взаимодействие, общение, поведение и другое). При этом человек способен наблюдать за чувствами, не реагируя на их в действия, использовать понимание того или иного метода личностного роста.

Продолжительность коррекционных занятий. Использование методов коррекции личности может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет.

Психотехники. Работа с защитными механизмами и конфликтами с помощью психолога или психотерапевта. Раскрытие альтернативных возможностей. Оценка видов поведения, несущего угрозу жизни и здоровью, органических причин заболевания.

Психотехника в классическом психоанализе включает 5 базисных техник: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) интерпретация, г) анализ сопротивления, д) анализ переноса.

Например, метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Находясь в положении сидя или лежа, часто с закрытыми глазами клиент просто говорит все, что ему приходит в голову, осторожно направляемый короткими утверждениями или репликами психотерапевта.

Ответы на вопросы психолога, свобода отвергать интерпретации психолога (психотерапевта). Изучение своих опасений в связи с началом личностного роста. Объяснение своей «пассивной» манеры поведения. Осознание своих разочарования в работе над собой. Учиться оценивать по достоинству атмосферу безопасности. Научиться работать со сновидениями. Понять свои личностные реакции в любых жизненных ситуациях.

В структуру коррекции личности включены такие компоненты, как самопознание; самопобуждение; саморегуляция; самореализация.

Метод — это путь, способ достижения цели коррекции. Методика — это средство достижения цели коррекции. В каждом методе коррекции личности предполагаются многочисленные методики.

Техники психологической коррекции

Техники психологической коррекции предназначены для старших подростков, юношей и взрослых, имеющих внутриличностные конфликты и противоречия при исполнении различных социальных ролей, например, роль дочери и роль студентки различны по своим правилам исполнения — они сталкиваются, и личность не может быть одновременно внимательной дочерью и внимательной студенткой, испытывая при этом внутриличностный конфликт.

Коррекция включает в себя следующие процедуры: установление конструктивных межличностных отношений, анализ и проработка личностной позиции во взаимодействии и общении с окружающими людьми, в малой группе социума, развитие самопознания (инсайта), переориентация.

— Наблюдение поведения и коррекция его в межличностных отношениях.

— Коррекция качеств личности, таких как: несдержанность, неуравновешенность в общении.

— Коррекция волевых качеств личности.

— Коррекция эмоциональной реактивности в общении.

— Саморегуляция эмоциональных состояний.

— Обучение навыкам общения и умению проявлять чуткость к окружающим, соотносить свои желания и потребности с желаниями и потребностями других.

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B_%D0%9C_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3

Читайте:  Разбираемся, почему котенок не мяукает и не опасно ли это