Меньшие с большим сердцем: 14 самых трогательных памятников животным

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Они бывают не только милыми домашними пушистиками, но и воинами, космонавтами, спасателями и настоящими помощниками. Истории их верности и кротости заставляют смотреть на мир другими глазами. В День защиты животных, который отмечается 4 октября, сетевое издание m24.ru рассказывает о самых трогательных памятниках нашим братьям, силой духа оказавшимся совсем не меньшими.

Мемориал “Животные на войне”, Лондон, Великобритания

Англичане, как известно, славятся своей любовью к животным. В 2004 году на углу Гайд-парка в Лондоне был открыт необычный мемориал. Он посвящен всем животным, которые служили в британских и союзнических войсках и погибли в военных конфликтах. Почтовые голуби, собака, верблюды, лошади, слон, мул, вол, корова и кот – все эти животные изображены на памятнике.

Мемориал возвели на пожертвования частных лиц, которые принимал специально созданный фонд. Всего удалось собрать 1,4 миллиона фунтов стерлингов (147,9 миллиона рублей). Вдохновением для создателей памятника послужила книга Джилли Купер “Животные на войне”, вышедшая в 1983 году.

Одна из надписей на памятнике гласит: “У них не было выбора”. На стене также можно увидеть барельеф с изображением медали Марии Дикин — высшей воинской награды Великобритании для животных. Впервые этот памятный знак вручили в 1942 году, и с тех пор им были награждены более 60 животных, включая собак, голубей, лошадей и одного кота.

Памятник “Сочувствие”, станция метро “Менделеевская”, Москва

Фото: ТАСС/Виталий Белоусов

В 2001 году в подземном переходе на станции метро “Менделеевская” произошла трагедия – погиб бездомный пес Мальчик. Его заколола владелица стафордширского терьера, с которым подрался живший в переходе Мальчик.

История обросла версиями и домыслами, однако зоозащитникам и активистам из артистической среды удалось добиться возбуждения уголовного дела по факту жестокого обращения с животными.

Позже борцы за права животных, среди которых было немало деятелей культуры, начали сбор средств на создание памятника Мальчику. В 2007 году в том самом переходе с согласия руководства московской подземки бронзовый памятник был установлен. Надпись на нем гласит: “Сочувствие. Посвящается гуманному отношению к бездомным животным”.

Кстати, к созданию памятника приложил руку известный музыкант Петр Налич, который до музыкальной карьеры занимался архитектурой.

Памятник Белому Биму Черное ухо, Воронеж

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

Памятник герою повести Гавриила Троепольского установлен на площади перед Воронежским театром кукол “Шут”. Монумент выполнен из нержавеющего металла, правое ухо и одна из лап отлиты из бронзы. Пьедестала у памятника нет – пес, терпеливо ожидающий возвращения своего хозяина, сидит прямо на земле. На ошейнике выгравировано его имя.

Примечательно, что автор знаменитой повести консультировал скульпторов и давал советы по созданию памятника, однако не дожил до его установки. В августе 2009 года памятник Белому Биму Черное ухо занял третье место в конкурсе на звание главного неофициального символа Воронежа.

Памятник Балто, Нью-Йорк, США

Балто – настоящий герой Америки. Этот легендарный пес породы сибирский хаски в 1925 году во время снежной бури перевозил медикаменты в одно из отдаленных поселений на Аляске, где разгорелась эпидемия дифтерии.

Балто был одной из 150 собак, участвовавших в “Великой гонке милосердия”. Хотя пес неоднократно проявлял смелость, хорошо ориентировался и не терялся в трудных ситуациях, его хозяин был недоволен, что вся слава досталась именно Балто.

В любом случае благодаря доставленной собаками противодифтерийной сыворотке эпидемия в поселке была остановлена за 5 дней. После этого Балто стал символом самоотверженности и мужества. Его судьба после героического поступка сложилась непросто: собаку перепродали владельцу театра, который содержал своих питомцев в ужасных условиях.

Необычные памятники животным

Среди необычных памятников животным стоит отметить монумент, посвященный моли , которая спасла Австралию от разросшегося южноамериканского кактуса. За 15 лет специально завезенные на континент ночные бабочки вернули в оборот 30 миллионов гектар сельхозугодий.

Отличились также жители Бостона (США), посвятившие отдельный монумент воробьям за спасение садов от нашествия гусениц.

Побережье греческого острова Родос украшают статуи двух оленей . Существует легенда, что эти животные когда-то избавили жителей от заполонивших остров ядовитых змей, затоптав их.

Бизнесмену из Кливленда Джорджу Кэмпбеллу не без помощи зоозащитников удалось собраться средства на выкуп Балто и других собак, после чего они поселились в кливлендском зоопарке. Популярность вновь вернулась к Балто, он стал живым символом города. После смерти пса его чучело было выставлено в музее Кливленда.

О подвиге Балто и его сородичей напоминает статуя в Центральном парке Нью-Йорка. Она изображает смотрящую вдаль собаку, на туловище которой надета упряжь. На статуе выгравированы слова: “Выносливость, Преданность, Ум”.

Памятник Хатико, Токио, Япония

Фото: Paul Ariano/Zuma

Благодаря фильму с Ричардом Гиром о Хатико знают все. Этот пес породы акита-ину давно стал символом верности и преданности в Японии: до самой смерти он каждый день приходил на станцию, где раньше встречал и провожал своего хозяина – профессора Токийского университета, который умер от инфаркта.

Памятник Хатико был возведен в Токио еще при жизни собаки, в 1934 году. Во время Второй мировой войны была нехватка металла, поэтому памятник пришлось уничтожить. Через несколько лет после окончания войны мемориал восстановили. Сейчас многие влюбленные назначают свидания у статуи Хатико на станции Сибуя. Это место стало поистине культовым.

Чучело Хатико можно увидеть в Национальном музее науки в Токио, также ему отведено почетное место на японском виртуальном кладбище домашних животных.

Памятник Барри, Париж, Франция

Фото: Tommie Hansen/wikipedia.org

Знаменитый пес породы, впоследствии ставшей известной как сенбернар, в начале 19 века работал спасателем при монастыре Святого Бернара в Швейцарии, расположенном недалеко от опасного горного перевала, где часто бывали снежные бури. По легенде, Барри спас 40 человек и был убит 41-м спасенным, принявшим его за волка.

Памятник Барри была установлен в 1899 году напротив входа на кладбище собак под Парижем. Скульптура представляет собой собаку, на спине которой лежит ребенок, держащийся руками за ошейник. Внизу находится надпись: “Барри из Большого Сен-Бернара. Он спас жизнь сорока человек. Сорок первый убил его”.

Памятник Грейфрайерсу Бобби, Эдинбург, Великобритания

Этот скай-терьер на протяжении четырнадцати лет – до собственной смерти в 1872 году – охранял могилу своего умершего хозяина – ночного обходчика эдинбургской полиции.

Памятник Грейфрайерсу Бобби установили еще при жизни пса, хотя до открытия он так и не дожил. Статуя, выполненная в натуральную величину, стоит перед баром Greyfriars Bobby.

Первый памятник собаке

Считается, что первый памятник собаке был установлен в 4 веке до нашей эры в древнегреческом городе Коринф . По преданию, собака по кличке Соэтр разбудила гарнизон города, когда к нему подкрался неприятель. Враг был отброшен, а Соэтр удостоился памятника и серебряного ошейника с надписью “Защитнику и спасителю Коринфа”.

Позже на могиле Бобби, расположенной перед воротами кладбища, где покоится его хозяин, появился красный гранитный камень с надписью “Пусть его верность и преданность будет уроком нам всем”. Инициатором установки камня стало Общество помощи собакам Шотландии.

Памятник преданности, Тольятти

В Тольятти есть своя, не менее трогательная история собачьей преданности. В середине 90-х жители города заметили на обочине дороги кобеля немецкой овчарки, который подбегал к проезжающим мимо машинам.

Позже выяснилось, что на этом месте произошла автокатастрофа, в которой погибли хозяева пса. Собака в момент ДТП находилась в машине и чудом выжила. В народе пса прозвали “Верный” или “Костик”, он стал живой легендой города. Не стало Верного в 2002 году – его нашли мертвым в лесу. До последнего дня собака ждала своих хозяев на том месте, где их потеряла.

Памятник фронтовой собаке, Поклонная гора, Москва

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Нет ничего удивительного в том, что ветераны Великой Отечественной войны предложили установить на Поклонной горе памятник фронтовой собаке. На стороне Советского союза воевало более 60 тысяч собак разных пород. Они вытаскивали из-под обстрела раненых, доставляли боеприпасы и боевые донесения, обнаруживали и обезвреживали взрывные устройства противника.

По минимальным оценкам, фронтовые собаки вытащили более 700 тысяч раненных солдат из-под пуль. Летом 1945 года героические четвероногие участвовали в параде Победы на Красной площади.

Памятник кошке Таузер, Крифф, Великобритания

Фото: flickr.com/Karen Bryan

Еще один мемориал в Шотландии увековечивает память кошки Таузер, прославившейся рекордным количеством пойманных мышей – почти 29 тысяч за 24 года жизни. Ее “трудовой подвиг” не остался незамеченным и был внесен “Книгу рекордов Гиннесса”.

Кошка проживала на старейшей винокурне Glenturret, где производят самый популярный в Шотландии виски – The Famous Grouse (“знаменитая куропатка”). Поскольку виски делается из отборного зерна, на предприятии всегда было много мышей, с которыми кошка Таузер успешно боролась.

Памятник красуется прямо перед винокурней, работники которой уверены, что своей ловкостью и долгожительством кошка обязана ежедневной порции молока с добавлением капли виски, а также алкогольным парам, которые ей ежедневно приходилось вдыхать.

За вклад в науку

Во многих городах мира установлены памятники подопытным животным, внесшим вклад в науку. Так, например, во дворе Санкт-Петербургского университета есть памятник подопытной кошке , а у здания Пастеровского института в Париже – памятник лягушке.

Читайте:  Разновидности алабаев

Сотрудники новосибирского Института цитологии и генетики РАН увековечили заслуги подопытных грызунов, установив в академгородке скульптуру мыши , “вяжущей” спицами спираль ДНК. Жители Сухуми, в свою очередь, отдали дань уважения обезьянам , участвовавшим в опытах при изучении человеческих болезней.

Еще в середине 30-х годов на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге появился памятник подопытной собаке . Идея монумента принадлежит академику Павлову – тому самому, который прославился своими опытами на четвероногих.

Памятник коту Елисею и кошке Василисе, Санкт-Петербург

На улице Малая Садовая в Санкт-Петербурге установлены две миниатюры в память о блокадных кошках, которые были завезены из Ярославской области для спасения города от крыс. Кошка Василиса расположилась на карнизе второго этажа дома №3, а кот Елисей – напротив нее, на углу дома №8.

Во время блокады в Ленинграде не осталось ни одной кошки, что привело к нашествию крыс, уничтожавших последние запасы еды. Для борьбы с вредителями из Ярославля привезли котов, которые успешно справились с поставленной задачей.

Оба монумента исчезали со своих мест. С котом Елисеем это произошло в 2008 году, а с кошкой Василисой – в 2014-ом. К счастью, в обоих случаях скульптуры удалось найти и вернуть.

Памятник собаке-космонавту Лайке, Москва

Фото: ТАСС/Игорь Кубединов

Лайка была первой собакой, которую Советский союз отправил в орбитальный космический полет. Изначально ей был выдан билет в один конец, потому что Лайка полетела на спутнике, а у спутников нет системы возвращения на Землю.

Рассчитывалось, что Лайка будет жива как минимум сутки, однако уже на четвертом витке вокруг Земли она погибла из-за перегрева. Спустя полвека после полета на территории Государственного научно-исследовательского института военной медицины министерства обороны РФ в Москве установили памятник героической собаке.

Двухметровый монумент представляет собой космическую ракету, переходящую в человеческую ладонь, на которой стоит Лайка. Кстати, еще один памятник собаке-космонавту открыли в Ижевске. На нем изображена Звездочка – последнее животное, побывавшее в космосе перед полетом Гагарина.

Памятник собакам-поводырям, Берлин, Германия

“Немецким собакам-поводырям от незрячих берлинцев” – такую надпись можно прочесть на памятнике, установленном в берлинском зоопарке. Первые школы для подготовки собак-поводырей были созданы именно в Германии – во время Первой мировой войны. Их основали для повышения мобильности ветеранов, которые ослепли в результате военных действий.

Памятник коту Семену, Мурманск

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Если пешее путешествие Ломоносова в Москву заняло три недели, то коту Семену удалось вернуться из столицы домой в Мурманск лишь через шесть лет. Легенда гласит, что кот потерялся в Москве в конце 80-х и каким-то образом нашел дорогу обратно.

Животное преодолело две тысяч километров и стало символом преданности и упорства. Памятник коту Семену находится у входа в парк аттракционов возле Семеновского озера.

Источник: http://www.m24.ru/articles/zhivotnye/04102015/84164

«Звериный стиль» в скульптуре: рассказываем, как научиться анималистике

Анималистика считается одним из наиболее распространенных жанров, который уходит корнями во времена наскальных рисунков. Ни одна эпоха в мировой культуре, ни один народ не обошли в своем искусстве животных. Их изображениями оформляли жилища, храмы, капища, их фигурки, костяные и каменные статуэтки, служили объектами культа и предметами быта.

Насчитывая сотни лет своего развития, эволюция анималистки проникла во многие сферы художественного творчества: от декоративного оформления в архитектуре и монументальных произведений живописи и скульптуры до мелкой пластики в прикладном искусстве.

Сегодня анималистический жанр по-прежнему связан с пониманием человеком мира живой природы. Обладая естественнонаучными и художественными знаниями, задача скульптора-анималиста в том, чтобы суметь наиболее полно раскрыть художественный образ и передать характер и повадки животного.

Этому воспитанников новой образовательной программы «Основы анималистического искусства» в Образовательном центре «Сириус» учил скульптор Сергей Кривцов, старший преподаватель кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

– Сергей Львович, считается, что изображение зверей не менее важная область искусства, чем изображение человека. Объясните, почему.

– Они равноценны. Первые рисунки людей и животных нам остались от древних предков в рельефах каменных выступов и скал. Развитие обеих линий искусства мы можем четко проследить в станковой живописи, в скульптуре, в эстампе на протяжении всей мировой истории. Некоторое различие в том, что изображения животных часто носили религиозный смысл, звери изображались аллегорично, служили дополнением к композициям и сюжетам. И только в XIX веке Антуан-Луи Бари, первый мастер анималистического жанра в скульптуре, начал изображать животное как главный объект произведения. Его работы вызвали большой интерес сообщества. Тогда же появился термин «анималистка».

– Современная анималистика отличается большим многообразие мотивов, сюжетов. С чего следует начать обучение будущему скульптору-анималисту?

– Сперва нужно усвоить общие законы изображения животного. Они касаются пропорций, объемов и мышц. Затем можно начинать прорабатывать конкретный образ. Например, в базовый курс Сириуса по анималистике я включил разбор трех типов животных: млекопитающих, рептилий или амфибий, и наконец, представителей подводного мира. Объекты этих классов разнятся по пластике и анатомии – непросто изучить их сразу. То есть моя задача – дать начинающим анималистам базовые инструменты и алгоритмы, которые чаще всего используются в работе над скульптурой.

– Как вы работали: у каждого была своя тема или вы коллективно прорабатывали один образ?

– Моя методика обучения реалистичной лепке животных рассчитана на аудиторию разного возраста и уровня художественной подготовки, поэтому проявить себя смог каждый. У каждого ученика была своя композиция, все выбирали зверей по интересу. С каждым воспитанником я работал индивидуально. Мы продумывали сюжет, и чтобы воплотить его в жизнь, собирали как можно больше материалов: изучали различные анатомические схемы, фотографии, смотрели фильмы, старались рисовать различные варианты композиций.

– Каково соотношение теории и практики на ваших занятиях?

– Теория от практики неотделима. Я не могу давать ребятам блок устной информации, а потом перед работой в мастерской говорить «а ну-ка, вспомним, о чем мы говорили когда-то». Вместо этого мы наблюдали, изучали и воплощали самые разные образы, не отходя от станка. Это способствует лучшему постижению натуры.

Вот мы в мастерской. Наш алгоритм действий?

– Начинаем прорисовывать идею и композицию, затем продумываем каркас и динамику – позы объектов и их потенциальные движения. Кстати, правильный каркас – это 30% успеха в работе: сначала определяем соотношение длины к высоте и затем – соотношение объемов. Такой алгоритм действий самый универсальный для новичков: вы берете эти параметры за основу и дальше применяете их для работы над любым образом.

– Какие материалы вы использовали в работе?

– В основном скульптурный пластилин. Этот материал наилучшим образом подходит для воплощения творческих задач: позволяет набрать форму и объем, проработать детали и фактуру, дает наибольшую свободу для реализации задуманного. Но иногда мы прибегали и к глине. Например, на вечерних занятиях, когда ребята могли работать в свободной теме. У них получались потрясающие образы, из которых буквально лилась фантазия.

– С какого возраста лучше всего начинать учиться этому ремеслу?

– Вообще начинают с 7 лет, но по моим наблюдениям, лучших результатов начинающие анималисты добиваются в 13-17 лет. В таком возрасте ребята наиболее восприимчивы к глубокому изучению этого искусства. А так учиться надо всю жизнь.

– Как не стать посредственным анималистом?

– Как и в любом другом деле: развиваться, изучая труды мастеров, профильную литературу, посещать музеи и выставки. В работе одинаково важны два аспекта: изучение животного по всевозможным материалам, схемам, фото, видео. А также зарисовки и лепка непосредственно с натуры.

В рамках нашего курса я вкратце рассказал ребятам историю анималистического искусства. Имен мастеров, которых они должны знать, очень много, но в первую очередь это представители французского анималистического искусства Антуан-Луи Бари и его современник Пьер Жюль Мен. Если говорить о русской дореволюционной анималистической школе, то я бы вспомнил Евгения Лансере, Николая Либериха, Петра Клодта. В советский период творили Василий Ватагин, Андрей Марц, Александр Белашов и Дмитрий Цаплин.

Источник: http://sochisirius.ru/news/2540

Удивительные памятники животным

В недалеком прошлом скульптурные композиции не сильно отличались друг от друга. В камне или бронзе было принято увековечивать знаменитых политиков, талантливых писателей, народных артистов. Но среди этих памятных монументов и тогда находилось место скульптурным изображениям братьев наших меньших, в основном, в благодарность за помощь и в знак верности. Сегодня удивительных и необычных памятников животным не счесть по всему миру. Они заставляют смеяться и задуматься о жизни, пугают и вызывают восторг, ставятся за особые заслуги перед человечеством и исключительно для настроения.

«Новая русская» жаба

Скульптура установлена в Бердянске и изображает жабу, экипированную по всем «новорусским понятиям» недалекого прошлого. При ней находятся мобильный телефон, пачка долларов в кармашке, массивная золотая цепь на шее, кольца на пальцах, растопыренных по всем правилам, и сигара во рту.

Вес жабы составляет 250 кг, которые лежат на четырех головах — женщины с мужчиной, пожилого человека и ребенка. Головы усыпаны деньгами, но выражения лиц у них бесконечно несчастные. Это те, кто дружит с жабой и которых она придавила тяжестью всех своих пороков — жадностью, завистью, стремлению к накопительству и дешевым «понтам». На табличке высечено два слова «зависть — порок».

Читайте:  Особенности кормления бультерьера: как подобрать корм для щенка и взрослой собаки

«У них не было выбора»

Такой пронзительной надписью снабжена скульптурная композиция, расположенная в Лондоне, в память о животных, жизни которых унесли войны, но каждое из которых по-своему помогало выжить людям. В нее вошли статуи слонов, лошадей, вьючных верблюдов, голубей, медведей и, конечно, собак, помощь которых во время военных конфликтов была поистине бесценной. Здесь есть даже светлячки, служившие британским военным для освещения ночных окопов. Мемориал сооружен за счет частных пожертвований, для которых в Великобритании был организован специальный фонд.

Памятник комару в Словакии

Внушительная копия маленького назойливого кровососа установлена в городе с названием Комарно, что объясняет символизм скульптуры. Материалом для изготовления насекомого послужила нержавейка, а размаху его крыльев позавидовал бы орел — более 4,5м. При ветреной погоде комар крутится вокруг собственной оси, как флюгер, и при этом нещадно скрипит, что по нраву далеко не всем жителям городка.

Ворона, лисица и… сырок «Дружба»

Напротив проходной «Карата», широко известного Московского завода плавленых сырков, установлена необычная скульптура, изображаются сидящих в обнимку героев басни «Ворона и лисица». А в знак примирения они держат большой и традиционно раскрашенный в желто-красные цвета плавленый сырок «Дружба».

Влюбленные собаки

Скульптурная композиция изображает двух очаровательных влюбленных собачек, которые прогуливаются, взявшись под лапки. Парочка наряжена по писку моды начала прошлого столетия. В руках у песика шляпа-котелок, а у его кокетливой подружи — зонтик. Установлен памятник в Краснодаре, который с легкой руки Владимира Маяковского в шутку называют «собачкиной столицей».

Увековеченная гусеница моли

Однажды перебравшийся в Австралию бразилец прихватил с собой на свою (и на общую) голову любимый кактус опунцию. Условия для его произрастания оказались настолько благоприятными, что через несколько лет он начал свое победное шествие по континенту. Опунция засеяла пастбища, была сочной и привлекательной для коров и овец, среди которых начался повальный мор. Из-за проглоченных колючек желудки животных рвались в клочья, а миллионы гектар сельхозугодий превратились в непроходимые колючие джунгли. В борьбе с опунцией не помогали ни огонь, ни яды, ни топор, на месте одного уничтоженного кактуса вырастало несколько новых. Континент удалось спасти с помощью специально завезенных гусениц огневки, естественного врага растения. Через несколько лет между ними было достигнуто природное равновесие. Спасительнице поставлен памятник в долине реки Дарлинг.

Монумент колорадскому жуку

Непонятно, зачем, но факт: в Днепропетровске на постамент водружен колорадский жук во всей своей полосатой красе. Далеко не всем жителям города идея пришлась по нраву. Активисты из числа садоводов не однажды предпринимали попытки свергнуть зловредного «американца» с постамента или хотя бы свернуть ему голову, но непобедимый жук выстоял и в этой борьбе с человеком. Примечательно, что это не единственный украинский памятник, увековечивший злейшего врага огородника. Скульптурная композиция с одноименным названием стоит в Бердянске и изображает мужчину и женщину, занятых сбором жука.

Кот Семен

Скульптура установлена в Мурманске и посвящена коту по имени Семен, которому понадобилось 6,5 лет, чтобы совершить невероятное путешествие длиной в 2 тыс. км — он нашел дорогу домой из Москвы, где хозяева случайно потеряли его по дороге из отпуска. История произошла в 1987 году, а памятник, олицетворяющий верность и упорство, был установлен 25 лет спустя.

Верблюды Челябинска

Сегодня встретить в Челябинске верблюда можно разве лишь в зоопарке, а когда-то здесь шли целые караваны по Великому шелковому пути. С развитием транспорта караваны из города исчезли, но изображение животного украшает герб Челябинской области, а статуи этих животных — его улицы. Одна из композиций называется «Погонщик верблюдов» и изображает сидящего на земле мальчика в тюбетейке в окружении животных. По местным поверьям, это памятник счастья, для обретения которого нужно положить в ладошку мальчика монетку или насыпать семечек и погладить сидящую на его руке бронзовую фигурку птички.

Недавно в городе появился еще один верблюд. Арт-объект размещен на Театральной площади. Внешний вид «корабля пустыни» более символичен, нежели реалистичен, на его бронзовых боках размещены символы города и его истории — метеорит, тракторы, танки, ракетный комплекс «сармат», крепость и император Александр III, правлению и личному участию которого мегаполис обязан своим развитием. Монумент назван «История города».

Медведь и земляничное дерево

На главной площади столицы Испании стоит бронзовый медведь, который лакомится ягодами с земляничного дерева. Скульптура поставлена на месте бывшего фонтана, который когда-то украшала стройная женская фигура. После капитальной реконструкции площади ее было решено перенести в другое место, версий же появления медведя, геральдического символа Мадрида, существует несколько.

Одна из них интерпретирует композицию как символ раздела владений между католической церковью и руководством светского государства. Известно, что за первой были закреплены сельскохозяйственные угодья, а за вторыми — охотничьи. Другая версия находит символику в семи гербовых звездах, что совпадает с количеством звезд в созвездии Большой Медведицы. Третья видит идею в единении живой и растительной природы. Как бы то ни было, медведь у земляничного дерева прочно обосновался в качестве милого символа Мадрида, и сегодня его изображение можно встретить на всевозможной сувенирной продукции.

Лиса нищенка

В отличие от богатой бердянской жабы, в Стокгольме установлен монумент нищему животному. Он изображает закутанную в худую шаль лису с несчастным и усталым выражением острой мордочки. Нищенка сидит у стены дома прямо на мостовой, из-под одежды у нее выглядывает башмак, стоптанный и явно с чужой ноги. Автором скульптуры является Лаура Форд, которая объясняет свою идею желанием призвать людей не наносить ущерб лесам и их обитателям. Прохожие сочувствуют несчастной нищенке и часто бросают ей монетки.

Заяц Дюрера

Установлен этот необычный памятник в Нюрнберге, возле дома-музея автора известной акварели «Заяц» Альбрехта Дюрера. Выполненный из чугуна заяц выполнен по мотивам этого полотна, настолько популярного в свое время у жителей города, что едва ли не в каждом доме можно было встретить его репродукцию. Их стало так много, что изображение превратилось в местный символ мещанской пошлости, что и было высмеяно автором скульптуры Юргеном Герцем.

Голова лошади, пьющая воду

Оригинальная композиция расположена у самого входа в парк в центре Лондона. Голова расположена так, что шея находится вверху и не имеет продолжения. Интересна скульптура и прототипом, которым стала одна из самых удивительных лошадиных пород в мире — индийская «марвари», результат селекции между туркменскими и арабскими скакунами. Помимо особой формы ушей, способных поворачиваться на 180⁰, порода отличается невероятной выносливостью и способностью выживать при экстремально высоких и низких температурах. Кроме того, марвари могут выдерживать долгое время без пищи и еды и преодолевать большие дистанции, не снижая скорости даже в пустыне.

Свиноутка

Эту причудливую скульптуру можно увидеть в Финляндии, въезжая в город Турку. Молодой скульптор А. Гулличсен в своем творении изобразил забавный гибрид розового поросенка и уточки, назвав его Posankka (производное от названий этих животных). Поначалу она была спущена на воду и дрейфовала в водоеме неподалеку, привлекая посетителей в местный аквапарк и построенный при нем отель, а затем была поставлена на постамент. Никакой смысловой нагрузки памятник не несет, но отлично поднимает настроение и прекрасно выполняет свои рекламные задачи. Каждый год накануне Рождества на голову Свиноутки водружается шапочка Санта-Клауса, которую она «носит» до самой весны.

Собака с чемоданом

На одной из площадей Красноярска, перед зданием цирка, обосновалась бронзовая собачка породы королевский пудель, которая восседает на небольшом шаре прямо в открытой сумке-чемодане и попрошайничает. Неизвестно, сколько денежек выпросил пудель у прохожих, но из городской казны на создание памятника высотой почти 2м было выделено 1,2 млн. руб. Компанию цирковой собаке составляет клоун, установленный неподалеку.

Висящий носорог

Памятник украшает одну из городских площадей города Потсдам в Германии и изображает африканского носорога, висящего на ремнях, которые крепятся к металлическому каркасу непонятного назначения. Скульптура выполнена в натуральную величину животного, которое, несмотря на размеры, выглядит беспомощным и несчастным. Идейный смысл представленной экспозиции ее автор Стефано Бомбардьери не комментирует никак. Быть может, памятник должен взывать к человеку, его жалости и состраданию, а может, он содержит намек на то, что на каждую силу может быть найдена другая сила. В любом случае, у каждого посетителя местного парка есть право на собственную версию.

И носорог ситцевый

Место расположения этого памятника — город «невест» Иваново, славный своим текстилем. Странно, что объектом для веселых расцветок было выбрано именно это неповоротливое и угрюмое животное. Но факт остается фактом. Арт-объект расписан красками, словно лоскуты старинного ситца, расцветки которого соответствуют историческим образцам Ивановской фабрики.

Крокодил, глотающий капиталиста

Таким странным названием обозначен не менее странный объект в Бруклине, представляющий собой приподнятую крышку канализационного люка, из которого вылезает голова крокодила, подозрительно похожая на героя известного мультфильма Эдуарда Успенского. Но сюжет отнюдь не забавный. Схватив и уже наполовину заглотнув человечка с мешком долларов вместо головы, он готов исчезнуть с ним в недрах городской канализации. Как и в случае с висящим носорогом, остается только гадать, что хотели сказать похожим авторы скульптурной композиции.

Читайте:  Девушка нашла в подъезде замерзшего сфинкса и принесла домой

Корова в скафандре

Еще одна оригинальная композиция, не несущая в себе никакой идеи и смысла. Установлена в Стокгольме, откуда никогда не запускались в космос ракеты с коровами и где не снимали ни одной художественной или мультипликационной ленты с похожим персонажем. После выборов 2004 г. изображения коров в различном исполнении буквально наводнили город. Все они впоследствии были убраны, кроме одной. Жизнерадостная «корова в скафандре» полюбилась за то, что вызывает улыбку и поднимает настроение.

Источник: http://qwizz.ru/%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC/

Как изображал зверей Ватагин

Василий Алексеевич Ватагин (1884 – 1969) –

замечательный, выдающийся, талантивейший русский художник, скульптор. Его жанр – анимализм, то есть изображение животных. Им создано огромное количество рисунков, скульптур животных, на некоторых из них и полюбуемся.

Отличительная черта его творчества – знание облика животных и изображение их такими, какие они есть. Казалось бы, звучит банально, но на его примере хорошо видно два подхода к творчеству. При первом скульптор (художник) компенсирует приблизительные знания (или их отсутствие) строения объекта (в данном случае животных) некой «экспрессией», акцентированием неких особенностей, часто не свойственных самому объекту, пренебрежением деталями. Все смотрят и говорят: какой бойкий художник, какой интерпретатор! При втором подходе художник изучает объект, изучает строение каждой его части, изучает в движении, делает сотни рисунков, это своего рода «научный подход». Про такого иногда снисходительно говорят, что у него «верный глаз», однако, фотоаппарат все-равно лучше.

Конечно, никто не будет этого делать, но если кто-либо составит по какой-либо причине себе труд «изваять» какую-нибудь зверушку, не говоря уж о человеческом теле, он быстро поймет, что дело это не простое: зверушка получается неправдоподобной ни по пропорциям, которые надо отслеживать, ни по строению деталей, ни по компановке, в общем, дрянь. Как у детей: лепил ребеночек мышку, а получилась свинка. Если вдруг все-таки захочет доделать, то «придаст» зверушке «окончательный облик», кое-как довершив начатое. После описанной процедуры такой зритель многое может понять.

Во-первых, сразу увидит, что «бойкие» анималисты иногда просто маскируют свое незнание или ошибки разухабистой манерой (например, импрессионисты оставляют вмятины – следы пальцев), поскольку перед этим зритель насмотрелся вдоволь на подобные, но свои собственные мучения и ошибки. Почему Бурдель и призывал полировать свои скульптуры – дабы ошибки каждого были видны.

Во-вторых, сразу оценит тех художников, которые попадают «в яблочко», то есть передают форму так, как всякий человек привык ее видеть, например, в зоопарке, где даже самые мелкие зрители не спутают мышку со свинкой.

Этот честный подход к своему делу характерен для великого русского пейзажиста И.И.Шишкина, который, конечно, как художник более масштабен, но так же «по-научному» изучал природу, но только русский лес, а не животных.

Ватагин начал свои первые опыты рисования животных на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета в качестве анималиста. Отсюда «научный» подход и точность. Его профессор пресекал «творческие изыски», порой ругая его за то, что тот «Художественный театр намазал» вместо точного зоологически выверенного воспроизведения. Много позже именно Ватагин нарисовал иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947 г.:

Ватагин. Иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947

Параллельно Ватагин показал свои рисунки художнику К.Ф.Юону. Тот посмотрел рисунки и спросил: «А где же тут искусство?».

Оказавшись перед выбором между искусством и точностью воспроизведения, в итоге Ватагин сумел в свои «естественно-научные» скульптуры, картины и рисунки вдохнуть подлинное искусство. При этом, он сохранил свое кредо: не выдумывать, а находить красоту в самой природе. Ватагин писал:

«Я всегда стремился возможно ближе передать эту красоту, никогда не возникало у меня желания изменить ее, художественный образ казался достаточным, если удавалось хотя бы приблизительно выразить красоту, присущую произведениям природы».

Моржи. Дерево. 1909. Береза. Первая работа по дереву. Поражает мастерством, трехмерностью

Обезьяны – конек Ватагина.

Мандрил сидя. Зоопарк Берлина. 1907-1908. Акварель

Мандрил. Дерево тонированное. 1911

Голова оранга. Дерево тонированное. 1927

Мартышки. Зоопарк в Антверпене. 1907-1908. Акварель

Шимпанзе. Дерево тонированное. 1930-ые

Обезьяна на капители. Дерево тонированное. 1959

Другие животные.

Тут вообще глаза разбегаются.

Пингвин с птенцом. Дерево. 1960

Гиена. Дерево. 1922

Паоло Трубецкой. Араб с верблюдом. Бронза. 1898

Импрессионист Трубецкой «ухватил» две массы: голову и туловище, детали тонут в следах ковыряния глиняной массы, про араба вообще молчим. А в 1896 у него отлит точно такой же Бедуин на верблюде. Зазорного в том, что ковал деньгу, нет, но кто будет доделывать этого верблюда? Пушкин?

Еще один – «доделанный» верблюд (дорисованный) Ватагина:

Насколько же Ватагин более вариативен, насколько же более профессионален!

Кенгуру. Рельеф. 1956

Кенгуру. Дерево. 1921

Жирафы 1910, 1908

Тропическая птица. 1964

Туканы – слева. Павиан – справа. 1910

Удав. Камень Тарусский. 1911

Идущий медведь. 1932

Белый медведь. 1935

Немного о жизни Ватагина.

У прекрасного скульптора и художника оказалась и семья прекрасной, многие из его потомков имели отношение к искусству. Судьба распорядилась так, что у него остались две дочери возраста 12 и 4 лет, когда в 1935 умерла его первая жена, а в день похорон скоропостижно скончался муж сестры умершей жены, у которой тоже осталась дочь. Вместе оставшиеся в живых родители воспитали трех дочерей, соединив браком свои судьбы в 1937.

Слева – В.А.Ватагин. Фото 1910. Справа Антонина и Елена Ржевские. Первая и вторая жена Ватагина. Фото 1901

Ватагин, в отличие от других скульпторов, никогда не пользовался услугами помощников, вырубая фигуры животных из дерева и камня своими руками. Не делал подготовительных эскизов. Талант от Бога и пространственное мышление.

В.А.Ватагин за работой в Тарусе в 1963, скульптору 79 лет

Справка (о здоровом образе жизни). На фото 79-летний Ватагин держит тяжеленную киянку, обрабатывает огромный кусок дерева. Кстати. Микеланджело, тоже прожил долгую жизнь, тоже рубил мрамор своими руками, причем делал это в таком же возрасте, считая это весьма полезным для здоровья (махать молотком – физкультура). Правда, не полировал последние работы, а то надышался бы мраморной пылью, что уже вредно.

Ватагин жил в доме, который был построен по его художественному замыслу примерно в 1913.

В.А.Ватагин возле дома в Тарусе в 1964

Сделал медведя из бетона перед входом в новый зоопарк в Москве в 1931-1932:

Медведь. Перед входом в Московский зоопарк

Для детей Ватагин создал цикл иллюстраций к книге Киплинга «Маугли». В 1913 известное издательство И.Н.Кнебель дало согласие на издание книги с иллюстрациями Ватагина. Он ездил в Индию. Вернувшись, в течение лета 1914 сделал около 200 эскизов. Первая Мировая война сорвала издание книги, только в 1920-ых начали публиковаться его рисунки на тему «Маугли». Не надо что-то подписывать, персонажи этих рисунков известны всем малышам.

Титанический труд в течение более 70 лет. Богом данный талант: способность точно видеть и воспроизводить увиденное, способность точно вписывать в объем деревянной болванки трехмерную композицию, а также строить саму композицию. Когда в 1909 молодой Ватагин, дотоле только рисовавший, решил сделать двух моржей из дерева, которых он нарисовал в Гамбургском зоосаде, он увидел в березовом комле (около корня) будущую скульптуру. Ватагин вспоминает:

«Я не ошибся, и действительно, в этом толстом комлевом обрубке березы оказалась группа двух моржей. Я до сих пор не понимаю, как я смог выявить эту группу объемно-пространственную, не срезав ни одной «живой» части, не подклеив нехватающей, как оба моржа поместились как раз от ноги до конца ластов и сохранили живое пластическое движение и выразительность».

Мы можем только удивляться тому, насколько точно скульптор относился к форме каких-то там моржей, причем по соображениям эстетическим. Приходит на ум также и то, что у животных в результате естественного отбора в итоге получились самые оптимальные и функциональные особи. Тогда как у людей уже долгое время происходит «неестественный отбор»: самых генетически лучших людей, часто до того, как они дадут потомство, массово убивают на войне, а наверх всплывают, как правило (слава богу, не всегда) генетически ущербные особи. Потому-то Винкельман, сравнивая «экстерьер» античных людей и современных (ему) людей, писал о своих современниках иронически. Таким образом, людей приходится идеализировать, а животные самодостаточны.

Он не выпячивал карикатурно те или иные особенности изображаемого. Все животные и без того оказались со своей природой данными характерами. Разве в голове больного Ганса нет характера? Взгляните на него:

Больной Ганс. 1934

Фантастическая графика (рисунки) – просто можно смотреть:

В данной заметке приведена лишь малая толика из огромного творческого наследия Ватагина.

Источник: http://sculptprivet.ru/russia/kak-izobrazhal-zverej-vatagin