Кошки в мифологии народов мира

Истоки содружества человека и кошки теряются в песках египетских пустынь. Среди иероглифических надписей в пирамидах-гробницах фараонов V-VI династий (ок. 2700год До н. э.) встречаются уже иероглифы со значением «кошка».

В древнем Египте кошек особенно почитали, для них строили специальные храмы. Поэтому у египтян было много мифов о богинях – кошках. Самая почитаемая из этих богинь – Бастет, богиня танца, музыки, удовольствия, женственности, домашних кошек и материнства. Она объединяла в себе образы двух богинь: богини любви и развлечений Хатхор и богини войны Сохмет. В «Сказании об истреблении людей» четко описывается, как богиня любви Хатхор сначала превращается в богиню войны Сохмет, а потом превращается в богиню, которая объединила в себе эти два противоположных образа, а именно Бастет. Сначала нам рассказывают только о богине Хатхор. Она молодая, хрупкая и красивая девушка. Она не создана для схватки с людьми, но её отец, бог Ра отправляет её в самое пекло войны. Что бы выиграть сражение ей приходится показать свою чёрную сторону, превратиться в кровожадную богиню Сохмет. Сохмет безжалостно убивает людей, и, насытившись кровью, она уже не может остановиться, ей нужно больше крови и страданий. Но хитрые боги, напоив Сохмет красным пивом, похожим на кровь, уговаривают Сохмет превратиться опять в миролюбивую богиню Хатхор. И так как, оказавшись кровожаднее, чем все считали, и считала сама богиня Хатхор, она не может опять превратиться в миролюбивую богиню. И поэтому превращается в богиню женственную и царственную, и в то же время сильную и безжалостную.

Но само превращение Хатхор и Сохмет в богиню Бастет для египетского народа происходило медленнее, чем рассказывается в мифе. С начала Баст изображалась с головой львицы. Но потом в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства, она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. “Яростные” качества раннего периода передаются богине Сохмет, которая тем самым становится отрицательной, половиной Баст.

В изображении богини Бастет мы можем по деталям распознать богиню Хатхор и богиню Сохмет. Богиню Хатхор изображали со старинным музыкальным инструментом – систром. На рисунках Бастет тоже держит этот инструмент. А само изображение Бастет как женщины с головой кошки очень похоже на изображение Сохмет. Таким образом, египетская богиня кошка Баст объединяет в себе хрупкую, миролюбивую Хатхор и беспощадную, жестокую Сохмет.

Греческая богиня Геката так же превращается в кошку. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она – подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам лёгкую дорогу; помогает покинутым влюблённым. Геката – богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к таинственным специальным манипуляциям.

Римская мифология прямиком вытекла из греческой и именно поэтому в римской и в греческой мифологии много похожих богов и мифов. Один из таких мифов миф о Тифоне.

В нём говорится о том, что когда Тифон, ужасное чудовище, порожденное землёй, выбрался на свободу, и обезвредил Зевса, то все боги испугались и решили убежать от Тифона. Пробегая мимо Египта приняли облик обитающих там животных, что бы Тифон не нашел их. Вакх стал козлом, Вулкан обратился быком, Диана превратилась в кошку. Опять же деталь про кошку очень маленькая, но она играет большое значение.

Диана не случайно превратилась в кошку. Кошка в Египте осациируется с богиней Баст. А богиня Баст и богиня Диана очень похожи. Первый их признак – это то, что они обе богини луны. Бастет назвали богиней луны из-за того, что зрачок у кошки то сужается то расширяется, и этим напоминает фазы луны. У Дианы есть брат – Гелиос, который осациируется с солнцем. То если он солнце, то она соответственно луна. Потом Диана это безжалостная богиня – воительница, чем похожа на одну из сторон Бастет, т. е. Сохмет. Но в образе грозной воительницы так же встречается образ невинной девушки, ведь по течению всех лет своей жизни Диана всегда пряталась в лесу вместе со своими нимфами и так и не нашла своей любви.

Поэтому я считаю, что образ кошки как образ Дианы идеально сочетается.

Если сравнить всех трёх богинь, то окажется, что они очень похожи. Посмотрите, каждая из них олицетворяет девичью красоту и невинность, но в то же время Диана – царица безжалостных амазонок, Фрейя – предводительница грозных валькирий, а Бастет может превращаться в жестокосердечную и жаждущую крови Сохмет.

Не зависимо от географического положения кошка сохраняла свои повадки. И в совсем разных мифологиях кошка ассоциировалась не только как невинная богиня, но и как жестокая безжалостная воительница, приносящая смерть.

В скандинавских мифах о кошках сказано немного, всего лишь одна строчка, но и эта строчка может о многом сказать. (А ездит она (Фрейя) на двух кошках, впряженных в колесницу.) Мне кажется, что всё же тут есть некая символика. Большинство ассов – богов Скандинавии, передвигаются на колесницах, запряженных разными животными. У Тора, так как он грозный бог громовеждец, это козлы – гордые и своенравные, они защищаются как смелые воины. У богини Фригг, так как она богиня брака и домашнего очага, это бараны – они, как и Фригг хозяева своей территории, они заботятся обо всех, кто нуждается в их помощи. Значит, если Фрейя – богиня плодородия, любви и красоты, то это будут кошки, так как они очень женственные и мягкие. Но ведь Фрейя ещё и предводительница грозных валькирий, которые воевали за доблестных воинов и потом уносили их же собой в Валгаллу, значит, она не так мягка, как кажется. Но ведь и кошка, если её обидеть, то она может показать вам свою решительность и умение постоять за себя.

Мы думаем, что образ кошки прекрасно отображает нам и тонкую, чувствительную богиню любви и красоты, и бесстрашную предводительницу валькирий.

У древних славян было два бога Люб и Нелюб. Люб – это рыжий кот, который хранил брачное ложе, Нелюб – в образе чёрного кота сеял споры и раздоры.

Но есть и другие поверья. Кошка в Полесье, например, считается домашним покровителем: «Кот – хозяин хаты».

Кот – спутник младенческой жизни человека, часто упоминался в колыбельных украинских сказках. Кота приглашают укачивать ребёнка, кот приносит сон детям, ему запрещают мурлыкать, что бы не разбудить дитя. Другая ипостась – любовные образы. Часто девица отпускает от себя милого в образе кота. В своей книге Басовская называет древнего человека «дикарь-младенец», вот как она это объясняет: «Дети, как известно не любят общих рассуждений. Чем ярче образ, тем глубже усваивается материал. Таково и мышление доисторического человека». Поэтому мы решили взять разные древние упоминания о кошках, пусть и не имеющие отношений к мифологии, так как любые старинные рукописи, полны одухотворением. Таким образом, мы видим, что у каждого народа и злые духи в образе кошки, и добрые.

Читайте:  Чем лучше кормить самоеда: натуральная пища или искусственные корма примерное меню на неделю

Источник: http://sarzoomir.com/koshka-v-mifah-narodov-mira.html

КОШКА В МИФОЛОГИИ

Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества. Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение — к концу 15 — началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов — эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты — великий кот, мститель богов»).

В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.

В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).

Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас – богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, – вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это – сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых “фавориток”. Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.

Читайте:  Породы собак на букву Э

Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота – все, что у него было. Корабль потерпел крушение – и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом – мэром Лондона.

В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов – это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.

Источник: http://historicaldis.ru/blog/43411384869/KOSHKA-V-MIFOLOGII

Кошки в религии и мифологии разных народов

Сложно представить себе существо более загадочное и мистическое, чем кошка, ведь описать сущность этого животного невозможно, да и способности у нее более обширные, чем у других домашних питомцев.

Вот, например, собака — верная, попугай — говорящий, морская свинка — забавная. А что можно сказать о кошке кроме того, что она красива, грациозна, пластична? Наверное, именно поэтому с давних времен народы разных стран приписывали представителям семейства кошачьих какие-то особенные роли в жизни человека и наделяли их мифическими свойствами.

Сказания, легенды, мифы о кошках складывали жители Азии, Африки, Европы и, конечно же, древние славяне, в мифологии которых немало сказано об этих уникальных животных.

Славянские мифы

В славянской религии центральным божеством был Велес — бог поэзии, скота и земледелия. Неизменным спутником Велеса был кот Баюн — мохнатое чудище с волшебным голосом, слышимым за семь верст. Он сидит на железном столбе и сказками заманивает богатырей, после чего их ест. Однако тот, кому удавалось изловить кота и приручить, обретал спасение от всех хворей и недугов, так как сказки Баюна делались целебными для его хозяина.

Очень часто кошки в славянской мифологии упоминаются в тесной связи с овинником и домовым, которые перевоплощались в котов или общались с ними. Кошки, например, с охотой разделяли с хранителями свою трапезу, например, молочко, которым те не прочь были полакомиться.

А в уральских заводских легендах, которые писал Бажов, часто упоминается некая Зеленая кошка. Жители Урала считали, что это фантастическое существо обитает глубоко под землей, а на поверхности торчат только его огненно-рыжие уши. Если человек видел эти ушки, значит, ему посчастливилось найти волшебный клад. По всей видимости, эти сказания появились из-за огней, светящихся в горных пустотах.

Эпосы скандинавских народов

В скандинавских эпосах кошки описывались как спутницы богини Фрейи — предводительницы валькирий, покровительницы эльфов и фей. Прекрасная Фрейя разъезжала по небу на колеснице, запряженной парой пушистых котов, внешне походивших на рысей, с кисточками на ушах. Как знать, может быть, эти мифические существа и были прародителями знаменитых скогнат, ныне считающихся национальным достоянием Норвегии?

Не менее распространенной является и легенда о страшном черном Йольском коте, появившаяся в Исландии в XIX веке. Это огромное, ростом с быка чудище обитало в горной пещере вместе с людоедкой-великаншей, похищающей ленивых и непослушных деток. Кот появлялся во время Йоля и забирал с собой тех, кто встречал праздник в старой одежке.

Тем же людям, которые не ленились к зиме стричь с овец шерсть, ткать и прясть, кот дарил подарки.

Кельтские легенды

Ирландские и шотландские мифы и легенды о кошках рассказывают о волшебном Ши — черном звере с белым пятном на груди и большими торчащими усами. Он не злой, но и не добрый. Может воздать добром людям, которые его угостили вкусным молоком в Самайн (кельтский праздник уборки урожая), а может унести с собой души покойников, которых не успели похоронить.

Есть еще одна версия, связанная с Ши. Это ведьма-оборотень, которая может сменить обличие кота 8 раз, если же обернется животным в 9-й раз, то останется им навсегда. Возможно, именно с этой легендой связано поверье, что у кошек 9 жизней.

А вот у английских мореплавателей была распространена легенда о морской кошке. Чтобы ее задобрить, полагалось отдать ей часть улова, в противном случае она могла вызвать бурю. Однажды ведьма отправилась со своим женихом на лодке в море.

Один из моряков предложил выбросить ее за борт, так как женщина на корабле — плохая примета. Колдунья разгневалась и вызвала шторм, во время которого все члены судна погибли. А сама ведьма прыгнула в морскую пучину, где и превратилась в кошку.

Читайте:  Породы собак на букву Ч

Баскские легенды

Прототипом известного персонажа из сказок Шарля Перро является баскский матагот, поедающий христиан. Народы, жившие на юге Франции и севере Испании, верили, что если изловить это злобное черное существо, можно жить, не зная бед и печалей, всю оставшуюся жизнь. Нужно поманить котика каким-нибудь лакомством, изловчившись схватить его и бежать во всю прыть не оборачиваясь.

Каждое утро матагот должен первым отведать приготовленную пищу и выпить глоток вина. За это хозяева будут получать от него золотую монету. А вот когда человек станет богатым, он должен обязательно отпустить кота на волю, иначе существо, страдающее в неволе, нашлет на него болезни и смерть.

Древнеегипетские мифы

Жители Древнего Египта считали кошек священными животными и почитали наравне с богами. Существовал даже религиозный культ богини Бастет, олицетворяющей солнечный и лунный свет, домашний очаг и плодородие. До наших дней сохранились изображения божества, где она предстает девой с головой кошки или львицы. У кроткой Бастет есть грозная ипостась, которая называется Пашт. Интересно, что Пашт иногда изображалась в виде кошки с крыльями.

Для кошек, окруженных мистическим ореолом, строились богатые храмы, тела умерших животных бальзамировали и хоронили с почестями. Жрецы верили, что глаза кошки были окнами в другой мир, а из-за расширения и сужения зрачков их нередко сравнивали с солнцем.

В египетской мифологии рассказывается, что у верховного божества Ра был кот — надежный союзник в борьбе с Апопом, хитрым змеем. В других источниках Ра принимает обличье огромного рыжего кота и копьем пронзает своего врага.

Легенды Древнего Рима

Одной из богинь, которой поклонялись римляне, была Либертас — богиня независимости. Ее неизменно сопровождала кошка, также считавшаяся символом свободы. Вольноотпущенники поклонялись Либертас, поэтому неудивительно, что на знаменах Спартака, предводителя восставших рабов, изображались кошки.

Источник: http://kotmurka.ru/interesno/mify-o-koshkah.html

Коты в мифологии разных народов

Самый известный миф — черный кот, приносящий несчастья. Практически каждый народ имеет в своем фольклоре легенды, сказания и мифы, изображающие кошачьих в негативном или позитивном контексте. Известное обожествление относится к временам Древнего Египта, животных даже мумифицировали. Популярна кошка в славянском фольклоре. Западная Европа в эпоху Средневековья прославилась массовым истреблением черных представителей этого семейства.

Образ кошки в мифологии

Животные приручены человеком предположительно 5 тысяч лет назад. С тех пор они неизменно помогают хозяину в его деятельности, оставаясь при этом независимыми, свободолюбивыми, но вполне предсказуемыми. Однако человек считает, что эти существа загадочные, мистические, что и нашло отражение в фольклоре и поверьях многих народов. Отношение к этому представителю фауны не всегда позитивное.

Латинское felis — корень слова «фелинология», а от cattus произошли все обозначения котов в основных европейских языках.

Древний Египет

Ни одна культура не поклонялась животному так, как это происходило у египтян. Мифические котики относились к священным животным. В стране существовало поклонение богине Баст, изображаемой в виде женщины с кошачьей головой. Культ сложный, имеет много нюансов, в общих чертах выглядел так:

В древнем Египте кошка считалась священным животным, которого чтили и для которых строились храмы.

  • В городе Бубастисе строились храмы, посвященные богине-кошке.
  • При культовых сооружениях ежегодно проводились фестивали.
  • За кошками ухаживали жрецы, специально к ним приставленные.
  • Случайное убийство храмового животного каралось смертью.
  • В быту при пожаре кота спасали первым.
  • При гибели животного хозяин сбривал брови в знак траура.
  • После смерти кошку мумифицировали.

Вернуться к оглавлению

В кельтской мифологии

Племена, жившие в древности на обширной территории Западной Европы, известны под названием кельты. Они исповедовали сложную, малоизученную из-за недостатка источников религию. Как священное животное кошка также присутствует в их мифологии. Ее изображали в виде полулюдей и считали, что раньше она была человеком. Галлы хоронили живого кота вместе с хозяином, оставляя, однако, лаз, чтобы он смог выбраться из могилы. Ирландские колдуны ели кошачье мясо. В некоторых кельтских традициях кошка представляется хранительницей кладов, защитником от воров и разбойников.

Славянской

Мифы восточной ветви славян — русских, белорусов, украинцев — народные сказания, персонажи былин, знакомы русскоязычному населению с ранних лет. Некоторые из них перекочевали и в литературу, особенно в детские сказки. Среди них можно назвать:

Сказания восточной мифологии

Если подразумевать Аравийский полуостров, где животные не играли важной бытовой роли, но присутствовали в качестве одомашненных, то следует вспомнить Пророка Мухаммеда и его кота, которого он очень любил. Муизза (имя любимца) спас хозяина от нападения змеи. В другой восточной мифологии, в частности, иудейской, кошки почетом не пользовались, считались зловредными животными и часто побивались камнями.

Европейские поверия

Эпоха Средневековья — тяжелый период для котов, особенно черных. Папа Григорий IX официально в 1233 году объявил своей буллой черного кота исчадием ада, в то время как белый — символ Агнца Божия, Иисуса. После такой дискредитации суеверия расцвели пышным цветом. Вот некоторые из них:

  • «Молот ведьм», инквизиторское руководство по борьбе с нечистой силой, рассказывает, как колдуньи, обернувшись кошками, напали на человека.
  • В 1586 года судили нескольких женщин за то, что они развлекали Сатану в образе черных животных.
  • Считалось, что если поранить лапу кошке, то у ведьмы будет рана на руке. (Тут уместно вспомнить «Майская ночь или Утопленница» Н. В. Гоголя).
  • Неприятие котов привело к возникновению народных игрищ по истреблению этих животных.
  • Появились обряды с религиозной подоплекой — кошек ритуально сжигали, сбрасывали с высоты.

В 1127 году вышел запрет монахам не носить мех дороже кошачьего.

Мифы других культур

С кошками связано огромное количество легенд и поверий. Практически не существует культуры, где в негативном или позитивном образе не была бы представлена кошка, черная или другого цвета, — неважно. Стоит отметить, однако, что мифы появились не ранее 5 в. до н. э., то есть того времени, когда животное было одомашнено. Некоторые аспекты этой мифологии представлены в таблице:

Страна или народность Краткое содержание
Скандинавия Богиня Фрейя ездит в колеснице, запряженной кошками
Индейцы кечуа Колдуны берут силу у кошачьего дьявола
Япония Кот-вампир вытягивает душу у человека
Страны Балтии Кот-змееборец
Восточные славяне Иван Крестьянский сын превращается в кота для борьбы со Змеем Горынычем
Древний Рим Богиня свободы Либертас изображается в паре с кошкой
Таиланд (Сиам) Священные кошки были собственностью императорской семьи

Источник: http://infokotiki.ru/fakty/koshki-v-mifologii.html