Инклюзивный театр не спасет всех, но это прививка от равнодушия и выход для отчаявшихся

На краудфандинговой платформе talaka.by начался сбор средств на постановку нового спектакля семейного инклюзив-театра «i».

На календаре самое обычное февральское воскресенье, а на сцене столичного Дворца культуры ветеранов царит настоящая суматоха. Трехчасовая репетиция нового спектакля семейного инклюзивного театра «і», где рядом с обычными актерами играют дети с аутизмом, в самом разгаре. Называется новый спектакль «Чыгунка», премьера намечена на 2 апреля, Всемирный день информирования о проблеме аутизма. Сказку, положенную в основу сюжета «Чыгункі», придумал как раз ребенок с аутизмом — талантливый Кастусь Жибуль. Как бы вы ни представляли себе репетицию спектакля, держу пари, вы никогда не подозревали, что это так весело и шумно. Такой кавардак на театральной сцене, а заодно и в зрительном зале могут устроить только дети — непосредственные, веселые, талантливые, очень-очень разные.

Режиссер-постановщик театра Игорь Сидорчик репетирует с юными актерами сцену прибытия поездов на станцию Собачинская. Кажется, четверо мальчишек в левой части сцены изображают веселых псов, а девчонки, которые по сюжету пьесы только что вышли на перрон из поезда — маленькие смешливые болонки.

— Мы сейчас наметим с вами рисунок сцены, — обращается к своим подопечным Игорь Евгеньевич. — Давайте еще раз, только посерьезней.

— Дисциплина у нас — самый сложный вопрос, достаточно много времени уходит на то, чтобы ребята сосредоточились, сконцентрировались. Кажется, в моем детстве дети все-таки были более собранные, — размышляет Игорь Евгеньевич. — Ведь что такое репетиция? Это повтор, повтор, снова повтор — в этом есть какой-то элемент муштры. Особенным детям это особенно тяжело. Но мы успешно продвигаемся. Разумеется, это дети, они отвлекаются. Поэтому самый главный принцип работы с детьми — увлечь их, поставить задачу, которая будет интересна всем. Теперешние дети — эгоцентристы. Пока они сами играют, придумывают что-то, им интересно, весело, они в процессе, они «включены». А что делают другие, это им не так интересно, поэтому они мгновенно «выключаются».

С юными актерами на сцене сейчас работает другой педагог, еще один преподаватель «Творческой студии Ирины Пушкаревой», ставшей фундаментом инклюзивного театра, — актер театра и кино, постановщик пластики в драматическом театре имени Горького Геннадий Фомин. В «Студии Пушкаревой» он открыл свою мастерскую для подростков. И прямо на глазах происходит волшебство: едва намеченная сцена встречи и знакомства вдруг обрастает какими-то мелкими точными деталями и яркими подробностями, собирается по кусочкам, как красочный пазл, в единое целое. Дети радостно включаются в предложенную педагогом игру, и он тоже играет вместе с ними:

— Я сейчас Оля, я тоже красивая болонка, — говорит он и показывает юной актрисе, как она должна от неожиданности высоко подпрыгнуть и испуганно тявкнуть. Игра, магия!

Семейный инклюзив-театр «і» появился в Минске в прошлом году, «выстрелив» в самом начале лета премьерой мюзикла «Флейта-чарадзейка». Премьера спектакля стала возможной благодаря поддержке компании velcom, а идейным вдохновителем театра стала организация МБОО «Дети. Аутизм. Родители». У «Флейты-чарадзейкі» очень счастливая гастрольная судьба — после нескольких показов в Минске театр отправился в гастрольный тур по Беларуси, и спектакль смогли увидеть в Гомеле, Могилеве, Гродно, Бресте. В субботу, 25 февраля, актеры инклюзивного театра выступили на сцене Театра имени Якуба Коласа в Витебске.

Для поддержки и развития проекта был открыт Местный благотворительный фонд «Семейный инклюзив-театр». Задача фонда — собрать около театра партнеров-попечителей, вместе с которыми можно воспитать целую плеяду талантливых творческих личностей, в том числе и с такой сложной проблемой, как аутизм.

Новый спектакль — это сплошной праздник и сюрприз. Потому что не только сюжет пьесы, но и декорации, и музыка к спектаклю, и даже театральные костюмы тоже результат творчества юных студийцев. Музыку к спектаклю пишут ученик «Студии Пушкаревой» 12-летний Никита Линьков (композиторская мастерская Александры Сандлер, доцента кафедры сценической речи и вокала БГАИ) и 19-летний композитор Макс Мдивани. А 11-летние Злата Залесская и Алина Трепенок (обе юные актрисы — «Полианны» из тюзовского спектакля) придумали и нарисовали костюмы некоторых персонажей, которые одобрила художник по костюмам Татьяна Лисовенко.

Маленький актер театра Максим Лагун — тоже ребенок с аутизмом, но это не мешает ему уже сейчас быть настоящим художником. В его изобразительном таланте не усомнится никто, кто хоть раз видел его рисунки. Эскизы и наброски Максима будут частично использованы при подготовке декораций к спектаклю.

— Особенные дети очень продвинулись после участия в постановке «Флейты-чарадзейкі». Макс Лагун, я помню, сидел в углу и просто смотрел, наблюдал за происходящим. А потом в один прекрасный день встал и начал работать на сцене вместе со всеми, — вспоминает режиссер Игорь Сидорчик.

Благодаря постановкам театра белорусское общество начинает поворачиваться к проблеме аутизма, считает продюсер семейного инклюзив-театра «і» Леонид Динерштейн:

— Мировая статистика по аутизму жуткая! Аутизм развивается у каждого 58-го мальчика и каждой 102-й девочки, — рассказывает Леонид. — И суть этой проблемы во всем мире одинакова — «поймать» этого ребенка не в четыре года, когда мама уже упирается лбом в стенку и не понимает, что происходит, а в полтора. Распознав проблему, ребенка начинают максимально быстро «вытаскивать» с помощью специальных занятий, тренингов, конечно, вкладывая при этом большие деньги. Да, на реабилитацию детей с аутизмом нужны большие деньги, но вложения окупаются, потому что из этих детей вырастают талантливые люди. Гениальные ученые, художники, композиторы, программисты… Тут семьям просто необходима поддержка: если прозевать проблему в раннем возрасте, потом никаких денег не хватит. Если примерить мировую статистику к белорусской демографической ситуации — не решая проблему, мы в скором будущем получим 25 тысяч инвалидов. Зачем? Если это может быть 25 тысяч гениев или, как минимум, обычных налогоплательщиков?

Чтобы включение было полноценным, детей с аутизмом в коллективе должно быть не более 15%, продолжает Леонид.

— Естественно, инклюзивный театр не сможет помочь всем семьям, столкнувшимся с этой проблемой, но покажет выход отчаявшимся. Тем, которые сидят по кухням, потому что понятия не имеют, где выход. Очень часто, когда рождается ребенок с особенностями развития, разваливаются семьи, родители не выдерживают тяжести проблемы. Наш театр — это маяк, который может указать направление. А еще — стать прививкой от равнодушия для всего общества.

Рано или поздно все родители решают, куда им отдать способного ребенка — в танцевальный кружок, театральную студию или в музыкальную школу. Конечно, им хочется найти квалифицированных педагогов, которые сумеют разглядеть талант и отшлифовать его. В семейном инклюзив-театре «i» сложился уникальный педагогический коллектив, который с этой задачей справится. А ребенок, который будет общаться со своими ровесниками, в том числе с особенностями развития, попутно получит что-то неизмеримо более ценное — прививку толерантности и добра. В каком-то смысле инклюзив-театр — это мини-модель общества, к созданию которого мы стремимся, здоровая творчески заряженная среда, открытая к доброжелательному приему в свои ряды талантливых детей.

Читайте:  Чем кормить домашних грызунов

— «Чыгунка» — пьеса небольшая. По ходу репетиций возникают новые сюжетные линии и повороты, — включается в разговор режиссер-постановщик Игорь Сидорчик. — Многое придумывается прямо на площадке. В этом и сложность, и кайф, это нормальный творческий момент. Новый спектакль — о том, что мы все разные, но мы все друг другу нужны. В этом и состоит интерес и прелесть жизни.

Чтобы спектакль состоялся, семейному инклюзив-театру нужна ваша поддержка. Для этого на краудфандинговой платформе talaka.by начался сбор средств на постановку нового спектакля. Деньги требуются на аренду сцены и организацию учебно-репетиционного процесса, а также на создание необходимых декораций, пошив костюмов, изготовление фонограммы и приобретение микрофонов.

Вы можете оказать поддержку проекту здесь. До окончания проекта осталось меньше тридцати дней.

Источник: http://news.tut.by/society/533095.html

Зачем нам нужен инклюзивный театр

Тема инклюзивного образования для многих остаётся сложной и неоднозначной. Но развитые страны давно пришли к тому, что необходимо включать детей с особенностями развития или ограниченными возможностями здоровья в обычную реальность — в учёбу, в творчество. И нам, в свою очередь, тоже включаться в их мир. Зинаида Кравченко и Анжелика Панкова рассказывают, что такое инклюзивный театр и где в России можно его увидеть.

Почему это важно

Инклюзивный театр — это сценическое действо с участием людей с особенностями в развитии, как физическими, так и ментальными. Это молодое направление, которое, тем не менее, уже получило распространение в России. Инклюзия происходит от английского слова «включение», то есть инклюзивный театр — это театр включения, вовлечения. Изначально он воспринимался как необходимая особенным детям арт-терапия, но сейчас во всём мире прослеживается тенденция восприятия человека и художника вне зависимости от его диагноза.

Соприкосновение с работами инклюзивного театра может помочь нам больше узнать о мире и о других людях, от которых мы обычно далеки. Кроме того, этот процесс даёт возможность людям с особенностями ощутить свою телесность, попробовать себя в другой роли.

С художественной точки зрения, особенные люди невероятно органичны в театральном пространстве. Они нетривиально мыслят, по-новому осмысляют материал. Инклюзивный театр — это разговор о принятии, искренности и непредвзятости искусства и помощи обществу стать чувствительнее к переживаниям другого человека.

Где посмотреть такие спектакли

1. Интегрированный театр-студия Круг II, Москва

Своей миссией театр-студия считает выявление навыков разнообразной творческой деятельности, повышение уровня социальной компетентности и общего культурного уровня, создание условий, в которых люди с ограниченными возможностями здоровья почувствуют себя нужными.

В репертуаре театра больше 10 спектаклей, в том числе пластические решения, клоунские номера, интерпретации русских сказок. Спектакль «Забытые сказки» вошёл в список самых заметных спектаклей сезона 2016-2017 по мнению экспертного совета театральной премии «Золотая маска». Студия при театре — место, где будущие актёры проходят первые этапы своего развития. В настоящий момент набор ведётся для участников от девяти до 89 лет.

2. Театр мимики и жеста, Москва

С 1963 года существует театр Мимики и Жеста — первый в мире и единственный в России стационарный профессиональный театр глухих актёров. Спектакли в театре идут на языке жестов и сопровождаются переводом на русский язык.

3. Театр «Пиано», Нижний Новгород

Театр «Пиано» существует с 1986 года при Нижегородской школе-интернате для глухих детей. За свою 28-летнюю историю в нём было сыграно огромное количество спектаклей для самых разных зрителей на престижных сценах Москвы и Санкт-Петербурга, а также в детских больницах, детских домах и школах. «Пиано» стал участником более 45 международных театральных фестивалей в 13 странах мира. Руководители театра «Пиано» — Владимир и Марина Чикишевы, авторы уникальной методики, направленной на развитие художественных способностей через движение, пластику, ритм.

4. Спектакль «Язык птиц», БДТ, Санкт-Петербург

Спектакль по поэме средневекового мыслителя Фарида ад-Дина Аттара создан совместно с центром социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Этот спектакль о любви, радости, одиночестве. Образ птиц, отправляющихся в долгое путешествие в поисках самих себя, идеально подходит для описания артистов, которым так важно найти свое место в мире и искусстве.

5. «Особенный ТИП», Новосибирск

Первый инклюзивный театральный проект Новосибирского отделения Союза театральных деятелей и театра «Старый дом» в Новосибирске, где выступают и обучаются актёрскому мастерству люди с инвалидностью и без неё. В состав труппы театра входят как профессиональные актёры, так и любители: от школьников до пенсионеров.

6. Спектакль «Сказок нет», Архангельск

Совместный проект Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова и благотворительной организации «Время добра». В постановке театральной студии «Время добра» участвуют режиссеры и актеры Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова и дети с ограниченными возможностями здоровья. Спектакль «Сказок нет» поставлен по сказкам Сергея Козлова, зрители заново могут познакомиться с любимыми героями — Ёжиком, Осликом, Медвежонком и другими.

​​​​​На последнем из упомянутых спектакле нам удалось побывать и поговорить с актёрами. Вот что они говорят о себе и своём творческом выборе.

Ян К: «Тут клёвая атмосфера, приходишь и сразу особенным культурным настроением проникаешься».

Женя М.:«Мне просто нравится быть на сцене».

Анна С.: «Мне давно нравится работать в коллективе. Это очень интересно!».

Анжелика М., мама актрисы: ​​​​​​​«Они в театре готовы жить! Это их второй дом. Мне кажется, если бы репетиции проходили каждый день, то они были бы счастливы».

Источник: http://mel.fm/blog/positiveschool/42938-zachem-nam-nuzhen-inklyuzivny-teatr

В Беларуси создали уникальный инклюзивный театр: за опытом приезжают даже из Голландии и Швеции

В чем уникальность Семейного инклюзив-театра «i» и как меняется жизнь детей с аутизмом, которые в нем занимаются, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» художественный руководитель и режиссер инклюзивного театра Ирина Пушкарева.

Шаг за шагом

На сцене Музыкального театра 8 октября — яркая премьера. Покажут 3D-спектакль «Аднойчы ў вялiзным горадзе» по мотивам рассказа Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

Читайте:  Как отучить собаку копать ямы во дворе; 6 проверенных способов

В концертном зале Дворца культуры ветеранов (на репетиции этой пронзительной постановки в исполнении взрослых профессионалов и маленьких артистов) шумно: юные актеры что-то живо обсуждают, те, кто помладше, затевают игры. Родители внимательно наблюдают за процессом. Самые смелые принимают участие в спектакле — это один из принципов Семейного инклюзив-театра «i» (СИТ «i»). Играют и особенные артисты — дети с аутизмом. Звучит голос режиссера, включают музыку, и действо начинается. Ребята оттачивают мастерство, ведь скоро выступление на большой сцене.

— Зрители не увидят всей этой кухни, — с улыбкой говорит Ирина Пушкарева. — Им будет представлен зрелищный спектакль, в котором использованы 3D-декорации. Сценарий написан на белорусском языке, в постановке показаны национальные обряды. Вот такая интерпретация русского классика получилась! Спектакль философский: затрагивает темы добра, любви, одиночества, смерти, вечной души. Во время работы над постановкой мы с ребятами смогли порассуждать над ними. Как оказалось, детей эти вопросы волнуют, а дома обсуждают нечасто. Очень важно их проговаривать. И, поверьте, после совместного семейного просмотра у зрителей появится такая возможность.

«Аднойчы ў вялізным горадзе» — пятый спектакль, который успели подготовить участники инклюзивного театра за два с половиной года. В основе сюжета — история мальчика, который перед Рождеством потерял семью и остался совсем один на холодных улицах большого города без шансов на спасение. Он замерзает и чудом попадает на ангельскую елку, где у его души появляется надежда на лучшее будущее.

В постановке задействованы более 100 человек, включая хор 10-й музыкальной школы «Музычныя пацеркi».

В репертуаре театра также музыкальный детектив «Флейта-чарадзейка», «Сказка волчьего леса», «Дерево сказок» и музыкальная сказка-импровизация «Чыгунка». Эти постановки уже увидели в областных центрах Беларуси — артисты участвовали в благотворительных мероприятиях и ездили на гастроли.

— Иди работай, — на полном серьезе обращается к Костику его мама Вера Жибуль. — Скоро твой выход!

У нее на руках младший сын, которому чуть больше года. Она только спустилась со сцены, где репетировали часть постановки с ее участием. Вера — филолог, переводчик, а теперь еще актриса и сценарист в инклюзивном театре. Здесь она ради своего Костика.

— Он рос обычным ребенком, рано начал говорить, в год и семь сочинял стихи. Мы не замечали каких-то особенностей. Но когда сын пошел в детский сад, появились проблемы, которые опытные воспитатели не могли не заметить. В четыре года ребенку поставили диагноз «синдром Аспергера» — расстройство аутического спектра. Сейчас ему 11 лет, учится по общеобразовательной программе дома. В театре занимается с 2016-го. Это единственное место, где мальчик может по-настоящему общаться. Костя не только актер, но и автор спектакля «Чыгунка», его фабулу придумал сам, — рассказывает Вера.

Занятия изменили Костю: он стал общительнее, смелее по отношению к детям. Раньше боялся оставаться один в коллективе, все хватал за руку маму, а теперь выходит на сцену.

— Прогресс заметен! Сын стал понимать, как можно взаимодействовать с ребятами. Да, у него своя потаенная жизнь, но теперь он точно знает, что есть другой мир, а люди — это не вещи, с ними можно контактировать. Он очень ответственно подходит к своим ролям, очень старается! — отмечает собеседница.

Сегодня в студии занимаются 76 детей, из которых 21 ребенок с аутизмом. Два года назад 11-летний Максим почти ни с кем не разговаривал (специально для него режиссер придумал роль бессловесного Зайца в одном из спектаклей), а сегодня полноценный актер и отличный декоратор, сам рисует принты на сценических костюмах. Из-за аутического склада ума у другого мальчика, Миши, возникали сложности в общении со сверстниками, в школе ему было непросто, и только в театральной студии смог проявить себя. Теперь он поражает педагогов феноменальной памятью и способностью с ходу заучивать роли. А 14-летняя Влада почти поборола страх перед незнакомыми людьми и громкими звуками — спокойно выступает с другими артистами на сцене.

Как все начиналось

Своим рождением театр обязан неравнодушным и искренне заинтересованным людям, которые хотят помочь детям.

— Как-то на закрытом показе я посмотрела документальный фильм «Антон тут рядом» российского режиссера Любови Аркус. Он произвел на меня неизгладимое впечатление. Я, как и почти все зрители, рыдала. Но для себя решила: если бы рядом со мной был такой больной ребенок, я бы смогла ему чем-то помочь. И через определенное время такой шанс появился, — вспоминает Ирина Пушкарева.

Весной 2016 года в ее творческой студии шла работа над мюзиклом «Флейта-чарадзейка». В спектакле принимали участие и дети с аутизмом. Постановку поддержала частная компания, премьера прошла при полном аншлаге в Большом зале Белорусской государственной филармонии. После этого было принято решение о создании Семейного инклюзив-театра «i».

— Найти подход к таким ребятам может тот, кто этого по-настоящему хочет. Признаюсь: очень сложно! Изначально нас, педагогов, было много, но остались только самые стойкие. Когда в студии появились особенные артисты, многие родители забрали своих здоровых детей. Но на их место пришли те, кто не делит людей на «таких» и «не таких», кто за диагнозом видит личность. Мы сами не ожидали, что наши подопечные настолько изменятся, пойдут на контакт и раскроют свои способности. И сейчас у нас нет морального права оставить их. Никто не хочет брать на душу такой грех! — с заметным волнением говорит Ирина Михайловна.

За опытом — к нам

Инклюзивных театров много. Но СИТ «i» — уникальный в своем роде не только на просторах бывшего Союза, но и на территории Западной Европы.

— Поняли, что нам выпала честь быть первопроходцами! С аутистами вообще мало кто работает. Чаще всего в труппах занимаются со взрослыми. На показ одного из наших спектаклей приезжал режиссер такого театра из Голландии Ханс Салеминк. Он руководит коллективом более 28 лет. Представляете, он не смог распознать на сцене всех актеров с особенностями! Используя нашу методику, Ханс начал брать в театр подростков. Ждем визита специалистов из Швеции, которые также проявили интерес к проекту. Сегодня на репетиции в зале присутствуют гости из Киева: планируют перенимать наш опыт. И это очень приятно, — подчеркивает художественный руководитель.

Читайте:  Происхождение и значение имени Наида

Постановки СИТ «i» — это не самодеятельность, а профессиональная работа преподавателей и актеров. С детьми занимаются опытнейшие педагоги по вокалу, хореографии, сценической речи, актерскому мастерству.

— Сложился уникальный педагогический коллектив, который умеет разглядеть талант и отшлифовать его. Тесное общение и творческая атмосфера помогают ребятам с особенностями раскрепоститься, в то время как остальные юные актеры получают что-то неизмеримо более ценное: прививку добра и толерантности. В каком-то смысле инклюзив-театр — это мини-модель общества, к созданию которого мы стремимся: здоровая творчески заряженная среда, готовая принять в свои ряды талантливых детей, — говорит продюсер Леонид Динерштейн.

В этом коллективе разрушается миф о жестокости детей. Момент принятия произошел, и юные артисты не акцентируют свое внимание на особенностях коллег по цеху. Поэтому на вопрос, сложно ли им общаться и играть на сцене с детьми с аутизмом, я слышала один и тот же ответ: «Для нас они обычные».

Фото предоставлены Семейным инклюзив-театром «i»

Источник: http://minsknews.by/v-belarusi-sozdali-unikalnyiy-inklyuzivnyiy-teatr-za-opyitom-priezzhayut-dazhe-iz-gollandii-i-shvetsii/

Лучшие дети на планете. Cемейный инклюзив-театр «i» показывает всем, что аутизм не приговор

В Гомеле выступил минский семейный инклюзив-театр «i». Вместе с профессиональными актёрами в нём играют дети-аутисты. Мы сходили на представление и посмотрели, что происходит за кулисами и на сцене. Организаторы сразу предупредили: «Вряд ли вы сможете понять, где среди актёров дети с аутизмом, а где обычные». Они оказались правы.

Семейный инклюзив-театр «i» работает в Минске на базе творческой студии Ирины Пушкарёвой. Проект возник недавно. Мюзикл «Флейта-чарадзейка», который показали артисты на сцене Городского центра культуры, для них первый. Его премьера состоялась в июле в Белгосфилармонии, после чего театр отправился на гастроли в областные центры. Выезд в регионы, как и сама работа неформатного театра, стал возможным благодаря поддержке компании Velcom, которая сегодня выступает основным его финансовым донором. А как раз денежный вопрос, как и в любом благотворительном проекте, самый сложный. Бесплатно помогают в творческом плане многие: профессиональные актёры, режиссёры, продюсеры, психологи.

– Это первый в Беларуси, да и, наверное, на просторах СНГ театр, где на одной сцене играют профессиональные актёры и дети с аутизмом. Так как театр семейный, задействованы и родители. Притом чудо происходит не только на сцене, но и за кулисами. Ребята начинают дружить, поддерживают друг друга, защищают. То есть театр становится местом адаптации. Особенные дети учатся общаться со сверстниками и чувствуют себя частью общества, – рассказал пиар-менеджер семейного инклюзив-театра Андрей Орлов.

От регионов создатели проекта ожидают отклика. Возможно, здесь тоже возникнет инициатива создания похожего театра. Если не полноценного, то хотя бы кружков, где наряду с обычными детьми смогут заниматься дети особенные. Поэтому в качестве зрителей организаторам особенно важно было видеть деятелей культуры и работников тех сфер, которым может быть интересен опыт минского театра. Бесплатно пригласили семьи, воспитывающие детей с аутизмом.

Театр открыт для всех. Сейчас в нём занимаются около 30 ребят. Организаторы говорят, что готовы делиться не только опытом, могут принять и детей из регионов, если будет желание и возможность у родителей. Активная часть подготовки спектакля занимает несколько недель. В это время надо будет находиться в Минске и репетировать. Потом поучаствовать в самих постановках. Следующий спектакль уже в проекте. Его хотят показать 2 апреля, во Всемирный день распространения информации об аутизме.

– Мы существуем как творческий коллектив, большая труппа энтузиастов, которые работают бесплатно. У нас преподаются и фортепиано, и флейта, и актёрское мастерство, и хореография. Но не хватает площадей, которые арендуем. Если будет возможность, готовы принять и 200, и 300 детей. В идеале мы видим настоящий театр, куда бы родители могли ребёнка утром приводить, вечером забирать.

Если в Гомеле появится такая же площадка, будем только рады. И мы не просто готовы – обязаны помогать. Сейчас люди должны понять, что такие проекты возможны, и начать активно действовать в этом направлении, – говорит художественный руководитель театра артистка балета и режиссёр Ирина Пушкарёва. С ней полностью согласен и основатель альтернативного театра продюсер Леонид Динерштейн:

– Социализация детей с аутизмом происходит, когда они попадают в обычную среду. Их там должно быть не больше 15%. И не любая среда готова это принимать органично, включая детские сады и школы. В этом большая проблема. Но наш театр специально строился так, что он готов к инклюзии. Это одна из функций – помогать конкретным детям. А поскольку такие дети выступают на сцене, театр тему аутизма ещё и поднимает. И сужает вот этот кусочек безграмотности. Такой небольшой рупор, который работает. А дальше это просто театр. Абсолютно здоровый механизм.

Таких проектов, как семейный инклюзив-театр «i», в мире немного. Прежде, чем заняться этой темой, Леонид Динерштейн подробно изучил статистику и опыт других стран. Говорит, сегодня в мире каждый 58 мальчик с каким-нибудь отклонением спектра аутизма. Девочек – поменьше. Но всё равно много.

– Если придерживаться мировой статистики, в Беларуси таких детей должно быть порядка 30 тысяч. А где они? Большинство не знают, как к этому подойти. Не понимают, что с этим делать. Какие-то ресурсные центры возникают, но опять же – около активных мам, которые пытаются вытянуть своих детей и делают больше. Но потом понимают, что в одиночку не получится, нужно менять систему.

Другие страны, Канада, Швеция, по 60 лет к этому шли, готовили законодательство. У них «ловят» ребёнка с аутизмом не в 3,5 года, а в 1,5. И за 2-3 года, пока у нас только хватятся, у них уже большую работу проделывают. Конечно, вкладывается много денег, но и социализация таких детей потом составляет 98%. Они обгоняют обычных и даже перегоняют. Я видел два месяца репетиций театра «i». Те дети, которые у нас заняты, за это время очень сильно рванули вперёд, – обрисовывает проблему Леонид.

Источник: http://belkagomel.by/2016/10/11/luchshie-deti-na-planete-cemejnyj-inklyuziv-teatr-i-pokazyvaet-vsem-chto-autizm-ne-prigovor/