Эволюция поведения животных

Вы узнаете о том, какое значение имеют те или иные формы поведения для животных, а также о и, как изменялось их поведение в процессе эволюции.

– У каких птиц самка отвлекает внимание хищника от гнезда ?

Из материала предыдущих параграфов можно сделать вывод, что животные благодаря изменениям поведения приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Например, животные находят и добывают еду, а также запасают ее благодаря пищевом поведении, которая может меняться со сменой времени года или климата. Поэтому хищники охотятся именно на ту добычу, которой в данное время и в данном месте больше всего. Так рыжая лиса (илл. 253) зимой, когда другой добычи маловато, охотится на мышей. При этом она находит их даже под глубоким снегом. Для этого лиса подпрыгивает и, проваливаясь в снег, хватает злякану мышь. Этот способ охоты лисы так и называется — мишкуванням.

Весной, летом и осенью лиса может ловить зайцев, реже — птиц, используя при этом уже другие способы охоты. Во время миграций лососевых рыб лисицы, которые живут вблизи рек, где происходит нерест, питаются только рыбой, которая погибла после размножения.

Вообще лиса может питаться более чем 400 видами животных и несколькими десятками видов растений, изменяя при этом поисковое поведение и способы охоты.

Комфортная поведение помогает животным предотвращать болезни, ибо во время ухода за жильем или поверхностью тела удаляются грязь, вредные бактерии и паразиты. Комфортная поведение присуще не только отдельной особи, но и семьи или даже определенной группе животных.

Рис. 253. Обычная лиса может питаться более чем 400 видами животных и несколькими десятками видов растений, соответственно изменяя поисковое поведение и способы охоты

Рис. 254. Схема основных этапов эволюции поведения

Например, пчелы запечатывают те ячейки сотов, в которые проникают паразитические клещи, чем предотвращают гибели всей семьи в зимний период. Понятно, что такое поведение является результатом приспособления к негативному воздействию паразитов.

Рабочие муравьи постоянно уничтожают паразитов, которые могут навредить их личинкам и куколкам, и переносят свое потомство в более комфортные условия внутри муравейника.

Нетрудно заметить, что животные со сложной нервной системой, имеют более сложные и разнообразные формы поведения.

Рассматривая развитие поведения животных от ее простейших форм до самых сложных, мы можем разделить этот процесс на четыре этапа (мая. 254).

Первый этап в развитии поведения у всех животных связан с врожденными способами поведения, которые базируются на инстинктах. Инстинктивные поведенческие реакции являются наследственными и не требуют обучения.

Кроме того, как вы уже знаете, инстинкты е средством приспособления к таким условиям среды, которые являются более-менее постоянными, тогда как условные рефлексы — это механизм приспособления к изменениям в окружающей среде.

Если вспомнить низших животных, например, насекомых и других беспозвоночных, то легко заметить, что почти вся их поведение исчерпывается инстинктивными реакциями. Паук, который прядет свою паутину, пчелы, которые строят соты, — все они пользуются своими инстинктивными реакциями. То есть у беспозвоночных животных, даже высокоорганизованных с развитым общественным поведением (муравьев, пчел, термитов) преобладают врожденные инстинктивные поведенческие реакции.

Второй этап развития поведения — это формирование условных рефлексов. Условные рефлексы не являются наследственными. Они возникают благодаря личному опыту животные.

При этом поведенческие реакции, основанные на условных рефлексах, формирующихся благодаря инстинктивным (наследственным) реакциям. Так же, как любой условный рефлекс возникает на основе безусловного.

Третий этап развития поведения связан с формированием способности к обучению. Высшие позвоночные животные уже могут учиться. В результате, в них преобладают условные рефлексы. Причем у млекопитающих обучение проходит в игровой форме.

Рис. 255. Поведение человекообразных обезьян привлекает особое внимание ученых-етологів

На четвертом этапе происходит формирование элементов умственной деятельности. Поэтому сложнейшие формы поведения свойственны именно нашим ближайшим родственникам — человекообразным обезьянам. Как оказалось, у обезьян очень сложная иерархия и система общения внутри групп. Они используют для этого, кроме звуков и демонстративных поз, еще и мимику и жесты (м ал. 255).

Ролла речь деятельность — самый сложный этап обработки информации живым существом, на котором не только регистрируются события, происходящие в окружающей среде, но и устанавливаются причинно-следственные связи между этими событиями.

Известны случаи, когда в некоторых группах шимпанзе отдельные животные учились использовать простейшие орудия — палки для добывания корма (раскапывания термитников или муравейников), камни для разбивания твердых скорлуп орехов. Позже этому научились и все животные данной группы. В соседних группах шимпанзе, где подобных «изобретателей» не было, такие навыки не появлялись, пока до них не попадал носитель такой полезной информации.

Это свидетельствует о наличии у человекообразных обезьян наивысшего — четвертого степени развития поведения — элементов умственной деятельности.

Особенно большое значение имеют условные рефлексы и обучение при формировании общественного поведения позвоночных животных.

У многих видов птиц самки и самцы в случае нападения хищника отвлекают его внимание или от гнезда (если птенцы еще не вылупились или они гнездовые), или непосредственно от птенцов (если они выводковые). Так, у серой куропатки птенцы выводковые, поэтому они сразу после вылупления покидают гнездо и следуют за родителями. При приближении хищника к выводка самка притворяется раненой, а самец с тревожными криками летает вокруг нее, пока опасность не исчезнет. При этом птенцы припадают к земле и стараются не двигаться.

Эволюция поведения и его приспособительные значения хорошо прослеживается на примере демонстративного поведения.

Первичные формы такого поведения, вероятно, были частью оборонительного поведения и проявлялись в прямой агрессии по отношению к особи иного вида, в том числе хищника.

Постепенно они сменились на более безопасную (демонстративное) поведение, которое позволяла спугнуть врага благодаря демонстрации клыков, шипов, капюшонов или благодаря загрозливіш звукам — шипінню, реву, торохтінню погремушкой на конце хвоста (гремучая змея) и другое.

Рис. 256. В американской снежной козы рога является опасным оружием

Ma л . 257. У пятнистого оленя рога в большей степени служат для демонстрации преимущества перед соперником

Однако наибольшего развития демонстративное поведение получило при формировании иерархии в группах особей одного вида. Здесь также хорошо отслеживается переход эволюционной стратегии от прямой агрессии, в частности, драк, которые могли привести к ранениям или даже гибели особей, к стратеги демонстративного поведения и определенных ритуалов. Причем формировались как ритуалы угрозы, так и ритуалы умиротворения.

Читайте:  Немецкий шпиц

Интересно, что развитие демонстративного поведения сопровождался и эволюционными изменениями в строении животных — формированием соответствующих структур (шипов, рогов).

Как показал канадский этолог В. Гейст, рога у парнокопытных животных не используются для защиты от хищников. Он считает, что эволюционное развитие этих образований можно проследить с топки зрения развития взаимоотношений между особями одного вида, то есть общественного поведения.

При этом изначальная форма — это короткие, острые, направленные вперед рога, такие как в американской снежной козы (рис. 256). Рога в этом случае могут быть реальным оружием. Поэтому самцы снежной козы в турнирах пытаются нанести противнику удар рогом в живот или в бедро задней ноги. Правда, у них даже до настоящей драки дело доходит крайне редко, поскольку, как правило, самцы ограничиваются взаимными угрозами.

Следующий этап в эволюции агрессивного общественного поведения парнокопытных — это переход к чисто демонстративного поведения у большинства видов антилоп, оленей и баранов. Соответственно и рога этих животных тоже превращаются в чисто демонстративные органы . Они становятся разветвленными (рис. 257) или закрученными, что позволяет избежать возможных травм или гибели кого-то из противников. Такие рога уже трудно использовать как настоящее оружие. В момент встречи соперников важнее размер этих органов.

Эволюционное учение Чарльза Дарвина привлекло внимание ученых етологів и зоопсихологів до сравнима особенностей поведения высших животных, особенно приматов и человека. Анализ выявленных при этом общих черт способствовал лучшему пониманию особенностей психики и умственной деятельности человека и того, каким образом эти особенности сформировались.

1. Животные со сложной нервной системой имеют более сложные и разнообразные поведенческие реакции, что отражает эволюцию поведения.

2. Первый этап развития поведения у всех животных связан с врожденными способами поведения, которые базируются на инстинктах.

3. Второй этап развития поведения связан с формированием условных рефлексов. При этом условные рефлексы возникают на основе безусловных рефлексов.

4. Развитие поведения на третьем этапе обусловлен способностью животных к обучению.

5. Заключительным этапом развития поведения есть проявления элементов умственной деятельности.

6. Эволюция агрессивного поведения сопровождалась переходом от прямой агрессии до демонстративного поведения.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ

Демонстративный орган, умственная деятельность

1. Приведите примеры инстинктивных поведенческих: реакций. В каких животных они преобладают?

2. Какие формы поведения базируются в основном на инстинктах, а какие — на условных рефлексах?

3. Как эволюция агрессивной общественного поведения отразилась на строении парнокопытных животных?

4. Почему для животных демонстративное поведение выгоднее, чем прямая агрессия?

5. Приведите примеры приспособительного значения изменений в различных формах поведения животных.

Внимательно прочитайте рубрику Интересно знать этого параграфа. Вспомните материал этой темы и попробуйте самостоятельно ответить на вопрос:

1. К какой форме поведения относятся описанные действия самки?

2. К какой форме поведения относятся действия самца?

3. К какой форме поведения относятся действия птенцов?

4. Чьи действия могут быть примером демонстративного поведения?

1. Мы узнали, что поведение животных изучают в процессе наблюдений в природе, в неволе (в зоопарках) и в лабораторных условиях.

2. Мы осознали, что в формировании поведения животных главную роль играют инстинкты и обучение.

3. Мы поняли, что для существования вида выгоднее, когда вместо внутривидовой агрессии демонстрируется лишь ее угроза.

4. Мы получили представление об основных этапах эволюции поведения животных: 1) поведение, базирующееся на инстинктах: 2) поведение, которое базируется на условных рефлексах и обучении: 3) развитие умственной деятельности.

• Я знаю, как проводятся наблюдения за поведением животных и умею назвать методы таких наблюдений.

• Я знаю формы поведения животных и умею за их особенностям и определить образ жизни животных.

• Я знаю, чем инстинктивные поведенческие реакции животных отличаются от реакций, основанных на обучении, и умею определить, к каким из них относятся те или иные действия животных.

• Я знаю, как происходила эволюция поведения животных, и умею назвать ее основные этапы.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/7klas_3/42.html

Эволюция поведения животных

Экспозиция рассказывает, как происходит становление поведения, каково его значение для выживания и как проходила его эволюция. Инстинкты, научение и элементарная рассудочная деятельность тесно взаимодействуют друг с другом, их роль в формировании поведения во многом зависит от уровня организации нервной системы. Изучение поведения животных позволяет человеку разобраться в биологических корнях собственной психики и в понимании соотношения врожденного и приобретенного в поведении человека.

Современная наука, изучающая биологические основы поведения животных, называется этологией. Её создатели – Нобелевские лауреаты Конрад Лоренц (1903-1989) и Николас Тинберген (1907-1989) – своими исследованиями старались ответить на вопросы: как происходит становление поведенческого акта, каково его значение для выживания и как происходила его эволюция.

Экспозиция рассказывает о строении нервной системы у животных различных типов, о механизме наследования поведенческих реакций, о роли инстинктов, научения и рассудочной деятельности в формировании поведения животных, стоящих на разных ступенях организации.

Одним из аспектов поведения является коммуникация, т.е. передача информации от одного животного к другому с помощью особых сигналов. Источником информации может быть оставляемый животными запах, звуковые сигналы, определенные позы, окраска, мимика.

В общении животных можно обнаружить сходство с коммуникативным поведением человека. Однако, язык человека, как и его интеллект, более сложен, чем общение и мыслительные способности животных, и на вопрос: существует ли между ними качественная разница, — нет пока однозначного ответа. Бесспорно только, что «элементарная рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума» (Л.В. Крушинский).

В настоящее время этология привлекает всё большее внимание исследователей, причем не только биологов и психологов, но и социологов, философов, антропологов, лингвистов. Это связано с тем, что изучение поведения животных позволяет человеку разобраться в биологических корнях собственной психики и в понимании соотношения врожденного и приобретенного в поведении человека.

«Смещенная активность»

Витрина посвящена вопросам классической этологии — структуре поведения и его механизмам. В основе жизнедеятельности животных лежит врожденное инстинктивное поведение. Оно проявляется в ответ на определенные раздражители — ключевые стимулы. Инстинкт наделяет животное готовым набором адаптивных реакций.

«Генетика поведения. Забота о потомстве»

«Коммуникация»

Жизнь в семейной группе, стае, стаде невозможна без обмена информацией, то есть коммуникации. Информацию могут передавать издаваемые животными запахи и звуки, а также мимика, окраска, определенные позы. Каждый вид обладает собственным “словарем” для общения с партнерами. Но существует и универсальный межвидовой “язык”. Сигналы угрозы, тревоги и умиротворения обычно понятны всем, кому они адресуются.

Читайте:  Что нужно знать о щенках бассет хаунда

Источник: http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp/evolyuciya-povedeniya-zhivotnyh

–>Мир биологии и географии –>

Тема № 8. Эволюция поведения животных.

Эволюция поведения – необратимые изменения в поведении животных, который происходит в течение исторического времени.

Главный фактор → естественный отбор ⇒ отбираются и сохраняются те проявления, которые являются полезными для организмов в определённых условиях среды.

Ещё Ч. Дарвин в своей всемирно известной научной работе «Происхождение видов» подчёркивал, что при сравнении родственных видов можно понять и эволюцию форм поведения. В качестве примера он рассматривал путь формирования инстинкта размножения у кукушки, которой присущ гнездовой паразитизм. В пределах рода кукушек существует ряд изменчивости форм родительского поведения: от непаразитических видов, насиживающих яйца, к видам, у которых наблюдается паразитизм. А началом в формировании этого инстинкта кукушки была одна особенность её размножения: птицы откладывают яйца с промежутками в 2-3 дня.

закономерность → усложнение поведения в процессе эволюции!!

Таксисы → безусловне рефлексы → инстинкты → научение → элементарная рассудочная деятельность

Чем сложнее устрояна нервная система, тем сложнее поведение.

Стратегии поведения животных:

1. Стратегия конфликтов (конкуренция, агонистическое поведение) – поведение, связанное с агрессией между особями одного вида.

– драки, оборона, побег, замирание, преследование (удары лапами, крыльями, вертикальные стойки, которые делают животное больше, взъерошивание перьев или шерсти)

результат → установление ранговых отношений между партнёрами.

Ил. Драка белок за арахис

2. Стратегия сотрудничества (взаимопомощь, кооперативное поведение) – поведение, связанное с объединением и взаимодействием двух или более особей для выполнения какой-то задачи.

– при защита от хищников, утолении голода, уходе за молодняком, преодолении препятствий и т. п.

Ил. Стадо слонов оказывает помощь слонёнку, пострадавшему от нападения крокодила

Наиболее яркими примерами кооперации являются такие проявления, как поведение бизонов, зубров, которые загоняют в центр стада телят и самок в случае опасности; формирование из многих особей косяков рыб, что дезориентирует хищников; в стае журавлей во время кормления выставляют часовых, если необходимо, высылают разведчиков, действующих в пользу стаи; для защиты гнёзд разные птицы объединяются и вместе отгоняют хищника. Интересен случай, зафиксированный в национальном парке Серенгети, когда бегемот спас детёнышей зебры и антилопы гну. Он, подставив свою голову тонущим малышам, помог им переправиться на другой берег реки.

3. Стратегия жертвенности (альтруистическое поведение) – поведение особей, что способствует повышению приспособленности других особей за счёт снижения собственной приспособленности.

Собаки и кошки часто принимают осиротевших бельчат, утят и даже тигрят, заботясь о них, как о своих собственных детёнышах. Дельфины поддерживают больных или раненных особей своего вида, плавая под ними в течение многих часов и одновременно подталкивая их к поверхности воды, чтобы они могли дышать. Моржи иногда занимаются малышами своего вида, которые потеряли родителей из-за нападения хищников.

Ил. Шимпанзе Аньяна, которая усыновила двух осиротевших тигрят

4. Стратегия выживания (эгоистическое поведение) – поведение особей, которое повышают собственную приспособленность особей за счёт снижения приспособленности других особей.

Пингвины королевские, например, могут долго толпиться на краю скалы, не решаясь нырнуть в воду, чтобы не стать жертвой морских леопардов. Они ждут и хотят столкнуть друг друга. Иные животные часто поедают друг друга, не желая делиться пищей, территорией или брачным партнёром с другими. Поведение овец, которым угрожает опасность, объясняется желанием оказаться в центре стада и спастись за счёт соседа. Эгоистические стратегии поведения позволяют отдельным видам выживать и вытеснять другие организмы, однако они менее выгодны с точки зрения эволюции по сравнению с кооперацией.

Ил. Эгоистическое поведение овец направлено на пребывание в центре стада

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое стратегия поведения? 2. Назовите основные виды стратегий поведения животных. 3. Что такое стратегия конфликтов? 4. Что такое стратегия сотрудничества? 5. Что такое стратегия жертвенности? 6. Что такое стратегия выживания?

7. Каковы особенности стратегии конфликтов и стратегии сотрудничества? 8. Чем отличается стратегия жертвенности от стратегии выживания? 9. Каковы основные закономерности эволюции поведения животных?

10. Существует ли связь между стратегиями поведения высших приматов с их способностью к элементарной рассудочной деятельности?

Д/З : проработать материал сайта, т/т 8, повторить т/т 7, пройти тесты

Источник: http://bioclass.ucoz.ua/publ/uroki_onlajn/8_klass/ehvoljucija_povedenija_zhivotnykh/69-1-0-1411

З. 3 Эволюция поведения в животном мире

1. Тропизм (растения) – определенные формы «поведения», наблюдаемые у растений, такие как: поворот соцветия подсолнечника в сторону солнца – гелиотропизм или проникновение корней растений в глубь почвы в поисках влаги и питательных веществ – геотропизм;

2. Таксисы (одноклеточные существ, лишенные нервной системы) – меха­ническая ориентация организма по отношению к источнику раздражения. Одноклеточное существо парамеция направляется ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в ча­стности, от слишком яркого света;

3. Рефлексы (кишечнополостные, обладающие начальными формами нервной системы) – автоматическая реакция примитивных живых существ в ответ на внешний сигнал, который передается от какого-либо органа чувств с помощью нервной системы. Различают: врожденные рефлексы – генетически запрограммированные, условные рефлексы – рефлексы, вызванные перепрограммированием врожденных рефлексов, заставляющих живой организм реагировать на привычный стимул по-новому.

4. Инстинктивное поведение (насекомые, рыбы, птицы) – врожденные сложные формы поведения присущие данному виду. Примером ин­стинктивного поведения служит постройка птицами своих гнезд, жизнь пчел и другие.

5. Навыки (млекопитающие и низшиe примaты) – формы поведения, приобретенные в индивидуальном опыте животных на ocнoвe сформировавшихся условных рефлексов. Способностью к научению обладают виды, которые продвинулись далеко вперед в эволюционном развитии.

В основе формирования навыков лежат механизмы: импритинга (запечатления), проб и ошибок.

6. Интеллектуальное (рассудочное) поведение (высшие приматы, человек) – сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса на­выков. Появляется способность решать задачи без предварительных пробных манипуляций.

Главные особенности психической «деятельности» животных,

отличающие ее от психики человека:

1. Вся активность животных определяется биологическими моти­вами. «Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек». ( А.Гельба – немецкий психолог).

2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планироватъ своих дейст­вий, руководствоваться «идеально»” представляемой целью. Это проявляется в отсутствии изготовления орудий труда впрок.

3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые програм­мы. Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабли­ваются к конкретным условиям существования особи.

Читайте:  Корат: описание породы, фото, уход в домашних условиях

4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, то есть в форме пред­метов материальной культуры.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Психика как результат эволюции материи,

2. Характеристика интеллектуального поведения животных.

Практическое задание

Подобрать описание различных форм поведения в животном мире. Привести примеры, демонстрирующие особенности: тропизмов, таксисов, рефлексов, инстинктов, навыков и рассудочного поведе­ния у животных.

Вопросы к экзамену

1. Объективные признаки возникновения психики в эволюционном развитии материи. 2. Перечислите стадии и уровни развития психики в животном ми­ре.

3. Особенности психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики.

4. Особенности психического отражения на стадии перцептивной психики.

5. Эволюция поведения в животном мире.

6. Каковы главные особенности психической «деятельности» жи­вотного, отличающие ее от психики человека?

Тема 4 Общественно – историческая природа психики человека.

Сознание и самосознание

4.1 Коллективный труд и речь – факторы возникно­вения

Сознания у человека.

Классики марксизма неоднократно высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были коллективный труд и речь. Эти положения получили конкретно психологическую разработку в работах советских психологов Л.С.Выготского, С А.Н.Леонтьева.

А. Н Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отраже­ние предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта».

В этом определении подчеркивается «объективность», то есть био­логическая беспристрастность, сознательного отражения

Как это стало возможным?

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это зна­чит, что возникают операции, которые сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, то есть являются как бы биологически бессмысленными.

Эти последние операции не направлены прямо на предмет потреб­ности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный ре­зультат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат стано­вится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятель­ности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживани­ем смысла действия, что по определению А.Н.Леонтьева представляет со­бой отражение отношения цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия на­чинают направляться на все более и более широкий круг предметов и по­знание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания – речии языка.

Входе выполнения совместных трудовых действий у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу». Можно предполо­жить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были приказы, адресованные партнеру по совместной дея­тельности. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие свойства. Таким образом в слове стали фиксироваться результаты познания.

У человеческого языка существует уникальная особенность – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благо­даря ей язык стал носителем общественного сознания. Ведь сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Таким образом, смысл и языковые значения оказались, по А.Н.Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.

Сознание это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому суще­ству.

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно пред­стающих перед человеком в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Структура сознания человека

В ходе анализа сознания можно выделить ряд образующих созна­ния, его структурных компонентов. В психологии существуют различные подходы к выделению образующих сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду, согласно которому соз­нание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бес­сознательного.

Разграничение бессознательного и сознательного – это противо­поставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, то есть соз­нания, очищенного от бессознательного, является искусственный интел­лект, реализуемый на ЭВМ.

Сознательное и бессознательное – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообше», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание.

Индивидуализированная форма «сознания вообще» – это структу­рированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится в об­разах (семантикой) актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» – это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.д.).

А.Н.Леонтьев выделил в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл. Позже эта структура была до­полнена. В.П Зинченко ввел в структуру сознания еще биодинамическую ткань движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа.

Значение это содержание общественного дознания, усваиваемое человеком. Носителями значений выступают предметы матёриальной и духовной культуры, нормы и образцы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые системы и, в первую очередь, язык. Освоёние мира значений ребенком начинается с операциональных и предметных значений в ходе материальной деятельности с вещественными предметами и в сотрудничестве со взрослыми.

Личностный смысл понятие, указывающее на то, что индивиду­альное сознание несводимо к безличному значению. В силу принадлежно­сти человеку и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение. Понятие смысла выражает ускоренность индивидуального сознания в бытие

Источник: http://allrefrs.ru/3-22588.html