Что такое анималотерапия

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению животных

Давным-давно, еще несколько веков назад, умные люди стали замечать, что пребывание на лоне природы и общение с животными благотворно влияет на настроение и самочувствие. Подумав, они разработали целую методику лечения, назвав ее «натуртерапией». Позже от натуртерапии «отпочковалась» анималотерапия — метод, использующий животных и их образы для оказания помощи людям, причем помощи как физической, так и психологической. Очень быстро метод стал распространяться по всему миру.

Почему анималотерапия так популярна?

Исследователи (врачи и психологи), изучавшие взаимодействие между животными и людьми, сошлись во мнении, что сложно переоценить роль животных в нашей жизни. Это объясняет огромное количество питомцев во всем мире. Например, только в США живет 55 миллионов собак и 60 миллионов кошек.

Животные часто появляются в искусстве: комиксах, открытках, сказках, фольклоре, музыке, фотографии, кино. Например, уже в средневековой трагедии умирающего от тоски в разлуке с Изольдой рыцаря Тристана возвращает к жизни собака Пти-Крю. Сейчас, когда наша жизнь немыслима без телевидения, ведущее место в мировых рейтингах занимают передачи о животных. Стоит ли удивляться, что анималотерапия стала реальной альтернативой другим хорошо известным видам психотерапии?

Анималотерапия за рубежом имеет разные названия. Чаще всего используются термины «Терапия с использованием животных» («Animal Assisted Therapy») и «Деятельность с участием животных» («Animal Assisted Activities”).

Анималотерапия «показана» как взрослым, так и детям. Она дает возможность справиться со стрессом, депрессией, последствиями психологической травмы, паническими атаками и многими другими недугами.

Какая бывает анималотерапия?

Анималотерапия имеет свой инструментарий. Это образы животных (рисунки, рассказы, сказки, кино, игрушки) и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Анималотерапия бывает активной и пассивной. В первом случае клиенты играют с животными или ухаживают за ними. Во втором — наблюдают за аквариумными рыбками, птицами или животными в вольерах без непосредственного контакта.

Также анималотерапия бывает направленной и ненаправленной (естественной).

Направленная анималотерапия — это целенаправленное вмешательство, при котором животное — полноправный участник лечебного процесса. Здесь нужны не только специально обученные животные, но и квалифицированные сотрудники. В идеале, в процессе участвуют тренер (или дрессировщик), врач и/или психолог. Иногда необходимо участие педагога.

В свою очередь, направленная терапия делится на виды в зависимости от того, какое животное используется, например, канистерапия (с участием собак), иппотерапия (с участием лошадей) и т.д.

Ненаправленная (естественная) анималотерапия — это общение с животными в домашних условиях. Именно исследования, направленные на изучение взаимоотношений людей со своими домашними животными, и положили начало развитию анималотерапии. Ненаправленная анималотерапия может помочь практически любому из нас, но особенно эффективна она в случае с детьми и пожилыми людьми.

Исследования показывают, что 98% детей считают своих животных важными членами семьи, а 88% уверены, что питомцы понимают, когда их хозяева расстроены или плохо себя чувствуют. А пожилые люди, у которых есть домашние животные, более независимы и оптимистичны, чем их сверстники, которые не держат питомцев.

Источник: http://wikipet.ru/806-chto-takoe-animaloterapiya.html

Анималотерапия

Анималотерапия – это вид натуртерапии , которую можно определить как разновидность психотерапии, использующий животных (собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.) и их образы для оказания психотерапевтической помощи и двигательной реабилитации, суть которого в исцелении организма без применения медикаментозных средств. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Условия жизни в современном обществе приводят ко все возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний , одиночеству и к различным заболеваниям. И в этой ситуации, как считают многие психологи и психотерапевты, может помочь общение с животными и основанная на этом терапия. Ученые отмечают положительное влияние животных на душевное состояние человека. Кроме того, согласно исследованиям, люди, имеющие домашних питомцев, болеют меньше и живут дольше.

На сегодняшний день анималотерапия признана во всех развитых странах мира, в том числе и в России. Созданы специализированные центры, оказывающие услуги по реабилитации и лечению человека с помощью животных. Проводятся ежегодные конференции и учебы по данной тематике.

Положительное влияние животных на психическое состояние человека официально признано Всемирной организацией здравоохранения.

Терапия с участием животных является целенаправленным вмешательством, при котором животное является полноправным участником лечебного процесса и от него во многом зависит терапевтический эффект. Для такой терапии нужны не только специально подготовленные животные, но и особо обученный персонал. В идеале в ней принимают участие тренер или дрессировщик, медработник и психолог.

Виды анималотерапии:

  • ненаправленная (взаимодействие с домашними животными без терапевтической направленности);
  • направленная (специальное использование животных или их образов по разработанным программам для достижения лечебного эффекта).

Направленная терапия включает в себя несколько подвидов, перечисленных ниже.

В зависимости от вида животного анималотерапию подразделют:
Иппотерапия

Канистерапия

Орнитотерапия

В анималотерапии птицам отводится, может быть, не такое почетное место, как собакам, кошкам и лошадям, но вклад пернатых – больших и меленьких – в исцелении человека достаточно велик и потому заслуживает отдельного внимания. Лечебный эффект при общении с птицами связан с психологическим настроем: простое созерцание веселых, щебечущих пташек надежно предохраняет от хандры, меланхолии, депрессивных состояний. А прослушивание их прекрасных трелей и мелодий — замечательное средство от многих нервных болезней, переутомления и апатии. Мелодичный птичий щебет поднимает настроение, делает нас спокойнее и радушнее, становится радостнее жить.

Использование других животных: кроликов, хомяков, черепах и др

Невропатологи и психотерапевты рекомендуют своим пациентам, которые жалуются на отсутствие контактов с другими людьми или склонны к депрессии, завести у себя дома пушистого зверька. Она поглощает страхи, удовлетворяет потребность человека в тепле, защищенности и доверии. Когда человек гладит животное, в его центральной нервной системе появляются дельта-волны удовольствия, которые оказывают влияние на появление положительных эмоций, хорошее настроение. Даже ученые-эксперты, определила кролика и кошку в “разряд средств, применяемых против стрессовых состояний». Например, кроликов можно рассматривать как ненаправленную психотерапию. Забота о маленьком пушистом зверьке помогает отвлечься от грустных мыслей, снять страх перед чем-то. Многие детские учреждения создают живой уголок для того, чтобы ребенок учился заботиться о живом существе, тактильный контакт с животным успокаивает и помогает снять стресс.

Дельфинотерапия
Главным участником терапевтического сеанса является дельфин. Чаще всего дельфинотерапию применяют для стабилизации психоэмоционального состояния человека, снятия психологического напряжения. Великолепные результаты дает общение с дельфином детям с серьезными заболеваниями центральной нервной системы: аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.
Анималотерапия открывает широкие возможности в лечении и профилактике множества заболеваний. На сегодняшний день анималотерапия считается самостоятельным методом психотерапии, получившим широкое распространение во многих странах мира. Успех в лечении зависит не только от профессионализма терапевта и используемого животного, но и во многом от отношения пациента к конкретному питомцу.

Источник: http://zdetstvo.ru/metody-lecheniya/animaloterapiya/

Что такое анималотерапия

Анималотерапия (от латинского “animal” – животное) – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Читайте:  Бордер колли

Выделяют два видах анималотерапии: направленной и естественной (или ненаправленной).

Ненаправленная анималотерапия

Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения может быть обозначено как естественная (или ненаправленная) анималотерапия. Собственно, исследования в области анималотерапии начались именно с изучения взаимоотношений людей со своими домашними животными и психологической пользы, которую это им приносит. Этот вид анималотерапии оказывается наиболее эффективным для детей и пожилых людей.

Анималотерапия может способствовать преодолению одиночества, улучшить психологическое состояние пожилых людей, помочь им справляться с трудностями и изменениями, переживаемыми в старости: выход на пенсию, смерть друзей, болезни.

Общение с домашними животными играет особую роль и в социально-психологическом благополучии детей, оно дает необходимую эмоциональную «подпитку» и само по себе является хорошей психотерапией. Особенно она необходима детям, которые нередко страдают от одиночества в собственных семьях. Животное выступает здесь как источник удовольствия, как внимательный слушатель, а отношения животного с владельцем могут быть основой для других социальных отношений. Данные исследования показали, что дети, у которых есть домашний питомец лучше интегрированы в общество, у них более широкие социальные связи и они более популярны среди одноклассников. Забота о животных также формирует у детей такие социально значимые качества и черты, как эмпатия, ответственность, пунктуальность и самодисциплина. Забота и взаимодействие с животным незаменимы, когда дети хотят утвердиться в способности к независимым и ответственным действиям.

Направленная анималотерапия

Процесс целенаправленного использования животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам получил название направленной анималотерапии. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента. Опытный терапевт наблюдает за взаимоотношениями клиента и животного и использует их для достижения долгосрочных терапевтических эффектов.

В зависимости от того, какие животные используются, направленную анималотерапию в свою очередь можно разделить на несколько видов: иппотерапия (использование лошадей и верховой езды), дельфинотерапия (использование дельфинов), канистерапия (использование собак), терапия с использованием других видов животных, не столь распространенных в психотерапии. Кошки используются реже, они менее социализированы и предсказуемы. Птицы, из-за того, что они часто являются носителями различных заболеваний, редко используются в анималотерапии, но некоторые реабилитационные центры все же используют их.

Кошкотерапия

Кошкотерапия воздействует на организм человека многогранно.

В процессе общения человека с животным происходит биоэнергетический контакт. Когда хозяин гладит своего питомца, в его центральную нервную систему поступают положительные импульсы и у человека поднимается настроение.

Благодаря известной кошачьей привычке массировать коготками тело человека, у последнего раздражаются рефлексогенные зоны — кошачьи когти работают так же, как инструменты рефлексотерапевта во время сеанса иглотерапии.

Именно у кошки возникают токи низкой частоты. Ученые утверждают, что низкочастотные токи у кошек вырабатываются благодаря ее тонкой и нежной шерсти. Когда животное двигается, происходит трение волосков друг о друга, благодаря чему возникает мощное электрическое поле. Что касается влияния токов на организм человека, то в настоящее время доказано, что, воздействуя на очаг воспаления, они убивают микробов. Кроме того, во время сеанса кошкотерапии быстрее идет заживление тканей и улучшается их кровоснабжение. Лучше всего кошкотерапия действует при лечении воспаления суставов и гинекологических заболеваний. В последнем случае животное достаточно посадить на низ живота и, поглаживая кошку, лежать не менее 20 минут.

В 70-х годах XX века врачи-терапевты Англии и США, работавшие в специализированных клиниках для умственно отсталых детей, провели исследования в отношении терапевтических способностей кошек. И выяснили, что кошки оказывают серьезную помощь людям, страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга и даже способствуют полному исцелению больных алкоголизмом и наркоманией.

В кошкотерапии имеется целый раздел, посвященный кошачьему мурлыканью. Известно, что звуки, которые издает пушистый лекарь, оказывают положительное воздействие на организм человека и способствуют предупреждению и лечению многих болезней. Ученые считают, что мурлыканье кошки аналогично ультразвуковой терапии, только звуки, которые издают эти животные, оказывают гораздо лучший эффект и помогают как самому животному, так и его хозяину справиться со многими недугами. Исследователи установили, что тот диапазон (от 27 до 44 герц), в котором мурлычут кошки, на 20% укрепляет кости. Также кошачье мурлыканье оказывает благотворное влияние на нервную систему человека и его психическое состояние, улучшается мозговое кровообращение, нормализуется давление и стабилизируется сердечный ритм.

Согласно восточной медицине, у человека все болезни возникают из-за энергетического дисбаланса в организме. Хроническая усталость, неврастения, сердечная и почечная недостаточность, артрит, гипотония характеризуются недостатком энергии и относятся к заболеваниям «инь». Инсульты, инфаркты, гипертония, остеохондроз и артрит возникают у людей, страдающих от переизбытка энергии. В восточной медицине такие недуги считаются болезнями «янь».

Когда в организме человека происходят какие-то нарушения, у него возникают болевые ощущения, свидетельствующие об изменении энергетического потенциала на каком-то участке тела. Вот это изменение потенциала и чувствует кошка, которая является единственным представителем млекопитающих, поглощающим определенное количество отрицательной энергии. Безошибочно угадывая негативно заряженный участок тела человека, кошка устремляется точно к больному месту, устраивается поудобнее и начинает заряжаться: сначала она делает массаж своими коготками, а затем ложится или садится на больной участок тела.

Стоит отметить, что во время такого сеанса кошкотерапии больной не только избавляется от деформированных энергетических полей, но и одновременно получает лечение теплом, что очень полезно при многих заболеваниях.

Освобождая своего хозяев от отрицательной энергетики, кошка тем самым способствует правильному кровоснабжению тканей, восстановлению клеточного энергообмена, рассасыванию внутренних гематом, лечению почечных колик, а также ушибов, травм и т. д.

Однако, когда у хозяина очень много отрицательной энергии, кошка не всегда может избавиться от нее и зачастую сама заболевает. Известны случаи, когда кошки вылечивали своих любимых хозяев от заболеваний, а потом сами умирали. Потому специалисты рекомендуют людям, использующим для своего лечения кошку, не злоупотреблять ее способностями и периодически давать ей время для восстановления сил. Помните, если хозяин не любит свою кошку, а просто использует её, то вряд ли она поможет ему избавиться от недугов. Любите своих питомцев, и они отплатят вам своей любовью.

Канистерапия

Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является то, что ее отличительной чертой можно назвать преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, – сопереживание. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются. 95 процентов животных, используемых в психотерапии в США, составляют именно они. Такая популярность, считает С. Шульц, объясняется также и тем, что собаки лучше выражают свои эмоции, чем другие животные, хотя и не всегда являются более эмоциональными, так как их предки волки живут в стаях и имеют развитую систему социальной коммуникации, и собаки унаследовали этот язык и способность сознавать свое социальное положение. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает и доверие к терапевту, а без такого доверия лечение неэффективно.

Читайте:  Можно ли оставить кота или собаку себе при разводе

Также, отмечает К. Аллен, собаки могут помогать справиться со стрессом, хотя до сих пор никто не может объяснить механизм, благодаря которому это происходит. Так, проведенное изучение семейных пар дало интересные результаты относительно общения в повседневной жизни. Оно показало, что семейные пары, у которых есть собака, легче преодолевают семейные кризисы и выходят из конфликтных ситуаций, чем те, у кого собак нет. Возможно, это можно объяснить тем, что присутствие собаки и вопросы, возникающие в связи с ее содержанием, предоставляют возможность более тесного общения, появляются общие интересы, что в свою очередь сплачивает семью. Кроме того, многие люди делятся с собаками своими проблемами и «обсуждают» с ними свои трудности, не получая взамен осуждения или непонимания.

Иппотерапия

Иппомтерапия (от греч. hippo — лошадь) — так называемое «лечение с помощью лошади». Один из видов альтернативной медицины, при котором воздействие на организм больного оказывают как через непосредственно тренировки на лошади, то есть верховая езда, так и через условное «биополе» лошади. Последний аспект лечения клинически не доказан, поскольку сам факт существования биополя до сих пор не нашёл научного подтверждения.

Иппотерапия — лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. Верховая езда вызывает массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов.

Райттерапия — метод медицинской реабилитации, основанный на занятии верховой ездой. Этот метод используется для лечения людей с травмами позвоночника, страдающих рассеянным склерозом, ДЦП и другими видами заболеваний. Благодаря верховой езде улучшается координация, повышается мышечный тонус, снимается спастика. Уникальность этого метода в том, что мышечные импульсы лошади передаются всаднику и приводят в действие мышцы последнего.

Использование других животных в психотерапии

Исследователь Б.В. Шеврыгин считает, что не только собаки, лошади и дельфины, но и все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтический эффект в этих случаях несколько ниже.

Использование аквариумных рыбок является превосходным средством для лечения и профилактики неврозов, депрессий и других нервных расстройств. Также этот вид анималотерапии, по мнению Б.В.Шеврыгина, может быть эффективен при работе с неврастенией, психастенией, истерией, неврозе навязчивых состояний, сенсорнофобическом неврозе (испуг). Наблюдая за рыбками, человек получает возможность эмоциональной разрядки и отвлекается от проблем.

Доказано, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с бессонницей и т.д. В аптеках Нью-Йорка продаются специальные видеокассеты с “аквариумными сюжетами”, которые используются в больницах, в приемных зубных врачей и т.д.

Наблюдение за птицами – прекрасное средство от депрессий и различных нервных расстройств. Общение с крупными птицами, поднимает настроение. Исследователи это объясняют тем, что в прошлом было немало любителей соколиной охоты.

Могут помочь даже пресмыкающиеся. Считается, что наблюдение за ними укрепляет нервную систему, может быть эффективно при неврастении, нейроциркулярной дистонии, а также некоторых психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия.

Источник: http://www.vsepodbokom.ru/view_articles.php?id=70

Психолого-педагогический центр

Психологические консультации, развивающие занятия, диагностические исследования

  • Новости
  • ПМПК
    • Основные сведения о ПМПК
    • Актуальные вопросы ПМПК
    • Запись на ПМПК
  • Семейный клуб
    • Родителям
    • Подросткам
  • Специалистам
  • Важно об Интернете!

    ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!

    Согласно Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» для проведения обследования ребенка на ПМПК его родители предоставляют пакет документов согласно перечня (см. перечень документов на сайте ГБУ «ППЦ» в разделе ПМПК). Документы (справки от врачей, характеристики) остаются в ПМПК и прикладываются к протоколу. Просьба родителей (законных представителей) при необходимости заранее делать дубликаты или ксерокопии справок. Ксерокопии документов в в ГБУ «ППЦ» и ПМПК не делают.
    Заведующий ПМПК Садыхова И.А.

    Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос

    • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • О центре
      • История центра
      • Структура центра
        • Отдел психолого-педагогической помощи
        • Отдел психолого-педагогической коррекции дезадаптивных состояний
        • Экспертно-диагностический отдел. Психолого-медико-педагогическая комиссия.
        • Отдел ранней помощи
        • Структура отделов Центра
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Учредительные документы
        • Устав ГБУ ППЦ
        • Приказ об утверждении устава
      • Документы федерального и регионального уровня
      • Публичные отчеты
      • Локальные акты
      • Правила внутреннего трудового распорядка
      • Коллективный договор
      • Порядок оказания платных услуг
      • Результаты проверок органов государственного контроля (надзора)
      • Правила приема в учреждение
      • Государственное задание
      • Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
      • Архивы документов
        • Устав 2011
        • Изменения в Уставе
        • Приказ о переименовании
        • Изменения в положение о компенсационных выплатах ГБУ ППЦ
        • Изменения в положение о стимулирующих выплатах ГБУ ППЦ
        • Изменения в положение об оплате труда ГБУ ППЦ
        • Положение об организации работы по охране труда
        • Положение о службе по Охране Труда ГБОУ «ППЦ»
        • Положение об организации обучения по Охране Труда ГБУ «ППЦ»
        • Положение о сборе, обработке и защите персональных данных работников ГБУ «ППЦ»
        • Положение о работе экспертной группы по оценке результативности профессиональной деятельности специалистов ГБУ «ППЦ»
        • Архив документов по образовательной деятельности
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
      • План финансово-хозяйственно деятельности
      • Информация
    • Информация об объеме образовательной деятельности
    • Вакантные места для приема, перевода
    • Работа профсоюза
    • Практика студентов
    • Социальные партнеры
    • Противодействие коррупции
    • Охрана труда и безопасность
      • Охрана труда
      • Безопасность
      • Инструкции, рекомендации, памятки
    • Контакты

  • Апр 20

    Анималотерапия — лечение животными. Виды и функции анималотерапии.

    Анималотерапия (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

    Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого реперту­ара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным макси­мально приспособиться к условиям жизни, нахо­диться в сбалансированном взаимодействии с окру­жающими.

    Изучением психической деятельности животных, их перцептивных процессов, памяти, эмоций, ориен­тировочно-исследовательских реакций, навыков, раз­личных форм научения, рефлексов занимается зоо­психология. Анималотерапия получает от этой на­уки знания о психике животных, их возможностях в осуществлении коррекционных задач.

    Виды анималотерапии

    Ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.
    Направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных.

    Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются — иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия, и др.

    Функции анималотерапии (по В. А. Ясвину и С. Д. Деребо)

    1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу нервной системы, психики в целом, снимает стресс.

    2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными способствует гармонизации их межличностных отношений. При помощи методики «Рисунок семьи» латвийский психолог Антонова Е.В. изучала влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомов:

    • 1) «благоприятная семейная ситуация»,
    • 2) «конфликтность»,
    • 3) «тревожность»,
    • 4) «чувство неполноценности»,
    • 5) «враждебность».

    В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную.

    В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности, тревожности и конфликтности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.

    Поэтому, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку, когда в семье сложились отчужденные отношения. Как отмечала Э.Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Подобная совместная деятельность начинала определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе.

    3) Реабилитационная функция. Дополнительным способом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать психической и социальной ее реабилитации, являются контакты с животными и растениями. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации. Американским ученым М.Робином и его сотрудниками проводилось исследование, в котором принимали участие около 500 подростков, как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах. Результаты оказались следующими:

    • — среди школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить»;
    • — среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%;
    • — среди пациентов психиатрических больниц — 61%;

    Высока роль общения с животными, вообще, с миром природы в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который, порой другим путем, он получить не может. Наблюдения показывают, что ребенок, заботящийся о каком-либо животном, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.

    4) Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в компетентности, в успешности, выражаемая формулой «я могу». Люди очень дискомфортно ощущают себя в ситуациях, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количестве сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем благоприятнее «образ Я» и выше самооценка человека. Поэтому для подростков характерна частая смена увлечений и знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.

    Дополнительным каналом удовлетворения потребности в компетентности и успешности может являться взаимодействие с миром природы, которое позволяет существенно повысить самооценку у людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

    5) Функция самореализации. Исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других показали, что одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Невозможность или трудности самореализации приводят к глубочайшему личностному кризису. Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов (устраивает аквариум, лежанку для собаки или кошки, строит скворечник), он выступает в роли творца, «вершителя судеб». Тем самым, определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить. Ребенок создает «свой мир», в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».

    6) Функция общения. Взаимодействие человека с животными и даже с растениями осуществляет одну из важнейших функций – функцию партнёров общения.

    В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты:

    • 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни.
    • Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками.
    • 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам.
    • 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то.
    • Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.

    педагог-психолог
    отдела психолого-педагогической
    коррекции дезадаптивных состояний
    Колошникова Е. А.

    Источник: http://pcenter-tlt.ru/animaloterapiya-lechenie-zhivotnymi-vidy-i-funkczii-animaloterapii