Aquascape relax

“Вероятно, ощущение безграничного покоя,

которое дает нам Nature Aquarium,

мы получаем от созерцания

утопического существования живых существ внутри.” Takashi Amano

Ивагуми (Iwagumi) – оформление аквариума камнями, стили Iwagumi, виды камней.

Композиция из камней называется IWAGUMI. Это Японское слово. IWA означает “камень”, GUMI означает “расстановка”. То есть IWAGUMI означает расстановку двух или более камней для создания композиции.
Для расстановки камней существует огромное количество схем и правил которые описаны в главной книге Японского сада – Sakuteiki. Сад камней создается из пяти Основных типов камней.
Камни – это кости Японского сада. Если правильно разместить камни, остальной сад сам организуется.
Правило номер два Японского сада гласит: сначала расставь камни, потом деревья, потом травы. Тот-же принцип применим к Nature Aquarium и расстановке коряг.

Пять Основных типов камней.

Низкий вертикальный – Low vertical (Душа – Soul, Reishoseki stone) – база шире чем сужающаяся верхушка. Очень часто используемый камень.
Высокий вертикальный – Tall vertical (Тело – Body, Taidoseki). Вертикальный камень с основанием совсем немного шире чем верхушка.
Размещать наиболее тщательно – это самый высокий камень в группе и является определяющим основную линии движения сада. НИКОГДА не ставить впереди других камней!
Плоский камень – Flat stone (Heart stone, Shintaiseki). Самый полезный камень. В сложных композициях используется как центральный гармонизирующий элемент, а в более простых композициях служит гармонизации вертикальных камней горизонтальными линиями Земли или Воды.
Ветвистый или Арочный камень (Branching stone, Shigyoseki). Это камень с формой не по правилам – верхушка плоская и немного шире чем основание. Самый сложный камень для выбора, если верхушка слишком большая он выглядит неустойчивым. Это чрезвычайно полезный камень так как используется для связывания двух Горизонтальных камней с двумя вертикальными, так же как и для объединения группы камней ветвями дерева.
Полулежащий камень (Rreclining stone, Ox stone, Kikyakuseki). По высоте он между Плоским и Ветвистым, но никогда не ниже чем Плоский, и не выше чем Ветвистый. Один край камня выше чем другой. Это камень тонкой настройки, размещаемый впереди для объединения других камней, и должен размещаться очень тщательно.

Все эти Основные камни используются в любом количестве комбинаций, и часто сочетаются со Вспомогательными камнями (Helping, или Throwaway stones) в любом количестве и любой формы, которые уже не должны иметь форму выше перечисленных пяти Основных типов камней.

Эти Основные типы камней используются как главные камни образующие группы. В группе можно ставить два и больше камней одного из пяти Основных типов, но обычно используются группы из трех, пяти, семи штук одного из Основных типов. В одну группу н и к о г д а не ставятся камни разного Основного типа. Группы могут быть объединены вместе (как подгруппы) для создания большой фокальной точки.
Например группу из трех камней стоящих рядом друг с другом нельзя сделать из двух Низких вертикальных и одного Плоского – это будет полный абсурд. Вместо этого следует создать группу из трех камней – одного Основного Низкого вертикального, и двух Вспомогательных немного разного размера не повторяющих формы главного. Затем сделать вторую группу, например с Полулежащим. Вместе эти две группы образуют большую композицию. Вокруг групп из камней Основного типа для баланса композиции можно ставить любое количество камней любой формы меньшего размера, но только по форме не похожих на пять Основных типов камней – Вспомогательных. Это очень хорошо видно на фото внизу. Множество примеров сада камней в исполнении Амано есть на сайте aqua-shopping.net в Галерее 1 и Галерее 2.
Очень хорошо видно как раскладывают камни в галерее Oliver Knott, ADA Training Days Day2 и Day 3.
В галерее ADA Thailand можно видеть уникальный пример того, как Takashi Amano переделывает аквариумы оставляя расстановку камней, но меняя композицию при помощи растений!
Это объясняет самый важный аспект метода Takashi Amano: главное – композиция из коряг и камней, а посадка растений ей подчинена! Нужно создавать Ландшафт при помощи коряг и камней, а не пытаться создать его растениями. Удачный ландшафт = красивый аквариум! Создать акваландшафт одними только растениями – нереальная задача. Получается только композиция из растений, не Ландшафт. Похоже на составление букетов из цветов (Икебана), но никак не на садовое искусство. Задача Nature Aquarium – создание целостного Ландшафта в замкнутом сосуде. Амано использует коряги и камни как его основу. То есть, если сделана удачная композиция Ландшафта при помощи коряг и камней, то правильно подобрать и расположить растения будет намного проще. Мало того, с одним и тем же ландшафтом можно делать разные композиции с разной посадкой растений.
Лучшее что можно сделать – поставить пустой аквариум и расставлять в нем композиции. Со временем вы освоите все три типа и избежите массы ошибок при устройстве аквариума.

Правила расстановки камней по Takashi Amano:
– ставить нечетное количество камней, 3,5,7 штук
– не ставить камни одинакового размера и формы
– никогда не использовать камни разного цвета или камни из разных районов в одном аквариуме
– не используй камень в том виде в котором это противоречит его сущности
– не ставить камни и коряги в неустойчивом и неестественном положениях
– не ставить камни в один ряд – используйте принцип Sanzon-Iwagumi

1) Камни расставляют Группами. Групп может быть несколько (п. 2).
В каждой Группе камней можно использовать ТОЛЬКО ОДИН из пяти Основных типов камней!
Остальные камни каждой группы имеют форму отличную от Основных и просто дополняют их!
Это Вспомогательные, или Throwaway (Helping) stones.
2) Группы камней обычно по две-три штуки одного Основного типа, которые могут объединятся в Большую композицию для создания более крупной фокальной точки.
3) Можно ставить в группе два-три одного из Пяти Основных типов, но немного отличающихся по размеру. Это будут Male и Female камни (Мужской и Женский).
4) Никогда не использовать:
– камни которые были Явно отрезаны или сломаны
– камни с верхушкой больше чем основание (кроме типа Ветвистый – Arched, Brenching)
– вертикальные по своей природе камни ставить горизонтально или наоборот
– не ставить камень который не имеет отношения к остальным (другой породы?)
– смешивать камни обточенные водой (прибрежные) с камнями с острыми гранями (горные)
Нельзя ставить камни так, чтобы ось симметрии камня была под правильными углами к стенам рядом стоящих зданий (стенкам аквариума?).

Читайте:  Кубышка японская ->

На форуме APC советуют: “Обратите внимание, что при расстановке камней важно выставлять их таким образом, чтобы все меньшие, окружающие камни, были направлены (наклонены) на самый большой (Основной) камень в группе. Такое размещение акцентирует внимание на главном камне группы.”

И еще раз повторюсь: главное в расстановке камней и коряг – разделить объем аквариума на передний, средний, и задний планы.

Какие именно породы камней использует Takashi Amano можно видеть в каталоге ADA Камни и коряги/Layout Materials и в отчете о поездке в ADA от Oliver Knott – ADA Training Days.
Лучшие камни для Nature Aquarium – Малайское и Американское окаменелое дерево (petrified wood).
Для аквариума не пригодны породы выделяющие железо, кальций и магний: травертин, туф, гранит, мрамор, известняк. Кальций и магний повышают жесткость воды и ее pH. Избыток железа в воде угнетает рост растений и способствует росту водорослей. Образцы пород камней для NA есть в каталоге ADA.

Принцип Sanzon-Iwagumi.

Растения и камни в Nature Aquarium располагают используя важнейший принцип Японского садового искусства называемый “Sanzon-Iwagumi”:
“Это расположение камней по треугольнику. Самый большой камень из трех располагают немного впереди, второй по размеру справа сзади от него. Самый маленький камень ставят слева сзади. Сохраняйте пропорции такими, чтобы на виде спереди соотношение сторон образовавшегося треугольника слева-направо было 2:3. Три воображаемые линии между центрами камней должны образовать треугольник. При использовании этого принципа форма и очертания камней становятся неважными!” (Takashi Amano)
Прим.: можно положить камни точно так-же, но зеркально, т.е. самый большой сзади.

Если ставится больше трех камней, то следующую тройку располагают по тому же принципу, но по треугольнику большего/меньшего размера, другой формы, и смещая относительно первой тройки камней.

По этому же принципу садят растения, только переплетая и смещая треугольник растений относительно треугольника камней. Кстати, правило троек дает то, что число предметов всегда нечетное.

Расставляя камни разного размера следует располагать их так чтобы трещины были в одном направлении, и всегда присыпать грунтом основание камней. Так создается впечатление что группа камней является одним целым камнем. Это важный прием если у вас нет камней подходящего размера, и фундаментальное правило создания Iwagumi – получить впечатление Равновесия и Непрервыности. (ADA)

Кроме японских правил композиции сада камней Iwagumi Такаши Амано уделяет большое внимание и традиционному “Золотому сечению”. Один из номеров Aqua Journal быд посвящен его использованию в Nature Aquarium. Дискуссию о золотом сечениия (golden ratio) с массой примеров фото аквариумов можно найти на форуме my-mac.net.

Стили Iwagumi.

Такаши Амано о расстановке камней:

“У вас не получится хорошего Ивагуми, пока вы не научитесь быстро расставлять камни. Когда вы тратите на это много времени и слишком долго обдумываете, то восприятие притупляется, и вы делаете уже что-то ненатуральное, теряя чувство ритма. Иногда бывало, что я переставлял камни сотни раз, работая до глубокой ночи, пока наконец результат меня удовлетворял, но то , что казалось бы уже закончено и выглядело отлично, утром оказывалось несколько разочаровывающим. Опыт и некоторая интуиция гораздо важнее при аранжировке камней, чем художественный вкус. Несмотря на то, что художественный вкус очень важен при завершении композиции, в самом начале важно понимать, что камни в этом месте будут выглядеть именно так и не иначе. После того, как вы наработаете определенный опыт и натренируете интуицию в расстановке Ивагуми, то вы достигнете необходимой скорости работы и почувствуете ритм, который позволит вам творить сложные, утонченные композиции, передающие могущество и энергетику природы.

Как уже говорилось ранее, одновременно с наработкой практического навыка расстановки камней очень важно развивать способность видеть и чувствовать вещи не глазами, а сердцем, поскольку уж слишком много разных моментов сразу сочетаются в Ивагуми, таких как: ритм, игра теней, уравновешенность, торжественное впечатление, гармония, эстетичность и утонченность момента.”

Выбор камней для Ивагуми

Для скейпа с растениями очень важна фактурность камней, игра цвета и теней, для этого выбираются камни с многочисленными трещинами, выбоинами, неровные, испещренные, сложной формы, драматичные, потому что в аквариуме гораздо интереснее смотрится камень дающий игру теней. Растения сами по себе дают много теней и плюс цветовые пятна разной интенсивности, цветовые градиенты, поэтому камни должны быть очень выразительными. Так же важно, чтобы все выбранные камни для Ивагуми были одинаковой фактуры и цвета, это основное правило, поскольку наиболее естественно в аквариуме будут смотреться камни, которые создают впечатление того, что много лет назад они были одним целым, а затем распались на отдельные камни под воздействием времени.

Наиболее часто в Ивагуми используются следующие виды камней (stones):

MANTEN STONE

SEIRYU STONE
Серые камни с резкими углами, хорошо сочетаются с почвопокровными растениями, такими, как: глоссостигма, элеохарис, хемиантус куба.

Готовая композиция (Sergey Morozov & Button № 387 на IAPLC 2010, фото Павел Беляев)

OHKO STONE
Желтоватые камни с очень фактурной неровной поверхностью. Хорошо смотрятся с длинностебельными растениями, высаженными на заднем плане.


YAMA STONE
Камни внешне похожи на Manten Stones

RYUOH STONE
Камни похожи текстурой и цветом на SEIRYU STONE, но отличаются по форме и резкости углов.

Источник: http://aquascape-relax.blogspot.com/p/blog-page_9.html

Стиле ивагуми

Акваскейпинг в стиле Ивагуми иногда называют простейшим среди других стилей природного аквариума. Вряд ли можно согласиться с таким утверждением. Создание подводного пейзажа из камней и растений, который пробуждал бы в сознании чувство покоя и гармонии, сродни чувствам, возникающим при созерцании живого огня или плывущих облаков достаточно сложно и подвластно мастерам.

В статьях, посвященных природным аквариумам можно нередко встретить высказывания, что стили данного направления чудесно отображают хаотичность природы. Между тем ни сам создатель природного аквариума Т.Амано, ни его последователи, достигшие вершин в этом виде акваскейпа, вроде нигде не высказывались о хаотичности, наоборот, всячески подчеркивали гармоничность дикой природы и воплощали её в своих аквариумах. На примере стиля Ивагуми (оформление аквариумов на основе композиции из камней) покажем, насколько правильная композиция из камней математически выверена с гармонией.

Читайте:  Данио Хопра

Первая композиция в стиле Ивагуми была показана акваскейпером Т.Амано в 1985 году.

Так выглядел первый Ивагуми, созданный Т.Амано – сегодня классика

Т.Амано неоднократно советовал новичкам, прежде чем приступить к созданию акваскейпа, очень хорошо продумать будущую композицию с учетом всех элементов, сделать эскиз будущего акваскейпа. Ошибки, которые проявятся после того, как аквариум наполнят водой и подрастут растения, исправлять практически невозможно – и огромные затраты времени и труда пропадут даром.

По сути, камни в акваскейпе Ивагуми действуют как структура всего проекта.

Поэтому воплощение проекта Ивагуми начинают с подбора камней.

Классические рекомендации по созданию Ивагуми устанавливают принцип нечетности количества используемых камней.

Также есть требование – все камни должны иметь одинаковую структуру и фактуру, совпадающие с главным камнем. Мастер изучает сколы главного камня и подбирает последующие камни так, чтобы линии их фактуры совпадали, были параллельны с таковыми на камне Oyaishi.

Использование нечетного количества камней не дает человеческому глазу разделить дизайн по центру и создать неестественную симметрию.

Т.Амано подчеркивал, что симметрия не свойственна природным пейзажам, она возникает там, где в пейзаж вмещался человек. Нечетное количество камней делает процесс создания природности ландшафта более легким (включая и начинающих акваскейперов), поскольку из нечетного числа элементов создать симметрию проблематично. Таким образом, нечетность даст возможность сформировать природную композицию даже новичкам.

Опытные мастера создают ассиметричные композиции и из четного числа камней, но начинающим лучше не рисковать.

Начальное количество камней, композиция из которых даст воплотить принципы Ивагуми, считается равной пяти. Но мастера этого стиля обходятся и меньшим количеством. Такой, навзовем его подстиль, Sanzon Iwagumi, состоит всего из трех камней – большого главного камня, меньшего второго и также допускается наличие вспомогательных камней.

Sanzon Iwagumi

Здесь же для примера рассмотрим создание композиции Ивагуми из пяти камней.

Каждый камень имеет свое наименование.

  1. Главный камень (в англоязычной литературе используется англоязычная аллитерация японского названия Oyaishi) – это самый большой камень композиции. По высоте (естественно высота определит и другие размеры) должен составлять 2/3 высоты аквариума. Ставят его всегда наклонив в сторону. Наиболее удачны те композиции, где направление наклона а также направление линий фактуры камня совпадает с направлением течения в аквариуме. В литературе не удалось отыскать объяснения этому факту, но, вполне вероятно, поскольку растения также наклоняются по направлению течения – со временем формируется дополнительная визуальная диагональ, добавляющая гармонии и динамизма.
  2. Первый второстепенный камень (Fukuishi) – он может устанавливаться как справа, так и слева
  3. Второй вспомогательный камень (Soeishi) – задача этого камня, располагающегося на противоположной стороне от первого второстепенного камня подчеркнуть массивность главного камня, его главенствующее положение в композиции и визуально уравновесить первый вспомогательный камень.

Если внимательно изучать Ивагуми мастеров, можно сделать вывод – вершина одного из вспомогательных камней всегда ниже вершины первого вспомогательного камня.

Давайте посмотрим внимательно, как расположил эти камни в своей композиции Т.Амано.

– высота главного камня составляет 2/3 высоты аквариума, расположен он на линии отсекающей 2/3 длины аквариума;

– если соединить вершины камней – получим треугольник с соотношением сторон кратным 1/3.

Как видите, мастер располагает камни не бездумно, а в соответствии с математической гармоничностью – принципом золотого сечения.

  1. Вспомогательные камни (4) (Suteishi – яп. переводится как «выброшенный камень» или “выбрасываемый камень”, это кому уж как нравится) – используют для создания впечатления законченности композиции и её завершенности, располагаются либо перед, либо за вспомогательным камнем. Этот миниатюрный камень на первый взгляд и не особенно заметен, даже со временем покрытый растениями. Тем не менее, говорят, что он улучшает другие части сада, придавая тонкую сложность и непосредственность дизайну.

Обратите внимание – Т.Амано в своей композиции расположил вспомогательные камни так, что их вершины сформировали дополнительную визуальную диагональ, практически параллельную основной визуальной диагонали, которую формируют вершины главного и первого второстепенного камня.

Такой прием дал возможность визуализировать принцип гармонии динамики движения застывшего пространства, которым широко пользовались такие живописцы маньеризма, ка Эль Греко.

Кстати, обратите внимание – высота насыпания грунта плюс высота растений в правом и левом углах аквариума неодинаковы, а тоже формируют визуальную диагональ (желтая линия) в том же направлении, что и основные диагонали

Котоак видим, все элементы композиции геометрически выверены и сбалансированы.

Именно благодаря правильно сформированному балансу создается та атмосфера спокойствия, умиротворенности, которая так прельстительна в природных аквариумах, и в Ивагуми в частности.

Композиционно правильно размещенные камни выполняют общую задачу природных аквариумов – создать баланс между хардскейпом, открытым пространством и масштабом каждого элемента дизайна.

Можно сказать, что именно по этой причине новичкам не овладевшим практической стороной Ивагуми, что достигается в процессе создания неудачных композиций как награда за упорство, редко удаются удачные Ивагуми – ведь в общий баланс вовлечены не только статичные камни, постоянно растущие растения, но и подвижные рыбки.

И, тем не менее, создать красивый Ивагуми сможет и новичок – попробуйте придерживаться в формировании композиции требования не нарушать правила соотношения две трети и правила треугольника с вершиной, не совпадающей с линиями разделяющими что-либо на две равные части (кстати, если внимательно присмотреться к композициям Т.Амано – можно отыскать, две трети размера чего имеют используемые им иногда рыбки).

Из растений в Ивагуми наиболее часто профессионалы используют растения с маленькими листьями. Более высокие растения правильно высаживать на задних планах.

Эти растения используют для смягчения визуального воздействия камней, не затеняя основную структуру. Низко растущая зелень также создает впечатление земли, покрытой лесом, с центральными камнями в виде гор.

Выращивание отдельных саженцев (садят их с помощью специального пинцета, такие пинцеты доступны на aquaMegaMall.ru) может занять значительное время, но как только они вырастут, гармоничный конечный эффект будет стоить затраченного труда. Растения, выращиваемые в акваскейпе Ивагуми, как правило, нуждаются в еженедельной обрезке, чтобы сохранить природу компактного коврового покрытия.

Небольшие группы креветок и маленьких стайных рыбок вносят своим движением дополнительные штрихи спокойного динамизма в общую гармонию ландшафта и к тому же помогают бороться с водорослевыми обрастаниями.

Источник: http://aquamegapedia.ru/2905/ivagumi-kratko-i-tolko-po-delu-kak-bystro-nauchitsya-samostoyatelno-sozdavat-krasivye-kompozitsii-iz-kamnej-v-akvariume

Онлайн журнал о Природном Аквариуме


Добро пожаловать в мир Природного Аквариума! Задачей Природного Аквариума является выращивание в аквариуме здоровых растений для воссоздания той среды, в которой могут комфортно жить рыбы, и где все живые организмы могут сосуществовать в условиях, приближенных к природным. Однако недостаточно построить приносящий эстетическое наслаждение ландшафт. Чтобы создать прекрасный по красоте подводный пейзаж, нам нужно разработать его, имея в виду композицию и цвета. Здесь я хотел бы познакомить вас с несколькими основными этапами по созданию Природного Аквариума.

Читайте:  Королева аулонокара Ньяса

Такаси Амано создает ландшафт. Он тратит большое количество времени на этапе расположения композиционных материалов, таких как коряги и камни. Сделав шаг назад, чтобы увидеть пейзаж на расстоянии, он рассматривает общий баланс и искусно вносит поправки в углы расположения коряг.

Вставка: Сектор с белым песком становится передним планом, а сектор с темным грунтом становится задним планом аквариума. После укладки камней, удерживающих грунт, Амано расставляет коряги с Болбитисом и Микросориумом в центральной части. Некоторое пространство по сторонам предназначается для посадки на заднем плане.

Субстрат

Природный Аквариум включает в себя несколько компонентов. Первый – это субстрат, устраиваемый из нескольких материалов: темный песок, обильно содержащий в себе питательные вещества для растений, специальный грунт, в котором растения распространяют свои корни и светлый песок, который усиливает вид переднего плана.
Для создания ландшафта, приведенного здесь, был использован картон для разделения аквариума на переднюю и заднюю зоны. Задний план, где были бы высажены растения, был заполнен питательным субстратом и темным песком, на переднем плане был засыпан только светлый песок. Субстрат был уложен под углом, спускающимся от задней стенки аквариума к передней. В конце картонный разделитель был аккуратно извлечен. Если субстрат укладывается секторами как в данном ландшафте, необходимо проявить осторожность, чтобы не разрушить субстрат. Субстрат темного цвета, если его не укрепить, может пересыпаться вперед и портить вид светлого субстрата. Передвигающиеся креветки Caridina japonica, которых добавляют в аквариум для контроля за обрастаниями, также могут нарушить целостность субстрата. Для предотвращения этого по границе между двумя видами субстратов укладываются удерживающие камни. В данном дизайне камни лавы с привязанным к ним с помощью нити мхом были размещены рядом как укрепления. С разрастанием мха, камни служат не только укреплениями, они также усиливают ощущение естественности подводного пейзажа.

Коряги

Далее в аквариуме устанавливаются коряги. Удерживая в голове композицию ландшафта, вам необходимо принять во внимание общий баланс и определить углы для каждой из коряг. Также следует учитывать пространства для посадки травы. Коряги не только формируют основу композиции, но также являются декорацией среднего плана ландшафта.
В Природном Аквариуме длинностебельные растения, которые вырастают высокими, обычно высаживают на заднем плане. По мере их роста нижние части стебля сбрасывают листву, выпускают в воду корни и становятся непривлекательными. Средний план служит укрытием этой неприглядной части заднего плана.
На корягах могут быть закреплены Bolbitis и Microsorium. Если вы отрежете больших старых листьев Болбитиса и Микросориума так много, как сможете, а также привяжете к корягам их корневище, на этих растениях в конечном счете появятся новые красивые листья.

Использование растений различной высоты вместе с выступающими частями коряг формируют пейзаж в трех плоскостях, что обеспечивает интересные текстуру и цвета.

Посадка растений

После размещения коряг наступает время посадки растений. Перед посадкой добавьте в аквариум воду, пока субстрат не промокнет. В противном случае в свободно засыпанный на сухую, не скрепленный субстрат будет трудно высаживать растения. С другой стороны, если воды залить сразу слишком много, то из-за плавучести растений, их также будет тяжело укоренить в субстрате. По моему собственному опыту я нашел самым легким способом посадки растений, тот момент, когда воды добавлено ровно столько, чтобы субстрат оказался лишь едва погруженным под воду.
В данной композиции водные растения высажены в субстрат только на заднем плане. Когда я сажал растения на переднем и среднем планах, то в основном высаживал по одному растению за один раз, используя пару пинцетов. Длинностебельные растения с мелкими листьями могут высаживаться сразу по два-три стебля вместе, чтобы создать плотную посадку. Это также облегчает создание прекрасных кустов. Помимо длинностебельных растений, Isoetes japonica и Cyperus с длинными узкими листьями также часто высаживаются на заднем плане.
После посадки всех растений аквариум заполняется водой. Если стебли длинностебельной травы запутались, либо их побеги оказались опущенными вниз, сейчас – то самое время, чтобы решить эти проблемы, используя пинцеты.

Уход за растениями

Для фотосинтеза растений существенны свети углекислота (CO2). Для данного аквариума используются две металлогалогеновые лампы по 150 Ватт каждая, а также поставляется достаточное количество CO2.
Ежедневно вносятся жидкие удобрения. К основным удобрениям относятся: одно – для внесения калия, и другое – для внесения железа. Добавление этих питательных веществ, которые быстро исчезают из воды, улучшает цвет листьев водных растений и гарантирует вам здоровую растительность.
Тримминг (стрижка) является самой важной задачей для растущих красивых длинностебельных растений. Благодаря неоднократным стрижкам ваши длинностебельные растения будут формировать прекрасные кусты, образуемые в конечном итоге из-за образования множественных боковых побегов, а также увеличивать плотность листвы.
Тримминг выполняется путем отстригания отрастающих стеблей с помощью специальных ножниц для тримминга. Первоначально может быть сложно выбрать наилучшие места для стрижки, однако самый простой способ сделать тримминг, который отметает множество догадок, заключается в следующем: если аква-дизайн выполнен с использованием коряг в средней части, как это показано здесь, вы можете использовать коряги в качестве руководства к удалению вытянувшихся стеблей.
Данный тип акваскейпа может быть изменен множеством способов: изменением типа коряг и вариантом их установки, либо изменением типа водных растений. Если вы новичок в Природном Аквариуме, вы можете попробовать этот тип акваскейпинга, который вам будет очень легко и тримминговать и поддерживать.

Источник: http://aquajournal.ru/nature.php?nature=4&pages=31